Найти тему

День поминовения в России и поездка на кладбище. Воспоминания о том, как это было в Узбекистане

Как-то зимой, когда мы уже жили в России, во время одной из прогулок меня занесло к какому-то пролеску, находившемуся на некотором возвышении. Приглядевшись, я поняла, что это кладбище... Видимо, зимой его мало кто посещал, и к нему было не подобраться по толстому слою снега.

Но оно меня очень заинтересовало.

Я обошла этот пролесок. Вокруг него, отделенные довольно широкой дорогой, были дома. Тогда меня просто поразило, что могилы расположены В ЛЕСУ. Среди сосен. Это было для меня что-то необычное.

Уже после этого, когда мне довелось побывать на родине предков, в селе Ново-Кусково Томской области и в деревне Вороно-Пашня, я убедилась, что тут действительно кладбища обычно располагаются в лесу, где деревья простирают над могилами свои ветви, где тень и тишина, и запах хвои, влажной травы... Все это создает какой-то определенный настрой, когда особенно сильно чувствуешь свою связь с предками.
У могилы предков. Ново-Кусково
У могилы предков. Ново-Кусково

Уже потом оказалось, что кладбище, которое я видела - самое старое. А еще два, одно из которых считается старым (то есть уже не действует), расположены в другом месте. В обычный день туда можно попасть только на такси. Ну или пешком.

Как-то знакомая обмолвилась, что собирается посетить могилы родственников в Родительский день, и я предложила составить ей компанию.

На этот день расписание маршрутных автобусов было составлено так, что до трех часов можно было без проблем добраться до кладбища.

И вот мы поехали...

Цветы
Цветы

Уже задолго до этого на улицах повсюду стали продавать искусственные цветы и венки.

И когда мы вышли из автобуса, то и здесь увидели то же самое. Множество ярких цветов на продажу...

Возле кладбища
Возле кладбища

Я сразу заметила вдали справа от себя трепещущие на ветру российские флаги. Там были могилы наших погибших героев...

Моя спутница объяснила, что новые захоронения как раз в той стороне. Но там не было леса... Было видно, что лес на этом месте выкорчевывают.

Аллея
Аллея

И я почему-то расстроилась... Выходит, в дальнейшем хоронить будут на этом голом месте? Хотя на остальном пространстве высились сосны и березы.

Сначала мы посетили старое кладбище. Потом новое...

Как и везде, там были и скромные, и довольно претенциозные могилы. Большинство из них были ухожены, украшены цветами.

В целом кладбище мало отличалось от любого другого. Особенно та его часть недалеко от входа, где место считается "привилегированным".

В Узбекистане, например, в этой части кладбища хоронят ветеранов войны и труда и прочих заслуженных людей, а также тех, чьи родственники способны хорошо за это заплатить.
Недалеко от входа
Недалеко от входа

То и дело мне попадались столбики с прикрепленной табличкой "Зарезервировано".

По правде говоря, это было очень странно видеть. Но я поняла, почему рядом с захоронениями, например, 2005 года есть могилы 2019 года.

Думается, жутковато видеть заререзвированное для себя место, но, однако, в этом есть резон.

Вместе со знакомой мы побывали на могилах ее родных, а потом направились туда, где были новые захоронения и где развевались флаги.

Я прошла вдоль ряда могил павших воинов. Я читала года их рождения, смотрела на их лица... Какая-то женщина, приклонившись к холмику и положив на него руку, как на грудь любимому мужчине, что-то тихо шептала...

Провели мы там два часа. Я про себя отмечала многое, что было мне непривычным.

Среди берез
Среди берез

Я задавала своей спутнице много вопросов, и некоторые ответы меня удивляли.

"А место на кладбище нужно покупать?"
"Нет".
"А здесь разве не принято поминать возле могилы, выпивая и закусывая?"
"Не наблюдала такого..."

И я вспоминала, как отмечали Радуницу в Узбекистане мы, оставшиеся там немногочисленные русские...

