Найти в Дзене
Техносфера. Россия

Т-14, платформа Армата и …российский танк будущего

Очередное появление новых компьютерных рендеров «объекта 195» (он же Т-95) в российских блогах и телеграм-каналах в декабре 2025 года вызвало бурные обсуждения судьбы проекта платформы «Армата» и непосредственно танка Т-14 («объект 148») разработки Уралвагонзавода. Останутся ли Т-14 и машины на его базе (БМП Т-15, БРЭМ Т-16) в статусе серийных изделий или уступят место новому поколению боевых машин? Платформа «Армата» — достаточно продуманный проект большой унификации нашей бронетанковой техники в первой половине 21 века. Ее разработка шла с учетом понимания, что советские ОБТ Т-72/Т-80/Т-90 созданы «для Третьей мировой войны», как ее видели в СССР в 1970-80-х годах. Теоретически можно было продолжать использовать всё ту же платформу позднесоветского семейства ОБТ. Но даже в СССР в 1980-х годах взялись всерьез за разработку «танка будущего». Все появившиеся тогда в ходе проектирования «объекты» двигались в одном направлении: высокая автоматизация с возможным сокращением экипажа до 2 че
Оглавление

Очередное появление новых компьютерных рендеров «объекта 195» (он же Т-95) в российских блогах и телеграм-каналах в декабре 2025 года вызвало бурные обсуждения судьбы проекта платформы «Армата» и непосредственно танка Т-14 («объект 148») разработки Уралвагонзавода. Останутся ли Т-14 и машины на его базе (БМП Т-15, БРЭМ Т-16) в статусе серийных изделий или уступят место новому поколению боевых машин?

Мелкосерийные Т-14 где-то на просторах России...
Мелкосерийные Т-14 где-то на просторах России...

Танки для другой войны

Платформа «Армата» — достаточно продуманный проект большой унификации нашей бронетанковой техники в первой половине 21 века. Ее разработка шла с учетом понимания, что советские ОБТ Т-72/Т-80/Т-90 созданы «для Третьей мировой войны», как ее видели в СССР в 1970-80-х годах. Теоретически можно было продолжать использовать всё ту же платформу позднесоветского семейства ОБТ. Но даже в СССР в 1980-х годах взялись всерьез за разработку «танка будущего».

Все появившиеся тогда в ходе проектирования «объекты» двигались в одном направлении: высокая автоматизация с возможным сокращением экипажа до 2 человек, максимальное усиление бронирования + использование комплекса активной защиты, использование новых двигателей мощностью 1500-2000 л.с., необитаемая башня, увеличение калибра танкового орудия со 125 до 152 мм. Также рассматривались варианты появления в составе вооружения дополнительной пушки (автоматической 30-мм). Еще один общий вектор – появление бортовой радиолокационной станции.

Про «танки будущего» из СССР «Техносфера. Россия» рассказывала ранее в следующих публикациях (ссылки на материалы рабочие):

  • Объект 477 (Харьковский завод)
  • Объект 299 (Ленинградский Кировский завод, «самый продвинутый вариант»)
  • Объект 640 (Омский завод тяжелого машиностроения, это «глубокая модернизация Т-80У с элементами танка будущего»), в 2023 году обсуждался вариант запуска его в серию
  • Объект 195 (Т-95, Уралвагонзавод, 2000-2010 годы, с него пошли к «Армате»)

Появление платформы «Армата» с учетом всего вышеперечисленного не выглядело чем-то необычным и крайне революционным. Да, новый танк и целое семейство машин на его базе. Но мы это видели и в проекте «объекта 299». Плюс почему-то при запуске Т-14 в мелкосерийное производство на УВЗ выбрали именно 125-мм пушку, а не рассматривавшуюся как второй вариант 152-мм 2А83. Тем более, что второе орудие позволяло бы получить танк с выдающимися характеристиками по бронепробиваемости (поражение всех современных и перспективных танков мира), а также с возможностью использования в качестве самоходной артиллерийской системы (калибр тот же, что и у «Коалиции-СВ» и «Мсты-С»). При этом 152-мм пушку испытывали еще в рамках концепции «танка будущего» на одном из Т-80 ленинградской постройки рубежа 1980-90-х годов и сделали заключение, что направление работ очень даже перспективное. Понятно, что «заморачиваться» с началом выпуска новой танковой пушки в 2010-х годах очень не хотелось. Поэтому на первую серию Т-14 встала 125-мм, и в 2015 году танк показали на Параде Победы. Но дальше начался длительный этап испытаний и доработок.

