Продолжим читать старые газетные и журнальные вырезки из коллекционного альбома одного британского юноши, который я нашла на e-bay. Это 40-страничная книга неизвестного нам фаната, но какая книга!
Прошлый раз мы посмотрели и перевели анкеты участников. Следующая страница к сожалению не читаемая:
Статья "Вознесенные к славе" большая, но очень плохо сфотографирована, рядом с ней мини-статья "Это мистер Сексуальные ноги!", тоже жаль, не прочитать. Поискала в интернете похожие - не нашла. Что же, считаю то, что остальные страницы хорошо видны, большим везением!
Перелистнем страницу и вот большая статья, без названия. Перевод как всегда мой собственный.
Концерт в Эдинбурге 1976 года и обзор альбома Sheer Heart Attack.
Страница слева:
Это ледяной эдинбургский ветер пронизывает голый склон у театра Плейхаус, чтобы освежить толпу мазохистов, выстроившихся в очередь длиной в четверть мили на первое британское выступление Queen в 1976 году.
Мазохистов? Я что уже показываю свою предвзятость к этим четырем чудо-мальчикам? Вообще-то, нет: мазохисты они потому, что уже получили билеты и, в то время, как паб по ту сторону от театра почти пуст, эти парни зря зарабатывают пневмонию, в нетерпении занять свои уже выделенных места. Недоумевающие, фотограф Чоки Дэвис и я бросили шотландскую очередь ради другой очереди внутри паба…
*****
Chalkie Davies — фотограф, уроженец Великобритании, валлиец. С 1975 по 1979 год Дэвис фотографировал таких звёзд, как Дэвид Боуи, Кит Ричардс, Фредди Меркьюри и Sex Pistols. В 16 лет Дэвис переехал в Лондон и получил работу в NME. Среди его первых объектов были Дэвид Боуи, Led Zeppelin и Pink Floyd. "Я "коллекционировал" рок-звезд, подобно тому, как другие люди собирают марки", - говорил Чоки. И кстати, он делал фото Фредди с бананом, почему-то оно считается чем-то экстраординарным))
но возвратимся к статье о концерте...
****
Позднее в "Playhouse" группа Supercharge делает непотребные вещи к удовольствию столпившейся публики. Они потеряли клавишника Иэна Брэдшоу как минимум, на сегодняшний вечер, и последовавшее ослабление и без того клацающего ритма возмутительно. Но та знаменитая шотландская публика просто сошла с ума.
Был ли это номер Bay City Rollers, новые панк-роковые скачки совершенно серьезной однобокой полу-фанковой песни - но отклик публики был таким сильным, какой Supercharge, больше не получали нигде - при том, что это был явно не их вечер.
Ливерпульские бездельники ушли, и начались песнопения: «We want Queen» в то время, как роуди сновали туда-сюда и готовили спартанскую» сцену: никаких умных фонов и штучек, только груда тарелок Роджера Тэйлора перед тем самым всегда присутствующим гонгом и горой усилителей AC30 Брайана Мэя.
Темнота…вздохи…раздается удар гонга…визги удовольствия от юноши рядом со мной... ваши обычные симфонические электронные атмосферные фанфары, что-то вроде…переходящих в стиле Гилберта и Салливана в среднюю часть "Bohemian Rhapsody" …клубятся пары сухого льда...шумный приём публики…юноша рядом со мной вонзает свои локти мне в ребра и подпрыгивает на своем сиденье в полном исступлении…
И вот они на сцене выскакивают сразу из записанной части "Bohemian Rhapsody" в живое исполнение секции тяжелых рифов, идущей следом. Огни безумно сверкают, повсюду дым, юноша рядом со мной радостно кричит, так же, как и 3000 других сумасшедших шотландцев. Хоть взрывов нет,но ощущается, будто они есть, и я пытаюсь набросать, во что одет Фредди Меркьюри, чтобы удержать свой взбудораженный мозг в узде.
"Белый кричащий костюм" - вот, что здесь указано . Вот это профессионализм! Это как военный корреспондент отмечает время, когда стена, на которую он опирался, снесена танком.
Беспрестанная бомбардировка органов чувств продолжается, когда Queen очень взрываются переходя от "Bohemian Rhapsody" ("Просто нужно убраться отсюда...", и как с этим не согласиться?) к грубой смеси рифов хеви-метала, прилизанных внезапными гармониями, которые в свою очередь сменяются быстрым инструменталом.
По сути, этот хлам - театральный синтез грубейших кусков упорядоченного шума, который иногда затевает могущественное трио. Как только они отгремели, Меркьюри снова появляется из-за кулис, напоминая лягушку в белом балетном облегающем комбинезоне, и авторитетно заставляет гигантские вспышки света как по волшебству извергаться из-за сцены. Публика вторит ему со своих мест.
Queen добилась большего, чем одна из самых успешных британских групп десятилетия, с надутым видом выступая перед своими верноподданными.
