Цесовская набережная – странное место. Начиная от названия (расшифровывается просто Центральная Электростанция), заканчивая не ухоженностью, безлюдностью... Набережная - слишком пышное название для участка берега Ангары между бульваром Гагарина и Нижней набережной. Зато колоритное место. Этого не отнять:
Да, бывший завод Перцеля (дрожжевой завод) придаёт романтичности месту:
Мы недавно были в этих краях, когда проходили под Глазковским мостом и гуляли по первой от моста улицы - улицы Полины:
Ну... как недавно? В самом начале ноября. Когда, кстати, погода тоже была... гнетущая. Просто она сулила первый снегопад, ожидание чуда и Рождества. А сейчас... вся эта зимняя серость - тревожное ожидание того, что принесёт нынче февраль. Это ощущение идеально описано в романе "Американские боги" Нила Геймана, когда всё в мире затаилось, обе стороны притихли, памятуя о древнем законе "победа, одержанная зимой - гнилая победа". Все ждут весны, чтобы победить. Всегда.
Да, много воды утекло за зиму... покажу уже вид на Ангару:
Впереди - Затон.
Сейчас - название престижного района из новостроек:
А раньше - место, где стояли корабли и баржи на консервации (поправьте, если я, салага, что-то путаю):
Кстати! Недавно мы вспоминали, каким было это место зимой 2008-ого года. Небольшой спойлер - точно таким же;)
Береговая линия заросла чахлыми кустами и сорым американским клёном:
И на узком тротуаре с трудом разойдутся три человека и собаки:
Впереди выделяется дом водников, где мы с вами побывали внутри недавно:
В начале ХХ века эта часть берега, говорят, была оживленной. На участке протяженностью в километр, который назовут в советское время Цэсовской набережной, застройка была плотной - располагались и пивоваренный завод, и частная прогимназия, Курбатовские бани:
Да, здание гимназии, которое стоит возле Глазковского моста, построено в 1870-е, но до сих пор выглядит изумительно. В Интернете пишут, что это был особняк Гернандта – датского подданного, проживавшего в Иркутске. Гимназия здесь располагалась в 1915–18 годах, а до этого тут был театр «Иллюзион». Впрочем, работал он недолго - пару лет от силы:
История с Курбатовскими банями известна большинству иркутян. Они были построены в конце XIX века, в 1980-е ХХ века бани закрылись и развалились... и только в 2011-м был представлен проект реставрации. На месте бань теперь пятизвездочный отель:
Напомню, что необычное название улицы связано с центральной электрической станцией (ЦЭС), построенной в 1910-м. Ее труба долго была торчала над этим районом, но... сейчас вид набережной меняется. И это хорошо:
Мы с вами неоднократно прогуливались от Глазковского моста до руин Чаеразвесочной фабрики:
Давайте вспомним, как выглядели здешние просторы раньше:
Безумно жаль Чудотворской церкви, конечно... мы о ней ещё с вами отдельно поговорим, но чуть позже. Когда свернём на улицу Чудотворскую (бывшую Бограда):
Обратите внимание на то, как мало машин в выходные (вы не представляете, какой здесь коллапс в будни!):
Да, забыла показать, что здесь в первом этаже работает кофейня Немузей - многие знают её на Трилиссера, но здесь тоже есть филиал. Они, наверное, немного конкурируют с "Море кофе", что на Гаврилова - за углом. Обе не сказать, чтобы бюджетные, поэтому тут только опытным и сравнительным путём можно заключить - кому какая большая по нраву:)
Что у нас на другом берегу? тонкий силуэт баржи:
А чуть дальше розовеет в последних лучах заката микрорайон Топкинский на горе:
Момент съёмки - последний день января, шесть вечера: и луна взошла, и сумерки медленно сгущаются, но не перестаю удивляться тому, как светло. Не знай я дату - решила бы, что уже март, глядя на эти фотографии:
Меж тем мы дошли до колоритных домов 30-ых годов:
И... будем прощаться:
Об улице Чудотворской мы поговорим уже в следующей статье, когда будем снова гулять по Кировскому (то есть главному!) району Иркутска.
Надеюсь, что мне удалось передать весенний и немного печальный дух Цэсовской набережной в последний январский день 2026-ого.
P.S. Мне кажется, что статьи об этой части города нужно непременно разбавлять каким-то жизнелюбивыми районами, ибо даже через фото сквозит какой-то мотив запустения, странного оцепенения и... не знаю, возникает ли у вас чувство безлюдности этих мест?..