Мы жили в небольшом городке недалеко от Ташкента. Кладбище там раположено на открытой холмистой местности, за городом, и оттуда хорошо видно дымящие трубы химзавода.

В народном фольклоре нашего городка даже появились стойкие фразы такого типа:
"Вот поеду за химзавод" ("вот помру")
"Он уже давно за химзаводом" ("он уже давно помер")
"Я тебя за химзавод отправлю!" (угроза уб...ством)
Я у могилы подруги. Узбекистан, 2017 год
Я у могилы подруги. Узбекистан, 2017 год

В мае в Узбекистане уже неимоверная жара, и мы всякий раз обгорали на солнце, когда приходили навестить родные могилы.

Мы всегда брали с собой лопату, подстилку, "огненную водичку" , закуску, бутылку с водой и печенье с конфетами.

Добирались мы обычно на такси. В городе есть такая точка, где в этот день таксисты набирают людей, направляющихся на кладбище. Если это микроавтобус, то стоит дешевле.

Кладбище там - это место, где можно увидеть русских в концентрированном виде, где непременно встретишь много знакомых, с которыми давно не виделась.

С одной стороны, это приятно, но с другой... Грустно видеть, что многие из этих русских - жалкие, оборванные и опустившиеся... лет двадцать пять назад это еще не проявлялось столь явно.

"Вырождаются русские... - помнится, говорила мама, - на них больно смотреть... Денег нет в Россию уехать, работы нет, вот и спиваются, и никому не нужны..."

У входа мы покупали самодельные цветы и венки, которые продает неуступчивая тетка.

Да-да, самодельные, из пластмассы, ткани и проволоки. Там до сих пор так. Такие красивые магазинные цветы, как тут, в России, там на кладбище едва ли увидишь, если только на охраняемом, где-нибудь в столице. Да и не будут они украшать могилу долго: цыгане непременно выдерут их и продадут.

Но самодельные венки бывают довольно красивыми, и торговля у тетки идет бойко.

Разумеется, она - не одна из предприимчивых торговцев. На кладбище в это день можно купить с лотков что угодно: печенье, конфеты, шоколад, напитки, а особо ушлым удается раздобыть и кое-что покрепче.

На центральной аллее неизменно сидят нищие...

Их много.

Есть и цыгане, но в основном это русские. Есть горбатые, безногие, безрукие, на костылях, на инвaлиднoй коляске.

И просто сердце к p o в ь ю обливается, когда смотришь на них. Государство не заботится об этих людях, и они действительно в жалком положении, многие из них просто бомжи.

Благополучные люди, проходя мимо, охотно дают им милостыню.

Перед нищими - расстеленные тряпки и раскрытые мешки, куда бросают подаяние: деньги или угощение.

Среди этих несчастных людей - много знакомых лиц. Вот - девушка с признаками умственной отсталости, вся в синяках: когда-то я была знакома с ее мамой. Вот - спившийся бывший муженек моей подруги, лишившийся ног; ему хорошо подают.

Простор, желтая, уже сожженная солцем трава, голубое безоблачное небо, с которого жарит злое светило... И нет места, где можно укрыться от зноя.

Мой отец умер в 2012 году, мама - в 2014. Могилы расположены не рядом, но недалеко друг от друга.

Мы с сестрой приводим могилы в порядок. Выдергиваем траву, вскапываем, украшаем цветами... Зетем сидим возле каждой, поминаем, вспоминаем, разговариваем с нашими усопшими родителями...

Цветы на папиной могиле
Цветы на папиной могиле

А солнце печет нещадно...

Кругом много заброшенных могил. Памятники есть далеко не над всеми. Многие кресты покосились, и уже не разобрать имени на табличке.

Рядом маячат шустрые цыганские дети. Они нетерпеливо ждут, когда мы уйдем, и можно будет сразу забрать оставленное угощение. У них в руках по несколько черных пакетов, плотно набитых "добычей".