Смещение фокуса статьи, может быть, очевидно. Публика их любит, а критики ненавидят. Ну, как выясняется, мне они вполне нравятся, но, в целом, это справедливая картина отношения рок-прессы к Queen: в конце выступления, когда единственный возможный способ увидеть группу подразумевает стоять на плечах человека, прыгающего вверх-вниз на кресле перед тобой, я выхватываю из толпы два отстраненных, кислых лица. Это критики.
Такое не происходило всегда, в начале 1975 у Queen было множество поклонников и уважение критиков. Дэйв Даунинг, чья недавно вышедшая книга "Будущий рок" язвительно охватывает полный спектр тяжеловесного рока - Дилан, Рид, Боуи, Флойды и др. - рецензировал альбом "Sheer Heart Attack" в дополнении к альбому Sparks "Propaganda" в журнале Let It Rock в январе 1975г: "Я нахожу в текстах Рона Маэла оскорбительным отсутствие каких-либо убеждений, кроме как в собственном таланте…аранжировки всех покоряют своей упрощенной самоуверенностью…Вижу, что Гилберт О’Салливан стал прогрессивным".
Поменяйте это на Гилберта и Салливана (прим. - сотрудничество либреттиста Уильяма Гилберта и композитора Артура Салливана в викторианскую эпоху) - и эти слова с легкостью могут быть адресованы альбому "A Night At The Opera". Как бы то ни было, вот что Даунинг сказал о "Sheer Heart Attack".
"Резко контрастирует здесь третий альбом Queen…это лучшие новички, которых я слышал за долгое, долгое время…Queen убедили меня в том, что деление рока на тяжелый и легкий в любом случае, в основном, являлось недостатком энергии в них обоих. Играют ли они рок или балладу, да что угодно…у них есть запас энергии. У них есть та самая напористость в стиле Beatles".
"Гитара Брайана Мэя шествует вслед за вокалом Фредди Меркьюри с той же мощью (и, возможно, с большей изобретательностью), которой Ронно достиг в бурные дни "Panic in Detroit"..."
"...Голос Фредди Меркьюри - равноценно удивительный, стесняемый лишь недостаточностью текста для его демонстрации и необходимостью отдать должное музыке. Некоторые рок-группы тормозит глубокая лирика; думаю, что Queen обязательно вырастут".
"Но это скорее надежда, нежели критика. Роскошный лоск этой записи укрывает настоящее золото, в отличие от того, что я слышу в случае со Sparks - лишь его суррогат"
Верно, Queen во времена "Sheer Heart Attack" были на паузе, готовясь к выбору намного большего, чем направления и статуса, которые они себе вообразили. Они успешно справились с обычными недочетами: будучи адептами кэмпа, штампуя довольно гротескные имитации Led Zeppelin, превратились в крепкий, стильный коллектив, почивающий на лаврах сногсшибательного сингла "Killer Queen".
Хотя им не хватало стиля Боуи по работе с текстами, первоначальные значения названия до сих пор обсуждают, и, слушая "Sheer Heart Attack", кажется, что всё, что им было нужно - несколько горячих текстов и немного дисциплины, чтобы быть инициированными не просто в статус самых популярных британских рокеров со времен Боуи, но также и самых лучших.
Первая вещь, которая поражает вас на этом альбоме, после отрывка со спецэффектом звучания ярмарочной площади - яркая энергия во время того, как Мэй берет инициативу по управлению ансамблем сквозь ураган "Brighton Rock". Он взрывается энергией морского берега, что соответствует прозаичному тексту о романе на отдыхе и очерчивает границы предпочитаемого Мэем подхода в написании песен: повествования.
Такая энергия почти полностью отсутствует в "A Night At The Opera", и даже в "Brighton Rock" её стремительно рассеивает нелепое гитарное соло: Мэй следует сам за собой по гамме верх-вниз, бессмысленно упражняясь в отрыве от остальной части композиции.
Ещё одну разновидность энергии, также отсутствующую в «A Night At The Opera», можно отыскать в "Now I’m Here". Здесь чувствуется атмосфера в стиле The Who ("I Can See For Miles"), которая переходит к превосходным «мясистым» гармониям (сильно в духе Роя Томаса Бейкера, являющегося продюсером группы на протяжении всей карьеры Queen, а ныне оказавшего положительное влияние на "Drag Race Queen" группы Sunfighter). Композиция не имела бы шансов на успех среди всех гармоний с придыханием с "Opera".
Это великолепный рок, сильный и хороший, по всей видимости связанный с влиянием американского тура Queen с Mott The Hoople.
Однако, повсюду в "Sheer Heart Attack" посеяны семена упадка Queen. "Bring Back That Leroy Brown" была первым индикатором их возможностей за пределами рока. Сама по себе композиция была безукоризненно исполнена: поселковая менестрельная (прим. - шут, играющий на муз. инструменте и поющий свои песенки) пародия, но тем не менее неприятная.
Особенностью "In The Lap Of The Gods (Part One)" является излишне показное интро; "Flick Of The Wrist", мрачно-тяжелая песня с поднимающим настроение бейкеровским жужжанием хора, в которой гитара Мэя брызжет во все стороны в ещё одном противостоянии агрессии, которое вскоре исчезнет, и которая была к сожалению, прототипом для чудовищной "Death On Two Legs".
"Death" - трек, открывающий альбом "ANATO", похоже, нацелен на бывшего менеджера Queen до Джона Рида. У поразительно насыщенной в музыкальном плане песни ужасно резкие и самодовольные слова, это ограниченная мстительная тирада, которая больше говорит о самом авторе, чем о его объекте.
Такой тип неуклонной инфантильности олицетворяет сцену Queen до некоторой степени: младенцы на свободе с оружием в виде технологии, и все сублимировано в технику.
"Flick Of The Wrist" - ee предшественница была также неприятна и несомненно, затрагивала ту же самую тему, но эта песня выигрывает там, где "Death On Two Legs" - нет, потому что пение здесь сублимировано в музыку, и, отчасти, потому, что слова вторичны по отношению к мелодии.
В Эдинбурге "Flick Of The Wrist" идет четвертым номером, и он не так хорош, как на пластинке, может потому, что им тяжело даются быстрые песни.
Они уже исполнили "Sweet Lady" из "ANATO". Меркьюри поет хорошо, а группа гремит уверенно. Но вдруг гитара Брайана Мэя теряет выходит из общего ритма всеобщего грохота , он растягивает темп. Финальное крещендо почти разжигает пожар, но могли бы сделать и лучше.
Примечание: почему-то автор статьи пропусти Ogre Battle, которая шла на концерте вторым номером, это удивляет, все же шикарная композиция.
Фредди говорит тост Эдинбургу с бокалом шампанского перед тем, как они с Мэем задумчиво позируют под голубыми лучами прожекторов и робко отваживаются перейти к средневеково романтичной "White Queen" из "Queen II". Фредди идет к пианино под извилистое, отдающее эхом соло Мэя и мы наверстываем упущенное на "Flick".
Здесь проблема Мэя подсвечивается ярко, он не может сыграть достойное соло в быстром темпе вместе. Песня топчется на месте, но будто бы прикрывая и подзаряжая кажущиеся бессмысленными переходы в одноразовые соло, как будто бы они пытаются ошеломить вас скоростью своей игры, настоящая сокровищница сверхспособностей.
Джон Дикон играет мощный бас, поддерживая песню, там где это необходимо, и Роджер Тейлор, в том время как он кажется довольно отстраненным от происходящего на своей высокой стойке, играет на ударных уверенно и разнообразно. Пение Меркьюри великолепно, и, похоже, только Мэй не дотягивает.
Следующим идет попурри, и оно приносит немного тепла в это кричащее позерское мероприятие. Песня Джона Дикона "You’re My Best Friend" завершает первую часть. Как "Misfire", его полу-карибская поп-роковая песня на Sheer Heart Attack, это самый дружелюбный трек на "Opera", и, в то время как Мэй и Меркьюри возятся со всеми музыкальными жанрами, известными человечеству, это - точно роковая песня, помимо волнующей "I’m in Love With My Car" Тейлора.
На сцене ведущий вокал Меркьюри прекрасно накладывается на гармонии группы, и публика хлопает одновременно с медленными мелодиями. Гитарное соло Мэя недостаточно громкое, и в его конце он берет ужасный аккорд, но это хороший перерыв.
Перезвон двух нот в конце "You’re My Best Friend" напоминает прием в конце "Killer Queen", и переходит в "Bohemian Rhapsody"
В записи "Bo Rhap" выражает нескладное идиотство, которое наполняет их последний альбом. На самом деле, есть несколько отличных штрихов в этом хаотичном эпосе, примечая гитарный переход, который следует за оперной частью, с половинчатыми фразами ближе к концу и утонченной манерой, с которой за затухающей мелодией Мэя следует фортепианное соло Меркьюри. Но все остальное громоздко, а где не громоздко - откровенно глупо, помпезно и неоригинально.
По каким-то причинам, Брайан Мэй, похоже, растерял всё рок-чутье на "Opera", и первая гитарная вставка в "Рапсодии" была единственным вразумительным соло на альбоме, за исключением антикварной "Lazing on a Sunday Afternoon". А что касается Вельзевула…
Однако, слова в "Bohemian Rhapsody" даже хуже, чем музыка. Базовый сценарий представляется романтизированным умопомешательством «бедного мальчика», который удовлетворяет фетишу Меркьюри к оружию посредством убийства человека, что приводит к некоторого рода перетягиванию каната между…эммм, двумя силами. Жизнь и смерть? Рай и ад? Разве Фредди знает?
Кстати Богемская рапсодия лишь 7 номер на этом концерте, из 27...Как трудно опережать время, не находите? На концерте в Эдинбурге группа играла в самом начале концерта оперную часть и рок-разделы Богемской рапсодии, а 7 номером балладную часть. Хорошая идея была разделить ее.
Продолжение перевода статьи на странице справа здесь.
А другие мои статьи и переводы здесь: