Часть третья. Суок
Глава десятая. Зверинец
В два часа наследника Тутти позвали в классную комнату, так как наступил час уроков. Суок осталась одна. И никто не подозревал, что она живая девочка, а кукла находится у учителя танцев. Положение Суок было затруднительное, так как дворец был большой и было много входов, лестниц и галерей. Кругом были страшные гвардейцы, тишина и блеск.
На Суок никто не обращал внимания, а она стояла у окна в спальне наследников. Девочка подумала о том, что нужно выработать план действия, ведь ей надо было проникнуть в зверинец наследника Тутти, где находилась железная клетка с оружейником Просперо. Наследнику никогда не показывали живых детей, никогда его не возили в город. Он всегда жил во дворце, где его учили наукам.
Людям, которые его окружали, было запрещено улыбаться. А его учителя были худые и высокие старики, страдающие несварением желудка. Поэтому Тутти никогда не слышал веселого и звонкого смеха. Улыбалась только кукла, но эта улыбка не казалась Толстякам опасной. Да кукла еще и молчала, поэтому не могла рассказать наследнику Тутти всего, что происходило вне дворца.
Поэтому он ничего не знал о нищете, о народе, о голодных детях, шахтах, тюрьмах, о том, что богачи заставляют бедняков трудиться и забирают все себе. Три Толстяка хотели воспитать злого и жестокого наследника, поэтому у него был зверинец, и не было общество детей. Три Толстяка решили, что так он научится быть жестоким. Но все сложилось не так, как хотели Толстяки.
Наследник Тутти прилежно учился, слушая летописи о героях и царях. Он не любил воспитателей, но не становился жестоким. Общество куклы он полюбил больше общества зверей. Но вернемся к Суок, которая решила дождаться вечера. Ведь если бы она стала ходить одна по дворцу, то это вызвало бы подозрение.
После уроков они снова встретились. Суок стала говорить наследнику Тутти, что когда она больная лежала у доктора Гаспара, то ей приснился странный сон о том, что она из куклы превратилась в живую девочку, которая была цирковой актрисой. И эта девочка жила в балагане, который переезжал с места на место с другими актерами.
Балаган останавливался на ярмарках и больших площадях, где устраивались представления. И она ходила по канатам, танцевала и делала трудные акробатические штуки. Наследник слушал ее с широко раскрытыми глазами.
А Суок рассказывала, что они были очень бедные и часто не обедали. И была у них белая лошадь Анри, на которой она ездила, жонглируя, стоя на широком седле. А потом лошадь умерла, потому что не было денег, чтобы ее хорошо кормить.
И тут Тутти спросил, почему же они были бедными. Суок отвечала, что представления их смотрели бедняки, которые бросали лишь маленькие медные монеты, а иногда в их шляпе, с которой клоун Август обходил зрителей, вообще ничего не было. Но наследник Тутти ничего не понимал. И Суок рассказывала ему о суровой нищенской жизни, пока не наступил вечер. Рассказала она и о гимнасте Тибуле, и об оружейнике Просперо.
Но больше всего она говорила о цирке. Суок так увлеклась, что забыла, что рассказывает сон. Она говорила, что давно живет в балаганчике дядюшки Бризака, что она уже давно умеет танцевать и ездить верхом, крутиться на трапеции. И она вдруг стала говорить о том, что в прошлое воскресенье они выступали в гавани, где она играла на абрикосовых косточках.
Но мальчик не знал, что это такое, и Суок стала объяснять, как сделан свисток из абрикосовой косточки. Тутти было интересно. И когда девочка сказала, что она умеет свистеть еще и ключиком, то он попросил показать. Он расстегнул ворот своей куртки и снял с шеи тонкую цепочку, на которой болтался небольшой белый ключик.
Когда Суок спросила, почему он прячет его на груди, то наследник Тутти объяснил, что этот ключ дал ему канцлер и что этот ключ от одной из клеток его зверинца. Суок показала наследнику свое искусство, и тот пришел в такой восторг, что забыл о ключе, который остался у Суок. Она машинально сунула его в кружевной розовый карман.
