Найти в Дзене
Наталья Швец

Евдокия-Елена, часть 31

Со Степаном Борисовичем Глебовым, портретов которого не сохранилось, мы уже немного знакомы. Сейчас следует представить еще одного героя этой истории, архимандрита Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Досифея. Этого человека смело можно было назвать одним из главных героев во все этой истории. Начнем с того, что архимандрит долгое время внушал Евдокии, что она вновь станет царицей… Достоверно установлено, что по происхождению он был одним из дворовых людей Лопухиных и звали его Демид. Следовательно, прекрасно знал Евдокию и всю ее семью. На протяжении всей жизни находился в дружеских отношениях с Яковом Игнатьевым, будущим духовником царевича Алексея Петровича. В юности они втроем с неким Абрамом — холопом боярина Лукьяна Лопухина — ходили по монастырям и совершали паломничества к святыням. Вскоре Абрам и Демид приняли монашество с именами Стефан и Досифей. По легенде, этот самый Абрам «по сонному видению» предсказал Демиду, что тот станет епископом, но его казнят. Поэтому он со
Евдокия Лопухина. В монастыре. Художник Екатерина Камынина
Евдокия Лопухина. В монастыре. Художник Екатерина Камынина

Со Степаном Борисовичем Глебовым, портретов которого не сохранилось, мы уже немного знакомы. Сейчас следует представить еще одного героя этой истории, архимандрита Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Досифея.

Этого человека смело можно было назвать одним из главных героев во все этой истории. Начнем с того, что архимандрит долгое время внушал Евдокии, что она вновь станет царицей…

Достоверно установлено, что по происхождению он был одним из дворовых людей Лопухиных и звали его Демид. Следовательно, прекрасно знал Евдокию и всю ее семью. На протяжении всей жизни находился в дружеских отношениях с Яковом Игнатьевым, будущим духовником царевича Алексея Петровича. В юности они втроем с неким Абрамом — холопом боярина Лукьяна Лопухина — ходили по монастырям и совершали паломничества к святыням. Вскоре Абрам и Демид приняли монашество с именами Стефан и Досифей. По легенде, этот самый Абрам «по сонному видению» предсказал Демиду, что тот станет епископом, но его казнят. Поэтому он советовал не уходить от своего господина.

Карьера у Демида-Досифея стремительно шла в гору. С 1701 года Досифей служил игуменом Сновицкого Благовещенского монастыря Владимирской епархии. С 1709 года — архимадритом суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1710 году отправился в Новоспасский монастырь. Именно тогда он сумел стать близким человеком в семье светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, которому удачно предсказал благополучное разрешение судебного разбирательства над ним.

17 (28) июня 1711 года по ходатайству супруги светлейшего Дарьи Арсентьевой был хиротонисан в епископа Ростовского и Ярославского. В Ростове Досифей возводил и восстанавливал храмы, делал дорогие вклады в соборы и монастыри. 20 (31) октября 1715 года во время службы в Авраамиевом Богоявленском монастыре. Вскоре он встретился с иноком Стефаном, который уговаривал его сложить с себя сан и удалиться простым монахом на Соловки, однако он его не стал слушать и продолжил свою деятельность.

Он довольно часто бывал в доме у всесильного князя, а в 1714 году и вовсе освятил московскую «фамильную» церковь Меншиковых — храм Архангела Гавриила на Чистых прудах и церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы.

Если верить писателю Павлу Ивановичу Мельникову-Печерскому, в 1716 году именно архимандрит Досифей не дал хода расследованию против хлыстов, с которыми, по-видимому, сам был тесно связан.

Но самым удивительным фактом в его биографии все же является тот, что даже будучи очень близок к окружению Меншикова, Досифей принадлежал к партии недовольных нововведениями Петра Первого. Что же до Евдокии, то она ему очень верила и внимала каждому слову. В принципе, неудивительно: знаком с детства, ему доверял родитель, был вхож в самые верха, следовательно, знал, о чем говорит...

Публикация по теме: Евдокия-Елена, часть 30

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке