— Ты теперь приезжай ко мне каждый день. Или, знаешь, лучше я к вам. Дети у вас отдельно живут, место мне будет. Наташа на работе устает, я вам помогать буду. И мне веселее.
Наташа до всех этих событий видела свою свекровь всего два раза. Первый раз на свадьбе, а второй раз на похоронах свекра спустя практически пятнадцать лет. Лидия Ивановна тогда стояла у гроба, и в глазах у нее была не скорбь, а ярость. Будто покойный вот только что перед кончиной успел ей какую-то последнюю пакость устроить.
Потом был обед в их доме на окраине города. Лидия Ивановна, позабыв про свою печаль, суетилась вокруг своей дочки Ирины.
— Ирочка, садись сюда, тут сквозняка нет. Вась, принеси сестре подушку под спину. Наталья, почему вы своих детей не взяли на похороны?
Наташа на секунду замерла, искренне не понимая, шутит свекровь или нет. Зачем ей брать на похороны «своих детей» к свекру, к дедушке, которого они ни разу в жизни не видели. Ее муж, Вася, дернулся и поджал губы. Да, его мать четко разделяла как детей, так и внуков всю жизнь.
— Мама, отстань, — пробурчал он наконец.
— Отстань? — фыркнула женщина, даже не глядя на сына. — Правильно, зачем им к деду на могилку ходить, вырастили неблагодарных свиней. Вот мои внуки пришли, потому что ценили и обожали деда.
Ирина в этот момент ухмыльнулась. Наташа сделала медленный вдох и выдох. Они долго думали, ехать вообще на похороны или нет. Решили, что это будет неуважение, поэтому договорились просто молчать. Но она чувствовала, как злость закипает в ней. Устроить грязный скандал? В этот момент свекровь схватила ее за локоть цепкими пальцами.
— Ты Васю не перекармливай, у него склонность к полноте. Как хряк разожрался у тебя. И насчет детей. Это же просто дичь, у вас уже двое, хватит плодиться, как кролики.
Наташа вырвала руку, не отвечая. В машине она расплакалась от бессилия и злости. Муж молча вел машину, стиснув зубы.
— Почему ты ей ничего не сказал? Почему позволил так со мной говорить?
— А что я скажу? Ты ее прекрасно знаешь. Начнешь пререкаться, хуже будет. Будет голосить, будто бы ее убивают. У нее же сердце, давление. И всегда она права. Всегда. Думаешь, мне легко?
Он с силой ударил ладонью по рулю.
— Всю жизнь она любит только Иру. У Иры дети, а у меня так, приблудыши. Вот что ты от меня хочешь? Другие плачут, что свекровь им жизни не дает, а тебя моя мать не трогает. Спасибо, что съездила со мной.
Это было чистая правда. С первого дня она видела, что ее муж был абсолютно не нужен своей матери. Она ни разу не пришла к ним в гости, не интересовалась внуками. Да что там интересовалась, она их в глаза не видела. Вот младшая дочь была светом в окошке. Вот туда свекровь бегала каждый день, забирала тех внуков из садика, а потом со школы, делала с ними уроками. Для тех она была самой лучшей бабушкой. Обижало ли это ее? Ее не особо, но она прекрасно знала, что это обижает Васю. Тот звонил матери раз в неделю, и она часто слышала, как та быстро что-то буркала ему в трубку и раздавались короткие гудки.
Прошло еще пятнадцать лет. Наташа и Вася вырастили двух детей. Старший Саша, стал архитектором, женился, скоро готовился стать отцом. Младший, Алена, уехала в Питер, работала врачом и планировала летом выйти замуж.
Лидия Ивановна существовала где-то на периферии их жизни. Раз в полгода Вася сам звонил матери, но разговор был короткий. Привет-привет, как дела, пока. И тут грянул гром. У Иры нашли онкологию. Свекровь в первые месяцы металась как тигрица в клетке. Винила врачей, государство, экологию, внуков, которые «кинули мать в беде». Ведь Данила давно уже не жил здесь, пару лет назад он уехал покорять Германию и возвращаться не собирался. Внучка Катя жила в столице и не рвалась домой ухаживать за мамой.
