Найти в Дзене

МИХАИЛ КЛЕОФАС ОГИНСКИЙ И ПОЛОНЕЗ «ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ»

Ежегодно тысячи туристов со всех стран мира посещают прекрасную Флоренцию – столицу бывшего герцогства Тоскана и один из красивейших городов Италии, да и, пожалуй, всей Европы. В центре этого города находится популярнейшая туристическая достопримечательность – Базилика Санта-Кроче (то есть церковь Святого Креста), славная своей архитектурой, фресками и витражами, станковой живописью, скульптурами, а также пантеоном великих людей Италии. Здесь покоится прах астронома Галилео Галилея, политика и мыслителя Никколо Маккиавелли, скульптора, живописца и поэта Микеланджело Буонаротти, композитора Джоаккино Россини, физика Энрико Ферми и других людей с мировым именем. Среди них путешественник из Беларуси находит гробницу, от вида которой его сердце бьётся более учащённо, а душу переполняет гордость за причастность к народу, давшему миру знаменитого человека – композитора и политического деятеля Михаила Клеофаса Огинского. В «Усадьбе муз» – имении «гетмана-кларнета» Михаила Казимира Огинского,
Оглавление

Ежегодно тысячи туристов со всех стран мира посещают прекрасную Флоренцию – столицу бывшего герцогства Тоскана и один из красивейших городов Италии, да и, пожалуй, всей Европы. В центре этого города находится популярнейшая туристическая достопримечательность – Базилика Санта-Кроче (то есть церковь Святого Креста), славная своей архитектурой, фресками и витражами, станковой живописью, скульптурами, а также пантеоном великих людей Италии. Здесь покоится прах астронома Галилео Галилея, политика и мыслителя Никколо Маккиавелли, скульптора, живописца и поэта Микеланджело Буонаротти, композитора Джоаккино Россини, физика Энрико Ферми и других людей с мировым именем. Среди них путешественник из Беларуси находит гробницу, от вида которой его сердце бьётся более учащённо, а душу переполняет гордость за причастность к народу, давшему миру знаменитого человека – композитора и политического деятеля Михаила Клеофаса Огинского.

Надгробие могилы Михаила Клеофаса Огинского в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. Wikimedia commons / Baliw // https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Firenze_Oginski.jpg
Надгробие могилы Михаила Клеофаса Огинского в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. Wikimedia commons / Baliw // https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Firenze_Oginski.jpg

Любовь к искусству

В «Усадьбе муз» – имении «гетмана-кларнета» Михаила Казимира Огинского, шла опера итальянского композитора Джованни Паизиелло «Мельничиха». На сцене барон Коллоандр объяснялся в любви прекрасной Амаранте. Судья Роспалоне пытался помочь ревнивой Евгении уличить в измене своего незадачливого жениха.

Блистательные кавалеры и очаровательные дамы в блестящих, шуршащих, переливающихся яркими красками платьях, удобно устроившись в мягких креслах, с наслаждением слушали голоса крепостных актёров, наслаждались великолепной музыкой в исполнении капеллы. Среди них был пятнадцатилетний юноша, с увлечением слушавший арии артистов и музыку. Это племянник хозяина усадьбы, приехавший погостить в Слоним и насладиться культурными возможностями «Полесских Афин». Судьба уготовала ему одновременно нелёгкую долю и мировую известность.

Перед нами Михаил Клеофас Огинский.

В юности он часто и подолгу приезжал в имение дяди: его отец, трокский воевода Андрей Игнатий Огинский, был родным братом прославленного композитора и великого гетмана литовского генерал-лейтенанта М. К. Огинского. В «Полесских Афинах» молодой Михаил с удовольствием слушал музыку и наслаждался оперой и балетом в «Опернхаузе» и «Усадьбе муз». Так, ещё с ранних лет и во многом благодаря дяде, Огинский полюбил музыкальное искусство.

Трудные времена

Но родители видели в нём в первую очередь общественного деятеля и политика (сам он также был с этим согласен): наступали тяжёлые времена для Речи Посполитой, и все силы нации направлялись на то, чтобы сохранить независимость страны. Поэтому в возрасте 25 лет Михаил Клеофас Огинский отправился в качестве посла сперва в Голландию, затем в Англию. В 1793 году он вернулся на родину и был назначен казначеем Великого княжества Литовского.

В марте 1794 года, в ответ на второй раздел Речи Посполитой, началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Михаил Огинский с самого его начала принял в нём самое активное участие. На свои личные средства он сформировал, вооружил и обеспечил всем необходимым отряд Вольных стрельцов численностью в 480 человек. В июне 1794 года этот отряд выдержал два крупных боя с российскими войсками: под Воложином и Ивенцом. Позже, усиленный кавалерией, насчитывая уже 2 500 ружей и сабель, он совершил дерзкий рейд на Динабург (нынешний Даугавпилс, исторический Двинск), но взять город и крепость не смог.

