Найти в Дзене

РОЗА ЮНДЗИЛЛА или РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ВЕЛИКОМ, НО ТЕПЕРЬ УЖЕ СОВЕРШЕННО ПОЗАБЫТОМ УЧЁНОМ

Жизнь и деятельность уроженца Лидчины, учёного и ландшафтного дизайнера, естествоиспытателя и педагога, ксёндза Станислава Бонифация Юндзилла – наглядный пример беззаветной преданности науке. В знак признательности его заслуг в образовании и исследованиях его именем названы улицы в Вильнюсе и Гродно, а также растение семейства розоцветных: роза Юндзилла (Rosa jundzillii) – шиповник, растущий на каменистых и степных склонах Восточной и Центральной Европы, с ареалом распространения на запад вплоть до центральной Франции и северо-западной Италии. Об этом учёном наш очередной рассказ. Жил в Беларуси на стыке XVIII и XIX столетий человек, который создал целых три ботанических сада в европейских городах: Щучине, Вене и Вильно. Он был профессором ботаники и зоологии и заведующим кафедрой естественных наук в Виленском университете, автором популярных на всю Европу учебников по ботанике и зоологии, консультантом Михаила Клеофаса Огинского при создании им парка в усадьбе Залесье – «Северных Афин
Оглавление

Жизнь и деятельность уроженца Лидчины, учёного и ландшафтного дизайнера, естествоиспытателя и педагога, ксёндза Станислава Бонифация Юндзилла – наглядный пример беззаветной преданности науке. В знак признательности его заслуг в образовании и исследованиях его именем названы улицы в Вильнюсе и Гродно, а также растение семейства розоцветных: роза Юндзилла (Rosa jundzillii) – шиповник, растущий на каменистых и степных склонах Восточной и Центральной Европы, с ареалом распространения на запад вплоть до центральной Франции и северо-западной Италии.

Об этом учёном наш очередной рассказ.

Шиповник роза Юндзилла. Wikimedia commons / Michael Wolf // https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rosa_jundzillii.jpg
Шиповник роза Юндзилла. Wikimedia commons / Michael Wolf // https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rosa_jundzillii.jpg

Святой отец

Жил в Беларуси на стыке XVIII и XIX столетий человек, который создал целых три ботанических сада в европейских городах: Щучине, Вене и Вильно.

Он был профессором ботаники и зоологии и заведующим кафедрой естественных наук в Виленском университете, автором популярных на всю Европу учебников по ботанике и зоологии, консультантом Михаила Клеофаса Огинского при создании им парка в усадьбе Залесье – «Северных Афин». Звали его Станислав Бонифаций Юндзилл (1761–1847), и он так любил науку, что после усиленных занятий в 16 лет ослеп на правый глаз. (Ни в коем случае не подумайте, что я привожу это в качестве негативного примера позитивной тяги к знаниям.)

Он учился на ксёндза, а когда стал священником, увлёкся естественными науками. Это увлечение привело к тому, что молодой духовный отец, будучи преподавателем в созданной монахами ордена пиаров школе в Щучине, написал простым, доступным для детей, языком книги по зоологии и ботанике, ставшие первыми в Европе (!) учебниками по этим предметам, составленными не на латыни. Понятно, что процесс обучения в школе пошёл гораздо бодрее, а молодые щучинцы от всей души полюбили не только естественные науки, но и своего преподавателя.

Чтобы сделать процесс обучения более наглядным, Юндзилл создал своими руками при школе пиаров ни много, ни мало, а ботанический сад! И здесь проводил занятия. Дети с удовольствием посещали уроки ботаники, жители Щучина были безмерно благодарны молодому преподавателю-ксёндзу за озеленение своего чудесного города.

Местные графы Сципионы дель Кампо, узнав о новаторе, пригласили Станислава Юндзилла к себе в имение для обучения своих сыновей, предоставив ему при этом все возможности для личностного роста и занятия наукой. Находясь у них на службе, наш герой, помимо преподавательской деятельности, активно проводил естественнонаучные изыскания: составлял гербарий, занялся орнитологией, собирал насекомых, из гусениц выводил бабочек. По просьбе графов, он разбил парк вокруг их имения, увлёкся ландшафтным дизайном и добился в этом больших успехов. Юндзилл много и неустанно занимался собственным образованием, посещая публичные лекции по химии, зоологии и анатомии. Он писал научные книги и статьи, проводил химические и физические опыты. Крупнейшим его научным трудом стало «Описание растений Великого княжества Литовского», выполненное по классификации Карла Линнея. Книга стала первым точным описанием флоры Беларуси и получила высокую оценку современников.

Европейское признание

В 1790-х годах Станислав Юндзилл стал настолько известен в научных кругах, что получил личную признательность короля Речи Посполитой Августа Понятовского, выразившуюся в двух золотых медалях, стал профессором естественной истории в Главной литовской школе в Вильно и был отправлен в длительную поездку по научным учреждениям Западной Европы. Он посетил Австрию, Богемию, Саксонию и Венгрию, всюду изучая известнейшие ботанические сады и особенности ландшафтного дизайна различных стилей, знакомясь с горнорудным делом, а также посещая лекции по химии, минералогии и фармацевтике в университетах и изучая ветеринарию.