Тогда-то и вспомнила свекровь про сына. Звонила, командовала, требовала помощи. Вася помогал, как-никак, все-таки сестра ему родной человек. Когда Иры не стало, его мать за пару дней полностью поседела и с трудом разговаривала. Исчезло все, ради чего она жила, весь смысл жизни. На похоронах она с трудом стояла, опираясь на руку внучки. Внук приехать не смог.
После похорон внучка уехала. Лидия Ивановна сидела в опустевшей квартире дочери и перебирала фотографии. Вот они на море, вот в зоопарке, вот ведут Данилу в первый класс. Вот выпускной вечер у Кати. И тут до нее дошло горькое осознание. Она осталась одна. Совсем. Муж давно в могиле. Дочь — там же. Любимые внуки — за тридевять земель. Сын? А что сын, он всегда сторонился матери, выбрав жену. Та еще дрянь, увела у нее любимого мальчика.
Она заплакала, тихо, безнадежно, подвывая. Потом, будто бы приняв решение, встала и умылась ледяной водой. Чего она раскисла? Она не одна, у нее есть сын и внуки, которые рядом. Она же бабушка, в конце концов. Вздохнув, попила чай и позвонила Васе. Разговор начала мягким, абсолютно незнакомым ему голосом.
— Здравствуй, как твои дела?
— Здравствуй, — настороженно сказал тот. — Что-то случилось?
— Ничего не случилось. Просто соскучилась. Как ты? Как Наташа? Как мальчики?
Вася остолбенел. За много лет это был первый раз, когда мать спросила о его семье.
— Все нормально. Только вот у меня сын и дочь.
— Ой, прости, что-то забыла. У меня же горе, Ира же умерла. А ты говорил, скоро я прабабушкой стану?
— Да, Диана, это жена Саши, — пояснил он матери, — беременная. Сказали, 20 марта должна родить.
— Я буду прабабушкой, — как во сне протянула его мать и в голосе ее послышалась дрожь. — Хотела бы я посмотреть на внуков. Может, приедете как-нибудь? Я пирог испеку. Яблочный, ты же любил в детстве.
Вася медленно выдохнул. Сердце сжалось в груди: то ли от старой обиды, то ли от внезапной жалости.
— Посмотрим, мама. Обсудим с Наташей.
— Обязательно обсуди. Передай ей от меня привет.
Вечером он долго думал, как сказать об этом жене. Потом плюнул и пересказал весь разговор. Наташа рассмеялась:
— Обалдеть. Как на свадьбу к Саше так у нее не было времени прийти, а тут вспомнила. Привози внуков погулять? Ничего, что они давно выросли? Позорище, даже не помнить, кто у нас. Два мальчика, — зло сплюнула она.
— Но она же одна осталась, ей скучно, плохо. Может, она и правда осознала?
— Осознала? Если бы была жива Ира, она бы тебе даже не звонила. Просто поняла, что тот пресловутый стакан воды подать некому. Обожаемые внуки помахали ручкой и не спешат забрать к себе любимую бабушку. Потому что я уверена, она им всю жизнь дула с поддувалом, вот и получила эгоистов. Это не раскаяние, это страх умереть одной в пустой квартире.
Но муж настаивал, уговаривал, умолял. Наташа решила потерпеть ради него и через неделю они все вместе, с детьми и невесткой поехали в гости. Лидия Ивановна их радушно. Улыбалась неестественно, суетилась, хлопотала.
— Заходите, заходите! Обувь тут снимайте, я коврик новый постелила. Ой, какие внучата! Идите к бабушке, я вам конфет приготовила.