Впечатлённый идеями Великой французской революции, Михаил Огинский во время восстания в документах и письмах подписывался без титула, просто как гражданин, а свой родовой герб заменил на щит с девизом: «Свобода. Стойкость. Независимость». Его оружием стали не только пистолет и шпага, но и талант музыканта. Огинский сочинял марши и патриотические песни, пользовавшиеся популярностью у повстанцев.

В ноябре того же 1794 года восстание было подавлено. Михаил Огинский инкогнито вместе с женой бежал, преследуемый австрийской полицией, в Италию.

В Неаполе с ним произошла интересная история. Прибыв в этот город, в первый же день, как страстный поклонник музыки, Огинский пошёл в оперный театр, где был узнан российским послом. Тот по долгу службы вынужден был сообщить о местоположении беглого политического преступника императрице Екатерине II, но, как человек благородный, предупредил через третьих лиц не узнавшего его из-за близорукости Огинского о грозящей ему опасности. Вчерашний повстанец на первом же подвернувшемся судне срочно покинул Неаполь.

Корабль доставил его с женой в Стамбул. Прожив здесь некоторое время, Огинский перебрался во Францию. Используя опыт и талант дипломата, подобно дяде, он всю свою энергию направил на возрождение Речи Посполитой, рассчитывая при этом на помощь Наполеоновской Франции.

Возвращение на родину и творчество

В это время в России умерла императрица Екатерина II. После непродолжительного царствования Павла, в результате дворцового переворота к власти пришёл её внук – либерально настроенный Александр I. Под влиянием одного из своих близких друзей – князя Адама Чарторыйского, бывшего участника восстания 1794 года, члена Негласного комитета императора, затем министра иностранных дел Российской империи, в 1802 году всем участникам восстания Костюшко была объявлена амнистия. Воспользовавшись этим, Михаил Огинский вернулся на родину и поселился в Беларуси, в своём имении Залесье неподалёку от Сморгони.

Здесь он прожил 20 лет, превратив Залесье в известный культурный центр. В имении был выстроен новый дворец, вокруг которого разбиты прекрасные английский и французский парки с оранжереей, беседками, зверинцем и ботаническим садом.

Сам владелец поместья с увлечением отдался миру музыки, и именно здесь, в белорусском Залесье, им было написано большинство его произведений, в том числе и знаменитый полонез «Прощание с Родиной», больше известный, как «Полонез Огинского» (кстати, отрывок из него представлен на денежной купюре, достоинством в 50 рублей, введённой в оборот Национальным банком Республики Беларусь в 2016 году).

Фрагмент «Полонеза Огинского» на оборотной стороне денежной купюры Национального банка Республики Беларусь достоинством 50 рублей
Фрагмент «Полонеза Огинского» на оборотной стороне денежной купюры Национального банка Республики Беларусь достоинством 50 рублей

Через музыку Михаил Огинский выражал свои чувства и переживания, надежды и сомнения.

«Мне никогда не приходила в голову мысль создать совершенную и научную композицию и посвятить ей много времени. Эмоциональный порыв, чувство любви или дружбы, волнение, а иногда и боль или глубокая печаль диктовали мне характер звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души. Мне редко приходилось вносить изменения в мою первую импровизацию», – писал он.

Так душевный порыв превращался в музыкальные произведения. При этом Михаил Огинский сам себя никогда не считал профессионалом в музыке, а только любителем.

В своих «Письмах о музыке» он прямо писал: «Всё, что я имею, это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые я воспитал в себе, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки и знаменитыми артистами, если они пару раз взволновали чувствительное сердце… – я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я никогда не имел, ни глубокому знанию музыки».

Михаил Огинский – автор около 60 фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, четырёх маршей, трёх мазурок, галопа и менуэта. Кроме того, им написано 18 вокальных произведений: песни, романсы и одноактовая опера «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Музыкальная скамейка, установленная в Минске на площади Свободы в память о композиторе М. К. Огинском и воспроизводящая его бессмертное творение – полонез «Прощание с Родиной». Фото автора
Музыкальная скамейка, установленная в Минске на площади Свободы в память о композиторе М. К. Огинском и воспроизводящая его бессмертное творение – полонез «Прощание с Родиной». Фото автора

В Залесье, в гости к уже известному композитору приезжали из Петербурга, Вильно, Варшавы и Кракова многочисленные представители светской богемы: музыканты и исполнители, поэты и писатели, учёные и преподаватели Виленского университета, почётным членом учёного совета которого Огинский был избран. Восхищённые современники называли Залесье «Северными Афинами».

В наши дни при поддержке государства стараниями энтузиастов в агрогордке Залесье Сморгонского района Гроднеской области создан «Музей-усадьба М. К. Огинского»: восстановлена сама усадьба, проводятся костюмированные балы, художественные выставки, театрализованные и музыкальные концерты, литературные чтения и поэтические вечера, научные конференции и семинары.