И вот наступил вечер. Для куклы приготовили особую комнату, которая находилась рядом со спальней наследника Тутти, которому снились удивительные вещи. А в это время на одном из концов дворцового парка гвардейцу, который заснул на карауле у входа в зверинец, тоже снился удивительный сон, в котором к нему подошла кукла наследника Тутти.
Но только теперь во сне караульного гвардейца она оказалась живой девочкой, которая свободно двигалась, вздрагивала, оглядывалась по сторонам и прижимала палец к губам. Фонарь освещал ее маленькую фигуру, и гвардеец во сне даже улыбнулся. Потом он вздохнул и сел более удобно. А Суок, видя, что караульный спит, взяла фонарь и на цыпочках, осторожно вышла за ограду.
Гвардеец храпел, и ему казалось, что это в зверинце ревут тигры, хотя звери спали, и было тихо. Фонарь освещал небольшое пространство, и Суок вглядывалась в темноту. Ночь была не очень темной, поэтому от ограды девочка прошла по короткой аллее, между низкими кустарниками. Она сразу почувствовала запах зверей, который был знаком ей.
Суок вышла на открытую площадку, а вокруг что-то чернело, как будто стояли маленькие домики. Это были клетки. Сердце ее сильно билось. Она не боялась зверей, она опасалась, что какой-нибудь зверь проснется от ее шагов или света фонаря и разбудит караульного. Суок подошла к клеткам, волнуясь. Она стала искать Просперо, заглядывая в клетки.
Все было неподвижно и тихо, а в клетках она видела спящих зверей. Суок остановилась у клетки с попугаями. Ей показалось, что один из них открыл глаз и посмотрел на нее. А затем он быстро закрыл глаз, притворяясь спящим. Девочке стало страшно. Все время среди тишины что-то пощелкивало, похрустывало и пищало. Суок с тревогой думала о том, где же может быть Просперо.
И вдруг из темноты она услышала свое имя. Она повернула фонарь в ту сторону, откуда ее позвали. Там горевало два красноватых огонька, и большое черное существо держалось за прутья, прижав к ним голову. Суок узнала Просперо. В одну минуту она передумала целую кучу мыслей о том, что Просперо оброс шерстью, как медведь, в глазах появились красные искры, а ноги стали длинные и загнутые. Он был похож на гориллу.
Суок готова была заплакать. Просперо обрадовался, что Суок наконец-то пришла. Девочка сказала, что пришла его освободить, но оружейник отвечал, что он не сможет выйти из клетки, так как сегодня околеет. И опять послышались жуткие и скулящие звука. Просперо упал, приподнялся, и снова прижалось к прутьям.
Суок подошла. Страшное лицо смотрело на нее. Оно больше походило на волчью морду. Суок хотела закрыть глаза ладонью. Фонарь прыгал в ее руке. Просперо спросил, боится ли его Суок, ведь он потерял человеческий облик. Он говорил о том, чтобы она не боялась и подходила. Говорил он с трудом, он спускался все ниже и вскоре лег на деревянный пол своей клетки.
Просперо дышал тяжело, а потом сказал, что сейчас он умрет, и что он знал, что увидеть Суок перед смертью. И он протянул свою косматую обезьянью руку. Он чего-то искал в темноте. И тут раздался странный звук, и потом страшная рука протянула свою прутья небольшую дощечку. Просперо сказал, чтобы Суок взяла ее, и что там все записано.
Суок спрятала дощечку. Она позвала Просперо, но ответа не последовала. Суок приблизила фонарь, но тот умер. Девочка закричала и уронила фонарь, тот, падая, потух. А пока не забываем подписаться на наш канал. Ставим лайк! Спасибо!
Прочитать девятую главу можно тут: https://dzen.ru/a/aXHFmAd-jwRfT-7L
Прочитать одиннадцатую главу можно здесь: https://dzen.ru/a/aXubrWD6OFk5yXlw