«Если секрет известен нескольким людям, он перестаёт быть секретом. Теперь это уже информация».
- Лорд Варис («Игра Престолов»)
В этой статье я постараюсь не высмеивать (без необходимости) сторонников плоской Земли или в сотый раз объяснять, почему флаг, воткнутый в поверхность луны колышется в невесомости, а звёзды не видны на фотографиях, сделанных в космосе. Всё это уже было сделано много раз до меня.
Для разнообразия я предлагаю взглянуть на вопрос о теориях заговора с несколько иной стороны. Давайте на мгновение предположим, что те, кто утверждает, что, например американцы никогда не высаживались на поверхность Луны и им удалось обмануть весь мир, включая учёных Советского Союза, правы.
А после зададим один вопрос:
Как им удалось хранить это в секрете более 50 лет?
«О жизнеспособности теорий заговора»
Пришло время перейти к главному герою сегодняшней статьи: ирландскому физику и научному журналисту Дэвиду Роберту Граймсу.
Как и любой современный популяризатор науки, Граймс регулярно сталкивался с критиками, обвинявшими его в сокрытии лжи учёных-климатологов, получении взяток от фармацевтических компаний и исполняющем роль марионетки НАСА.
В какой-то момент он понял, что у него больше нет сил на доказывания людям что их убеждения о заговорах иррациональны. Поэтому он решил подойти к этому вопросу научно. В 2016 году он опубликовал работу «О жизнеспособности теорий заговора», в которой привёл следующую формулу:
Каждый дополнительный человек, вовлеченный в заговор, плюс каждый дополнительный год существования заговора = больший риск утечки информации.
На чём основано эта формула?
Граймс вдохновлялся реальными американскими теориями заговорами, которые впоследствии были разоблачены. В своей книге он, среди прочего, упомянул программу PRISM (массовое наблюдение, разоблаченное Сноуденом), эксперимент в Таскиги (неэтичные исследования чернокожих больных сифилисом), скандал в лаборатории ФБР (фальсификация судебно-медицинских доказательств) и Уотергейтский скандал (прослушивание телефонных разговоров политических оппонентов Никсона).
На основе этих случаев физик рассчитал, что вероятность утечки информации из-за ошибки или предательства одного из заговорщиков составляет примерно 0,0004% в год (1–ψ ≈ 4×10⁻⁶).
Что насчёт высадки на Луну?
Граймс применил свою формулу к четырём особенно распространённым за всю историю теориям заговора.
- Высадка на Луну. Чтобы сфальсифицировать высадку на Луну, НАСА пришлось бы завербовать около 411 000 человек. В их число входили бы астронавты, инженеры, техники, актёры, режиссёры, операторы, специалисты по спецэффектам и все сотрудники агентства, которых на пике программы «Аполлон» было гораздо больше, чем сегодня. При таком масштабе операции заговор был бы раскрыт, самое большее через 3 года.
- Глобальное потепление. Если учитывать только физиков-атмосферологов, активно публикующих работы по антропогенному изменению климата (примерно 30 000 человек), то мошенничество продолжалось бы менее пяти лет. Однако, если добавить метеорологов, руководителей научно-исследовательских институтов, университетов и измерительных станций, число заговорщиков возросло бы до 405 000. В таком случае правда вскрылась бы почти так же быстро, как и в случае с программой «Аполлон».
- Заговор вокруг вакцин. В минимальном сценарии (только сотрудники ВОЗ и CDC) потребуется 22 000 человек. Однако, если мы добавим всю фармацевтическую промышленность, а это примерно 736 000 потенциальных заговорщиков, то секрет проживёт максимум 3 года и 2 месяца.
- Сокрытие лекарства от рака. Если бы крупнейшие фармацевтические компании действительно скрывали лекарство от рака, им потребовалось бы участие 714 000 исследователей и сотрудников. Такая тайна была бы раскрыта через 3 года и 3 месяца.
Общий совет Граймс таков: если вы хотите, чтобы ваши тайны оставались тайнами хотя бы десять лет, разумно ограничить их кругом максимум нескольких сотен человек.
Причин для раскрытия тайны бесчисленное множество. У кого-то это будет чувство вины, у кого-то желание отомстить начальнику, а у кого-то желание прославится.
А что, если большинство людей даже не подозревают, что являются частью заговора?
Звучит логично. Действительно, модель Граймса предполагает, что каждый участник заговора знает весь план и имеет равные шансы его раскрыть. При том исключает случаи, когда важная информация известна только избранным и не распределяется среди рядовых исполнителей, задача которых только закручивать гайки, обрабатывать данные и выполнять приказы, не зная более широкого контекста.
Однако такой сценарий может сработать только при определенных условиях: идеальной планировке и железной дисциплине в распространении информации.
Это может сработать, если группа заговорщиков - это небольшая группа шпионов и солдат, работающий над какой-нибудь сверхсекретной системой вооружения. Но это точно не сработает в академической среде. Гражданские исследователи, представляющие учреждения, разбросанные по всему миру — например, эксперты по климату — невольно совместно создают ложные данные? Рецензенты и редакторы всех авторитетных журналов десятилетиями делают вид, что не замечают фальсификаций?
Напоследок:
Доктор Джеффри Виганд, биохимик и бывший вице-президент табачной компании Brown & Williamson, в 1996 году публично заявил, что его компания сознательно добавляла в сигареты высококанцерогенные химические вещества, призванные усилить зависимость курильщиков.
Владельцами компании были предприняты попытки запугать, подать в суд и уничтожить учёного с помощью клеветнической кампании. Но, всё это не сработало. Урегулирование конфликта обошлось табачной промышленности в 200 миллиардов долларов.
Чтобы секрет стал достоянием общественности понадобился всего один человек.