Вечером Никита пришёл раньше обычного. Было видно, что он расстроен. Не прикоснувшись к ужину, мужчина отправился спать. Дарья не стала его ни о чём спрашивать. Никита ворочался всю ночь не в состоянии уснуть. Его жену тоже одолевали мысли, от которых она время от времени тяжело вздыхала. Наконец, Дарья задремала, как вдруг отчётливо услышала голос бабки Авдотьи: "Не быть тебе счастливой, пока не отдашь мне моё!" От неожиданности, не понимая, сон то или явь, девушка вскочила с постели, напугав мужа.
- Что случилось? - спросил он. - Дурной сон?
- Да, приснилось, что ты идёшь с ребёнком на руках, а рядом - другая женщина, - солгала Дарья.
Никита присел рядом и обнял жену. Помолчав несколько минут, он заговорил:
- Я давно должен был тебе признаться, но не решался: я общаюсь с дочерью.
Сделав глубокий вдох-выдох, мужчина продолжил:
- Помнишь, до тебя я встречался с девушкой?
- Настя, кажется?
- Да. Мы уже собирались пожениться, когда она переметнулась к другому, решив, что он - более выгодная партия для неё. А потом Настя узнала, что беременна от меня, и попыталась вернуться ко мне, но я, ослеплённый ревностью и обидой, не поверил её словам. И даже, спустя год, когда мы случайно встретились, меня одолевали сомнения.
- Я помню эту историю, - сказала Даша. - Что же изменилось?
- Настя рассказала, что рассталась с тем мужиком сразу же, как только поняла, что беременна от меня. Дата рождения Наташи доказывает моё отцовство.
- Ну, это ещё ничего не доказывает! - заметила жена. - Почему ты целый год скрывал от меня это?
- Я не знал, как тебе сказать, боялся, что ты всё неправильно поймёшь.
- Что именно?
- Я не мог отказаться от дочери. Но так как она ещё совсем маленькая, я встречаюсь с ней в присутствии матери.
- Почему ты сегодня решил мне всё это рассказать?
- Наташа больна, - признался Никита. - Мы сейчас работаем на объекте рядом с домом Насти, поэтому я часто навещаю дочку. Сегодня когда я зашёл к ним, Настя кормила Наташу. Она отвлеклась на минуту, чтобы открыть мне дверь. В этот момент Наташа закашлялась. Мы сначала думали, что она чем-то подавилась. Но кашель не прекращался, дочь задыхалась на глазах. Тогда я взял её на руки и побежал в ближайшую больницу. После осмотра врач сказала, что приступ вызван аллергической реакцией, и посоветовала пройти обследование, чтобы это не переросло в астму. Приступ купировали, но я очень переживаю. Может, у тебя есть какие-нибудь травы, способные вылечить Наташу?
- Я подумаю, чем могу помочь, - пообещала Даша. - Но я хочу знать правду, какие отношения у тебя с Настей? Ты собираешься к ней вернуться?
Вопрос жены заставил мужчину задуматься. Поразмыслив, он признался:
- Я запутался. Когда женился на тебе, я был уверен, что к Насте ничего больше не чувствую. Мне с тобой хорошо, спокойно. Но появление Наташи перевернуло всё с ног на голову. Я смотрю на дочку и вижу в ней черты нас обоих. Когда-то мы мечтали о детях, представляли их внешность, рассуждали о том, как будем воспитывать... И теперь есть ребёнок. Но мы не вместе. У меня не было отца, он ушёл от мамы, когда я был совсем маленький. Я его почти не помню. Даже фотографий не осталось, мама все порвала. Но мне всегда хотелось его увидеть, поговорить. Я ждал его каждый день рождения. Однако он вычеркнул меня из своей жизни, как будто меня никогда и не было. Я знаю, как ребёнок нуждается в обоих родителях, поэтому не желаю для своей дочери повторения моей судьбы. Я очень хочу видеть, как она растёт, воспитывать, участвовать в её жизни.
- Я не могу и не хочу запретить тебе это. Наоборот, твоё желание быть хорошим отцом достойно уважения. Но меня интересует другое: ты всё ещё любишь Настю? Ты хочешь вернуться к ней?