Зимний Т-14 на полигоне УВЗ
Зимний Т-14 на полигоне УВЗ

По факту мелкосерийное производство Т-14 на УВЗ появилось, отправили единичные машины для обучения танкистов и ремонтников в Казань и Омск. На этом фоне уже начавшаяся специальная военная операция превратилась в «войну дронов», и с фронта стали говорить про то, что «не надо дорогих машин, нужные старые, но доработанные с учетом новых обстоятельств». Поэтому и в конце 2025 года Т-14 это по сути «штучный товар», количество которого измеряется десятками.

Войны современные и будущие

Но СВО это СВО. А как быть с войной еще более крупного формата? Тем более, что в объединенной Европе решили к 2030 году «быть готовыми к войне с Россией». И даже перезапустили серийное производство танков «Леопард 2» в новой версии «2А8», анонсировали выпуск новой «Пантеры KF51» с новой 130-мм пушкой и усиленно накачивают Польшу новыми южнокорейскими К2 с автоматом заряжания. Конечно, не до танковых армий 1980-х, но цифры начинают расти как в количестве, так и в качестве. Борьба танков с танками на фронтах специальной военной операции стала редкостью, но и полностью списывать такие баталии в возможной перспективе не стоило бы.

Сейчас все увлекаются дронами, которые стали возноситься до статуса некоего «чудо-оружия». Вместе с тем войн того формата, что предполагались при создании состоящих на вооружении танков пока не случалось. Танки на СВО не движутся большими соединениями, а единичные машины действительно отлично выбивают операторы дронов. Получается, что массового применения танков не было и нет со времен концепции «третьей мировой войны» 1980-х годов с ее полноформатными армиями, тысячами самолетов в небе, обилием живой силы и т.д. Значит ли это что «танки устарели»?

И да, и нет. Да, потому что появились новые вводные, снижающие защиту танков (ударные дроны, новые системы обнаружения). Нет, потому что танк это крепкая машина, которая при появлении эффективной защиты от новых угроз, вполне себе может служить и воевать годами. Вписывается ли в эту ситуацию Т-14 или даже можно поставить вопрос так: можно ли быстро вписать Т-14 и бронемашины на платформе «Армата» в новые реалии поля боя?

Наши танки грязи не боятся, даже самые высокотехнологичные
Наши танки грязи не боятся, даже самые высокотехнологичные

Вот здесь как раз и возникает такой интересный момент, что «Армата» создавалась как платформа с большими возможностями для доработок. Здесь и габариты более крупные, и разные варианты вооружения вполне можно размещать/менять и т.д. С таким «конструктором» можно вполне выдать машину с еще более интересными характеристиками «по итогам СВО». Направления же конструкторских работ могут представляться почти также, как и в позднем СССР: больше бронирования, мощнее пушка и двигатель. Но с добавкой в виде снижения заметности для систем наведения дронов и ПТУР, наличием штатных средств РЭБ, собственных БПЛА, новых вариантов защиты в том числе от «роя БПЛА», новыми вариантами КАЗ… Требуется многоуровневая всеракурсная защита.  Сами разработчики говорят, что танки никуда не денутся, но придется серьезно поработать над новыми машинами, обобщив всё вышеперечисленное.

Куда двигаться дальше?

Каким будет «российский танк будущего»? Если удастся не допустить рост массы выше 55 тонн, то будет хорошо. Двигатели подрастут до 1500-2000 л.с. Опять же вопрос – газотурбина или дизель (одно время было много информации о сложностях как раз с новым дизелем для «Арматы», а по ГТД всё давно создано). Необитаемая башня явно перспективное решение, к которому все пришли еще в позднем СССР. Бронекапсула с экипажем из пары танкистов – тоже хороший ориентир. Но сегодня много разработок по максимальной роботизации боевой техники, и возможно появление чисто беспилотных танков. Впрочем, чисто беспилотные танки как замена «классическим» не могут рассматриваться на все 100% — «искусственный интеллект», как бы его не хвалили в ИТ-сфере, пока сам не справляется, а любое управление на расстоянии может быть нарушено извне. В общем, есть где разгуляться конструкторской мысли.

Одно только стоит заметить: долгие разработки по 10 лет и более могут привести снова к «танкам прошлого», когда машина снова не будет соответствовать реальным запросам наших военных из зоны боевых действий. Это еще одна сложность, ведь хорошие образцы техники проектируются и испытываются долго.

  • Обращаем ваше внимание: При использовании наших материалов в СМИ и других медиа АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК «ТЕХНОСФЕРА. РОССИЯ» СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ наши материалы:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ и вступайте в наши группы в ВК и Телеграм: https://vk.com/tehnoomsk и https://t.me/tehnoomsk.

ВНИМАНИЕ! Теперь у нас есть канал в MAX: https://max.ru/tehnorussia

Спасибо за вашу поддержку, друзья!