Музей-усадьба Михаила Клеофаса Огинского в Залесье. Современный вид. «Музей-усадьба М. К. Огинского». Государственное историко-культурное учреждение / https://oginskizalesse.by/ru/istoriya-zaleskoy-usadby
Музей-усадьба Михаила Клеофаса Огинского в Залесье. Современный вид. «Музей-усадьба М. К. Огинского». Государственное историко-культурное учреждение / https://oginskizalesse.by/ru/istoriya-zaleskoy-usadby

Семейные проблемы

Личная жизнь Михаила Клеофаса Огинского, к сожалению, не сложилась. Несмотря на то, что это был представительный, видный мужчина с приятной внешностью, богатый, знаменитый, порядочный и честный, в браке он оказался несчастным.

Портрет Михаила Клеофаса Огинского. Картина Ф.-К. Фабра
Портрет Михаила Клеофаса Огинского. Картина Ф.-К. Фабра

С первой своей женой – Изабеллой Лесоцкой, разделившей с ним горечь изгнания после поражения восстания Костюшко, он развёлся незадолго до своего возвращения на родину по невыясненным до сих пор причинам. Очень скоро Михаил Огинский женился во второй раз – на итальянке Марии Нери, женщине красивой, но отличающейся лёгкостью нравов. Постоянные измены супруги приводили его в отчаяние, и, прожив с Марией 13 лет, он, в конце концов, с ней тоже развёлся.

Проект Огинского

Михаил Огинский никогда не оставлял активной общественной деятельности, предпринимая попытки возродить Великое княжество Литовское. Его слава опытного дипломата способствовала тому, что уже упоминаемый выше Адам Чарторыйский добился назначения Огинского в сенаторы Российской империи. Так он стал вхож к императору.

Пользуясь своей известностью, поддержкой Чарторыйского и расположением монарха, Михаил Огинский разработал и предложил в 1811 году Александру I проект конституции автономного в составе Российской империи Великого княжества Литовского. Этот проект вошёл в историю, как «Проект Огинского».

Согласно ему, будущее автономное Великое княжество со столицей в Вильно включало в своём составе территорию восьми губерний: Виленской, Гродненской, Минской, Могилёвской, Витебской, Киевской, Волынской и Подольской, – а также Белостокской области и Тарнопольского округа. На этих землях сохранялось действие, как основного закона, Статута Великого княжества Литовского 1588 года. Великой княгиней, наместницей царя, предлагалось стать сестре Александра I– Екатерине Павловне. На руководящие административные должности, согласно «Проекта Огинского», должны были назначаться только местные уроженцы. Предлагалось также создание 100-тысячного литовского войска, которое действовало бы сообща с российской армией, но комплектовалось исключительно уроженцами автономии и имело особую форму одежды с национальной символикой. И, наконец, зная о негативном отношении Александра I к крепостному праву, Огинский предлагал сделать крестьян великого княжества лично свободными.

В целом, царь довольно благосклонно отнёсся к «Проекту Огинского», но, ввиду неоднозначной реакции на него в петербургских правящих кругах, тянул с принятием окончательного решения. Вскоре началась война с Наполеоном I, и другие, более важные проблемы встали перед Россией и её самодержцем.

Интересно, что император французов, зная о «Проекте Огинского», вторгнувшись во главе Великой армии в российские пределы, стремился привлечь на свою сторону белорусскую шляхту и с этой целью раздавал щедрые обещания по его реализации, но уже предлагал восстановить Великое княжество Литовское в качестве зависимого от Франции государства, подобно герцогству Варшавскому.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба белорусских земель, если бы «Проект Огинского» был в своё время реализован Александром I. Может быть, её история пошла бы совсем по-другому.

Как бы там ни было, «Проект Огинского» остался лишь на бумаге. Он является ярким свидетельством того, что элита Великого княжества Литовского не смирилась с потерей независимости своей Родины и стремилась ни в коем случае не допустить ликвидации идеи суверенитета и сохранить историческую память о нём, пусть даже в рамках автономии.

Снова в Италию

После развода со своей второй женой и ввиду пошатнувшегося здоровья, Михаил Огинский принял решение уехать на юг. Его выбор остановился на милой его сердцу Италии, где он бывал ранее. Предчувствуя, что навсегда покидает Родину, Огинский написал свой всемирно известный полонез, обессмертивший его имя.

С 1823 года он обосновался во Флоренции, где прожил последние 10 лет своей жизни и умер 15 октября 1833 года в возрасте 68 лет.

М. К. Огинский и М. К. Огинский

Вот такая яркая, насыщенная жизнь князей Огинских – дяди и племянника.

В их судьбах много общего и схожего. Они жили в одно время, насыщенное войнами и революциями. И тот, и другой были талантливыми музыкантами и композиторами. Оба – пламенные патриоты и видные общественные и политические деятели. И дядя, и племянник с оружием в руках сражались с захватчиками. Они даже имели одинаковые имена. По всем этим причинам их часто путают.

Чтобы развести биографии двух Огинских, предлагается небольшая таблица, где отражены основные моменты их жизни и культурного наследия:

-6

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии и, конечно же, подписывайтесь на наш канал!