Постановку Константина Райкина стали хвалить практически сразу, как она вышла. Больше всего в коротеньких восторженных рецензиях обращали внимание на то, что Сирано читает рэп, ест Доширак, носит худи, мол как все это современно и необычно, как придется по вкусу молодежи.
Театр «Сатирикон» люблю, слежу за спектаклями, непременно думала идти на новую постановку и была готова к чему-то ну совсем радикальному.
Однако, когда спектакль начался, я немного растерялась. Показалось, что Константин Аркадьевич собрал основные тенденции последних лет и «фишки» многих модных режиссеров вместе, очень стремительно их смешал и буквально обрушил на зрителя. Тут вам и экраны, на которых идет читаемый в этот момент актерами текст и приемчик «театр в театре», когда сбоку за столиком сидит вроде как режиссер и вводит смотрящих в курс дела, и бесконечное озвучивание сносок по упоминаемым в тексте историческим личностям, датам или устаревшим словам.
В потоках слов - написанных, выкрикиваемых, читаемых просто тонешь, я вспоминала творения Д. Волкострелова. Рэп в исполнении Сирано случился тоже в первые минут 15 – в этом рэпе проявилась тенденция играть всеми французскими словами, которые знает русский человек, такое, мы знаем, любил К.Богомолов и вслед за ним А.Федоров.
Несколько позже в постановке прозвучал еще и рэп в исполнении кондитера Рогно, наложенный на минус Эминема.
Ну поел там Сирано «Доширак» немножечко, смысловой нагрузки это не несло совершенно, а вот, к примеру, бой на шпагах (напомню, что де Бержерак - отличный фехтовальщик) был самый натуральный, актеров очень профессионально натренировали. И больше всего меня смутило именно это: линия осовременивания была не выдержана. Отдельными элементами и предметами современности как будто выделились, но словно бы только для привлечения молодежи для вида.
Кто знает, возможно в этом всем была своего рода ирония?
По мере развития действия стало как будто спокойнее: все вышеназванные тенденции словно бы сошли «на нет», рэп больше не читали, доширак не ели, из немного удручающего осталась лишь сценография - простая, но перегруженная картоном и бумагой.
Создатели спектакля решили свести к минимуму количество актеров, задействованных в пьесе, и многие второстепенные персонажи были представлены вырезанными из картона человеческими фигурами, на которых наспех было написано их имя. В необходимые моменты их просто заносили, как будто представляли и даже говорили необходимые фразы.
Бумажно-картонные манипуляции в паре сцен были удачны (к примеру, неуемная страсть к письмам Роксане у Сирано проиллюстрирована огромными рулонами бумаги), многим нравится финальная сцена (спойлер!) с исчезновением поэта в груде собственных творений, а еще периодически в рамках разговора со зрителем были слышны реплики о том, как правильно утилизировать картон ( нечто подобное уже позже увидела в другой постановке, о которой планирую написать).
При этом говорить об экологии и так неэкологично генерировать бумажно-картонные объемы на сцене…не знаю, может быть, когда постановка прекратит существование, все это аккуратно и по правилам соберут и просто сдадут в макулатуру? Будет прецедент театрального ресайклинга.
Странновато выглядела и «военная» часть, эпоха снова сменилась: все отсылало к тому, что перед нами – визуальная фантазия на тему Первой мировой.
Многим зрителям, кстати, очень понравились решения с бумагой, читала немало восторженных отзывов. Мне же завалы на сцене очень мешали, они делали постановку какой-то неопрятной, не соответствующей прекрасному тексту Ростана в переводе В.Соловьева и отличной игре актеров «Сатирикона»
Ведь в итоге все свелось именно к работе актеров, она, на мой взгляд, великолепна!
Сирано в «Сатириконе» попеременно играют два молодых актера: Даниил Пугаев и Ярослав Медведев (был в моем составе). В целом, если не знать заранее, можно не угадать: облик Сирано на грани полной анонимности: шапка, худи с капюшоном и огромный нос.
У Ярослава, как мне кажется, Сирано получился таким рок-н-ролльным: талантливый и дерзкий парень, готовый создать и принять любой вызов, рисковый. Безусловно одаренный, но и любитель выпендриться: некоторые рок-звезды ведут себя именно так. И как у многих ярких людей бывает, что груз какого-то невероятного комплекса довлеет над простым, казалось бы, навыком - жить обычной жизнью, любить без стеснения, открыться чувствам. Тот самый большой нос как причина страданий и осознания себя недостойным любви. Кажется, что и в присяге на помощь сопернику Кристиану ( Илья Гененфельд) имеет место то самое, удобное и привычное самоедство.
Простодушный симпатяга Кристиан смел, красив, но не обладает и сотой доли красноречия, что есть у Сирано, а ведь красавице Роксане ( Екатерина Воронина) , как оказалось, важнее любить содержание, а не форму. Генефельд тоже отлично передал характер молодого барона. А уж какова Роксана в исполнении Екатерины Ворониной – красивая и умная, любящая и имеющая невероятную интуицию, живая и дерзкая!
Ключевое трио этой «героической комедии» получилось просто блестящим!
И хорошо, что это были именно молодые актеры, вот честно - их подача была настолько свежей, искренней, что, на мой взгляд, этого уже достаточно «для привлечения молодежи». Ведь текст не изменен, не искромсан, все эти сноски и вариации на теме док про сдачу макулатуры – такая мелочь по сравнению с настоящим, красивым, не теряющим силы литературным источником!
Актеры других ролей все были тоже на своем месте, особо хочется отметить Кирилла Бухтиярова, который отвечал не только за живых персонажей, но и за «картонных актеров», вот уж кому приходилось перевоплощаться со скоростью и разным подходом к каждому.
Понравилось, что спектакль идет без антракта - история не прерывается, стихи и настроения захватывают зрителя.
В целом такое впечатление, что Константин Аркадьевич пытался экспериментировать в мелочах, но остался верен себе и своему поколению профессионалов сцены в главном.