Как видим, круг его интересов был достаточно разнообразным, но более всего Станислава Юндзилла привлекала ботаника. Поэтому, когда директор ветеринарного училища в Вене профессор Кноблох обратился к нему с просьбой создать при этом училище ботанический сад с лекарственными растениями, Юндзилл с радостью согласился и при помощи нескольких учеников разбил аптекарский огород.

В 1797 году учёный-естествоиспытатель вернулся на родину. Он стал преподавать в Главной литовской школе в Вильно, а после её реорганизации в Виленский университет, заведовал там кафедрой естествознания. Здесь он продолжал заниматься наукой, главным образом, ботаникой.

В Вильно Станислав Юндзилл продолжил и свою духовную деятельность. Начало нового, XIX столетия ознаменовалось для него присвоением учёного звания доктора богословия и назначением цензором богословских книг.

Виленский ботанический сад

Но главным объектом его труда стало создание ботанического сада в Вильно.

Решением педагогической комиссии тот должен был быть разбит у Замковой горы, венчаемой знаменитой Башней Гедимина. К тому времени место это давно потеряло свой респектабельный вид и превратилось в городскую мусорку. Вот и решила администрация столицы Литвы за счёт озеленения вернуть ему заслуженную привлекательность и поручила руководство работами Станиславу Юндзиллу.

Тот рьяно взялся за дело, и очень скоро окрестности Замковой горы были очищены от мусора, территория спланирована, старые, полуразвалившиеся здания уничтожены, засыхающие грязные пруды и рвы засыпаны. На их месте возникли прекрасные аллеи, были разбиты оранжереи и теплицы с экзотическими растениями. На некоторое время эти работы прекратились из-за Наполеоновского нашествия 1812 года, но город быстро оправился от ран, нанесённых войной, и создание ботанического сада продолжилось. В 1824 году здесь насчитывалось уже 6 565 разновидностей растительного царства.

Одновременно с этим Станислав Юндзилл организовал создание при ботаническом саде естественноисторического и минералогического кабинетов, основу которых составили им самим собранные коллекции.

Всё это время профессор Юндзилл продолжал возглавлять кафедру естествознания Виленского университета, много внимания уделяя преподаванию. Среди его учеников были будущий национальный герой Чили Игнатий Домейко, будущий великий поэт Адам Мицкевич (которому он, кстати, помог получить стипендию и бесплатное жильё) и будущий крупнейший белорусский орнитолог Константин Тызенгауз.

Тогда же Юндзилл написал учебники по зоологии и ботанике для высших учебных заведений, долго считавшиеся лучшими для своего времени и выдержавшие ряд переизданий.

Он состоял членом многих научных обществ: Варшавских («друзей наук» и сельскохозяйственного), Московских («испытателей природы» и ботанического в Горенках), фармацевтического в Санкт-Петербурге.

Ботаник С. Б. Юндзилл на фоне Замковой горы в Вильно, где им был разбит ботанический сад. Литография из «Виленского альбома» Я. Вильчинского
Ботаник С. Б. Юндзилл на фоне Замковой горы в Вильно, где им был разбит ботанический сад. Литография из «Виленского альбома» Я. Вильчинского

Преподавательскую деятельность Станислав Юндзилл оставил в 1824 году в возрасте 73 лет, но продолжал активно заниматься развитием виленского ботанического сада. Стремясь внедрить в него самое лучшее, внимательно изучал европейский опыт, для чего совершил ряд поездок в Берлин, Карлсбад, Варшаву и Вроцлав, внимательно изучая тамошние сады.

На склоне лет он почти окончательно потерял зрение, но зато стал писать юмористические произведения, в которых высмеивал лжеучёных и заблуждения в науке.

Умер этот удивительный человек 27 апреля 1847 года в Вильно в возрасте 85 лет. В памяти потомков он остался, как человек неиссякаемой энергии, учёный-естествоиспытатель, посвятивший свою жизнь озеленению городов, изучению флоры Беларуси и преподаванию для молодёжи так любимой им ботаники.

Этой статьёй я отмечаю ровно год своей работы на "Дзене". За это время опубликовано 66 статей (считая эту) по истории Беларуси и других стран; 952 человек подписались на канал; получена куча комментариев, причём самого разного характера (но, на то она и дискуссия!).

Всем, кто поддерживал и продолжает поддерживать проект – огромное спасибо! Надеюсь, что Вам нравится эта маленькая работа: во всяком случае, по статьям, как уже опубликованным, так и по тем, которые будут публиковаться впредь, можно составить определённое представление об истории Беларуси.

Как всегда, любезно приглашаем подписаться на канал, ставить лайки, писать комментарии!