- Она очень изменилась с момента нашего расставания, - начал издалека Никита, - стала более мягкой, нежной, покладистой. Раньше наши отношения были, как вулкан. Мы за день могли несколько раз поссориться и помириться. С одной стороны, это держало в тонусе, но с другой, я устал от такой качки. Когда я встретил тебя, ты покорила меня своей добротой и спокойствием. Как ты, раньше обо мне заботилась только мама. И после свадьбы я ни разу не пожалел о своём выборе. Правда. я тебя люблю и никуда не хочу от тебя уходить. Но иногда я думаю о том, что Настя не будет всю жизнь одна. Она встретит кого-нибудь, выйдет замуж, и у Наташи появится другой отец. А вдруг они уедут отсюда? И я никогда больше не увижу свою дочь. От этих мыслей мне становится страшно.
- Ты, и правда, запутался, - согласилась с ним Даша. - Тебе нужно разобраться в своих чувствах и мыслях, понять, кто для тебя дороже. Это решение ты должен принять самостоятельно, поэтому завтра я уеду в деревню на несколько дней, чтобы ты мог подумать и принять решение. Я хочу, чтобы ты знал, я люблю тебя и не буду возражать против твоего общения с дочкой, но делить тебя с другой женщиной я не намерена.
После ночного разговора супруги уснули. Утром Даша уехала, не попрощавшись с Никитой, который ещё спал. Весь путь она думала о том, что случилось. Как обычно в такие моменты, на память пришли угрозы бабки Авдотьи, которая, словно в воду глядела, предсказывала несчастья и даже предлагала свою помощь взамен броши. "Может, и правда, обратиться к ней?" - посетила Дашу мысль, как вспышка, которая тут же погасла.
Автобус подъезжал к Дашиной деревне, когда за спиной послышался знакомый женский голос. Это была коллега её матери. Она жила через три дома от них, в соседях с родителями Марины, и вошла в автобус на предыдущей остановке.
- Давненько тебя не было видно в наших краях, - заметила она. - Надолго пожаловала?
- Как получится, - ответила девушка.
- Конечно, что тебе тут делать теперь, в нашем захолустье? Ты, говорят, в городе неплохо устроилась? Или в родные места всё таки тянет?
Дарья не особо была расположена к беседе, но обижать человека не хотела, поэтому поддерживала её как могла.
- Тянет иногда, - призналась она.
- Это хорошо! Такие люди нам нужны!
- Какие "такие"? - не поняла девушка.
- Ну, как же? Ты в прошлом году жизнь Толе спасла! В нужное время в нужном месте оказалась.
- Как он себя чувствует?
- Да шевелится потихоньку, - махнула рукой женщина. - Только шарахнуло его. видно, сильно тогда. Одна нога волочится, и рука до конца не подымается. Говорит медленно. С работы ушёл, живут на одну зарплату и пособие какое-то. Валя из-за переживаний сильно сдала, болеет часто, но держится. Говорит: "На кого я Толю оставлю?"
- А Марина? Она замуж, вроде бы, собиралась, - припомнила Даша.
- Маринка как выскочила замуж за приезжего, так про родителей и не вспоминает, - пожаловалась соседка, - в отчий дом совсем нос не кажет, вертихвостка!
- Где же она живёт?
- Так Егорка дом достроил, туда и привёл молодую жену. К ним нет-нет гости приезжают, гудят по всем ночам. Хорошо, дом на краю деревни стоит! Их музыка и крики до нас не доходят. Вот тебе и городской! У тебя тоже шебутной?
- Нет. У меня спокойный. Марина так на почте и работает?
- А куда же она уйдёт? У нас не особо большой выбор. Хотя даже муженёк её пристроился в школе.
- Я думала, они в город уедут, - поделилась своими мыслями Даша. - Марина так стремилась замуж за городского.
- Поговаривают, Егор не просто так сюда приехал, - сказала женщина заговорческим тоном. - Вроде как, он от армии уклоняется. Уж не знаю, правда али нет, но люди врать не будут.
Автобус подъехал к остановке и открыл двери.
- Заговорила ты меня! - спохватилась соседка. - Чуть остановку свою не проехали.