Они раздражают. Они скачут прямо по могилам, громко разговаривают и сбивают благоговейный настрой, мешают отдавать дань памяти усопшим. Мне то и дело приходится делать им замечания и отгонять подальше.

Затем мы непременно идем проведать могилы знакомых, которые похоронены недалеко.

На кладбище довольно оживленно. Много подвыпивших, и это заметно. У тех могил, где есть скамеечки и столики, сидят компании, разложив на газетке принесенную снедь. Бутылка - часто присутствующий атрибут. Поминают...

"Богатые" могилы выглядят красиво. Здесь высажены кусты сирени, ирисы, нарциссы, гиацинты. Но видно, что некоторые из них никто не посещает: очевидно, родственники уехали в Россию. И только высится гранитный памятник с выгравированным портретом, и льется аромат сирени...

И мне неизменно вспоминалось, как мы ходили на кладбище в 80-х годах...

Моя бабушка похоронена на старом кладбище, которое сейчас почти заброшено.

Все было по-другому.

Людей было очень много. И, помимо венков, приносили много живых цветов, ставя их в банку с водой. Могилы были ухожены, и выпившие не бросались в глаза.

Было очень много русских бабушек, читавших над могилами молитвы, всегда угощавших нас, ребятишек, яйцами, конфетами и пирожками. И там не было наглых цыган. Не было попрошаек и нищих.

Мне нравилось бродить там, восхищаясь чудесными синими цветами, похожими на подснежники, которые росли здесь сплошным ковром.

Все могилы имели оградку с калиточкой. И мы, приезжая на Родительский день, подкрашивали оградку и памятник.

Интересно, что в России оградки встречаются нечасто, и в основоном на старом кладбище. Но зато есть очень красивые и необычные памятники, на многие из которых просто невозможно не обратить внимание.

На кладбище
На кладбище
В Узбекистане же поставить памятник, даже самый дешевый, может далеко не каждый. Слышала о случаях, когда памятники ВОРУЮТ.
Там вообще всю эту сферу держит в руках похоронная мафия. Мзду с родственников дерут незаконно, но те, как правило, не спорят. И поэтому похоpoны родных чреваты для людей огромными долгами. Но это уже тема для отдельного разговора...

Здесь я видела, как рядом с одной могилой лежит "старый" памятник, а вместо него установлен другой, массивный и красивый.

Вообще посещение кладбища получилось интересным. Мне были показаны могилы уважаемых людей, о которых я узнала многое.

Беседка
Беседка

Я и вправду не видела, чтобы кто-то распивал здесь крепкие напитки. Но угощение оставляют.

Я часто задумывалась о том, откуда пошел этот обычай.

Церковь, между прочим, говорит, что это делать ни к чему.

Если спросить человека, зачем он оставляет еду на кладбище, он наверняка ответит, что так положено.

Мне кажется, что изначально это делалось именно для того, чтобы угощение забрали нищие, помянув тем самым усопших. И поэтому в Узбекистане нас не возмущало, что цыгане забирают оставленное нами. Лучше думать, что все это съедят люди, а не муравьи...

Еще в Узбекистане я часто видела, что на могиле оставляют стопку с "огненной водичкой". А одна подруга, приезжая навестить усопшего дедушку, которого очень любила, выливала эту "огненную водичку" прямо на холмик, приговаривая: "Любил он это дело... но золотой был человек".

Сейчас, после посещения кладбища, мне кажется, что я еще сильнее сроднилась с поселком, в котором живу и который очень люблю.

Ведь однажды и нам предстоит уйти в Вечность, найдя последний приют здесь, среди сосен и берез...

Здесь все живет
торжественно и грустно
И каждый камень,
каждый тяжкий куст
Наполнен оживленным чувством,
Прозрачным призраком
умерших чувств.
(Автор - В. Кубанев)
-11

Всем мира и добра!

До новых встреч на моем канале!