Саша с сестрой недоуменно переглянулись. Диана отвернулась, с трудом сдерживая смех. Алена жестом показала матери, что как врач видит широкое поле работы. Визит был тяжелым. Свекровь пыталась быть милой, но получалось так себе. Каждые пять минут она обращалась к Наташе:
— Наташенька, может, чаю налью? Ты же, наверное, устаешь на работе. Вася, не сопи ты так носом. Диана, тебе скоро рожать? Кто будет? Алена, а сколько тебе лет? Ты же врач? Да?
К концу ужина напряжение висело в воздухе густым туманом. Когда все собрались уезжать, Лидия Ивановна схватила сына за рукав.
— Ты теперь приезжай ко мне каждый день. Или, знаешь, лучше я к вам. Дети у вас отдельно живут, место мне будет. Наташа на работе устает, я вам помогать буду. И мне веселее.
Наташа, услышав эту пламенную речь, резко обернулась.
— Спасибо, справляюсь сама. И у нас квартира маленькая, гостям места нет.
— Ну конечно, конечно. Как скажешь.
В машине Наташа взорвалась:
— Это же просто ужас. Вася, хватит добиваться ее любви. Неужели не понятно, что это чужая старуха. Она хочет просто прилипнуть к нашей семье, как паразит.
— Ну и что здесь такого? Это же моя мать.
— Не будь идиотом. Она благополучно игнорировала тебя практически тридцать лет, неужели не ясно? Ставь ее на место сразу же, она от нас не отстанет.
К сожалению, Наташа была права. Звонки участились, да и тон менялся от просящего к требовательному.
— Вася, когда вы еще приедете? Я одна, мне страшно по ночам. Соседи сверху топают, я спать не могу. Ты должен приехать, поговорить с ними.
— Мама, как ты спала до этого?
— Все понятно, говоришь не своими словами, а словами жены. Значит, я тебе не нужна. Бросил старую мать и рад.
Вася терпел, оправдывался, но мать не унималась:
— Я понимаю, что у тебя своя жизнь. Но ты должен приезжать ко мне.
— Мама, у меня нет времени. Я не могу.
— Не можешь или не хочешь? Я все вижу! К себе не зовете, внуки не приходят. Это так ты к матери относишься?
— Мама, нельзя так. Ты требуешь немедленного внимания, а у людей своя жизнь.
— Ты меня в чем-то обвиняешь? Я, которая всю жизнь на алтарь семьи положила! Я твоей сестре помогала, внуков поднимала, когда ее муж бросил. А ты где был, со своей женой в кровати кувыркался?
Это была последняя капля. Перед глазами Васи моментально пронеслась вся его семейная жизнь с женой. Тотальное безденежье, помощь только со стороны тещи и тестя, гложущая обида за то, что мать как-то при всех заявила, что «от дочки внучата, а от сына собачата». И он спокойно произнес:
— Хватит манипулировать! Ты помогала Ире потому, что любила только ее. Я у тебя всегда был нелюбимый сын. И сейчас я тебе не нужен, нужно только осознание, что ты не одинока. Не звони мне больше, у меня нет матери.
Он бросил трубку, с удивлением обнаружив, что его руки дрожат. Наташа слышала все. Подошла, молча обняла. Он прижался лицом к ее плечу, и всхлипнул. Плакал тихо, просто вытирая слезы. Плакал по матери, которой у него никогда не было. И по той, что была, но которую теперь пришлось похоронить заживо.
А Лидия Ивановна сидела в своей квартире, тупо глядя в телевизор и ничего не воспринимая. Да, есть внуки, но они далеко и сильно она им не нужна. Вот так пластаешься всю жизнь ради детей, а они оказываются неблагодарными. Да, что от сына ожидать. Ночная кукушка дневную перекукует. Вот и невестка постаралась, настроила своих детей и ее Васеньку против матери. Ничего, жизнь длинная, бумеранг прилетит рано или поздно.
Не забываем про подписку, которая нужна, чтобы не пропустить новые истории! Спасибо за ваши комментарии, лайки и репосты 💖
Еще интересные истории: