Найти в Дзене
Наталья Швец

Евдокия-Елена, часть 29

Поставленный благодаря поддержке Дарьи Меншиковой, жены всесильного князя, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Досифей постоянно рассказывал ей о чудесах. Однажды он даже принес царице Евдокии, теперь инокине Елене, две иконы и велел класть перед ними по нескольку сот поклонов в день, сообщив, что «слышал от икон голоса, что Евдокия воцарится». Когда ничего из сказанного не исполнилось и Евдокия высказала претензии, хитрый Досифей во всем обвинил ее погрязшего в грехах батюшку Федора Лопухина. Не сложно представить испуг доверчивой Евдокии!.. К этому еще следует добавить и всеобщее поклонение... Народ, который всегда не доволен властью, в прямом смысле слова повалил в Суздальский Покровский монастырь. Каждый стремился приложиться к ее руке. Сама же старица Елена надувала щеки от важности и теперь величала себя не иначе, как царица Евдокия. При этом она часто повторяла: «Все наше — государево. И государь за мать свою, что воздал стрельцам, ведь вы знаете. А мой сын
Евдокия Лопухина. На постриг. Художник Екатерина Камынина
Евдокия Лопухина. На постриг. Художник Екатерина Камынина

Поставленный благодаря поддержке Дарьи Меншиковой, жены всесильного князя, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Досифей постоянно рассказывал ей о чудесах. Однажды он даже принес царице Евдокии, теперь инокине Елене, две иконы и велел класть перед ними по нескольку сот поклонов в день, сообщив, что «слышал от икон голоса, что Евдокия воцарится».

Когда ничего из сказанного не исполнилось и Евдокия высказала претензии, хитрый Досифей во всем обвинил ее погрязшего в грехах батюшку Федора Лопухина. Не сложно представить испуг доверчивой Евдокии!.. К этому еще следует добавить и всеобщее поклонение...

Народ, который всегда не доволен властью, в прямом смысле слова повалил в Суздальский Покровский монастырь. Каждый стремился приложиться к ее руке. Сама же старица Елена надувала щеки от важности и теперь величала себя не иначе, как царица Евдокия. При этом она часто повторяла: «Все наше — государево. И государь за мать свою, что воздал стрельцам, ведь вы знаете. А мой сын из пеленок уже вывалился».

Так незаметно прошло девять лет монастырской жизни… Недовольство царем у поданных только возрастало. Только Евдокию больше иное волновало: его постоянные измены. Когда ей об этом рассказывали, она очень страдала. Больше всего ее расстраивал тот факт, что свои лучшие годы проводит в затворничестве, так и не познав любви, а рядом с ним находятся женщины недостойные!

Обидно до слез! Несчастная узница постоянно молилась и как знать, быть может и тихо просила в своих молитвах даровать ей то, чего больше всего заждется… И чудо случилось. Не чаяла и не гадала, что встретит свою любовь и где?! За стенами монастыря!

История этого романа передается историками по разному, но суть всегда остается одной: это была искренняя любовь с обеих сторон. Влюбленные не боялись злых языков, царского гнева, греха. Они просто любили друг друга и были счастливы. По одной версии Евдокия Лопухина, которой было на тот момент далеко за тридцать, познакомилась с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым. Вроде как встретились глазами и воспылали друг к другу греховной страстью.

По другой, Евдокия и Степан знали друг друга с детства. Вполне вероятно, так оно и было на самом деле. Тем более, Глебов в юности служил стольником у супруги царя Ивана Алексеевич Прасковьи Федоровны и они могли познакомиться у нее при дворе.

Во всех случаях итог этой встречи в Суздале один: роман закрутился, да такой бурный, что монастырские стены дрожали. Самое интересное, что в Суздале об этой «греховной связи» знали многие, но, как ни странно, не осуждали. Царю можно, а ей нет? В общем, роман Глебова и Лопухиной длились несколько лет, а царь все это время оставался в неведении.

Достоверно известно, что первое свидание Глебова и Евдокии устроил именно протопоп Суздальского собора и духовник царицы Федор Пустынный. Зачем ему это было надобно, история умалчивает. Однако подобное смотрится более, чем странно. Это что же за духовник такой, что человека, да еще монахиню, на открытый грех толкает? Как бы там ни было, Глебов начал часто навещать келью царицы в разное время суток. Естественно, слухи дошли до жены Глебова Татьяны Васильевны, которая, что вполне понятно, стала упрекала мужа, а заодно и царицу-разлучницу, в сложившихся отношениях.

В отличии от горевших страстью влюбленных, женщина понимала: ничего хорошего из этого романа не получится. Скорее всего, со временем это стал понимать и сам Глебов. Иначе почему он вдруг, едва предоставилась возможность, тут же согласился со своим переводом из Суздаля обратно в Москву.

Для информации. Степан Богданович Глебов родился в 1672 году. О его ранних годах информации не сохранилось. С 1690-х годов стал служить в Преображенском полку. В 1696 году Степан Богданович должен был отправиться в Азовский поход. Однако отец попросил царя позволить ему вместе с сыновьями поехать по делам в Сибирь. Кто бы в тот момент мог предположить, что эта просьба в будущем полностью изменит жизнь нашему герою.

На момент встречи с затворницей, Глебов был женат на Татьяне Васильевне, имел детей. В Москве у него имелся свой двор за Пречистенскими воротами, где и жила его семья. Кроме того, владел двором в Петербурге в Шлезвигской слободе на Адмиралтейской стороне и земельным угодьем в 1217 четвертей посева. Словом, бедным его никак нельзя было назвать. Самое интересное, что Евдокия, дочь его родной сестры Марии, в будущем станет матерью Льва Александровича Пушкина, деда нашего великого поэта. Другая племянница Ольга стала прабабушкой еще одного нашего великого писателя, Льва Толстого...

Предыдущая публикация по теме: Евдокия-Елена, часть 28

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке