«Поздний час, половина первого,
7000 над землей,
Рев турбин, обрывки сна…»
Эту песню Валерия Сюткина слышали почти все, большинство – не по одному разу, а многие еще и подпевали. В том числе на концертах Сюткина.
Ну, а если вы не просто ритмично двигались под музыку, но и вникали в слова до конца, то наверняка могли удивиться этакому повороту:
«За окном небо все темнее,
Спит автопилот».
В этих двух кусочках песни как минимум две странности.
1. Самолеты просто не летают на высоте 7000 над землей. Как Сюткина угораздило?
Разумеется, многие могут подниматься на такую высоту. В принципе. Так сказать, транзитом. Но надолго там «зависать» они или не способны, или не вправе.
Вообще у каждой модели самолета и любого конкретного рейса свои «потолки» и рекомендованные метры-километры.
К тому же, многое зависит от текущих условий – ветра, направления полета… даже от нынешней ситуации в большой (и не очень) политике.
К примеру, автору поста пришлось слышать, как стюардессы на рейсе из Москвы на Кубу рассказывали, что они не знают, на какой высоте, за сколько часов и по какой траектории полетит на сей раз их судно: каждый раз их «боинг» облетает Европу по-разному.
В частности, могут подниматься:
- бизнес-джеты – более чем на 15 000 м;
- лайнеры на дальних рейсах – до 12 000 м. Чаще же всего гражданские самолеты летают на высоте 9000–10 000 м;
Для знатоков и гурманов.
Ан-24 предназначен для малых и средних маршрутов, через океан не летает. Так же как и Ан-10 (который к тому же был снят с пассажирских линий Аэрофлота задолго до песни). И даже Ил-18Д летал через океан только с промежуточными посадками. И турбовинтовые двигатели на них отнюдь не гудят, как турбореактивные, а скорее ревут, что неплохо слышно и в салоне.
- спортивные самолеты – до тех самых 7000 м.
Как же Сюткина угораздило полетать на такой высоте – на спортивной «малолитражке», что ли?
Однако, судя по тексту песни, полет был весьма дальним:
«Тайное движенье в небе без конца...» (т. е. герой истории так долго летел, что у него начало всё в глазах сливаться и он уже видел бесконечный поток за стеклом иллюминатора).
«Ты далеко от меня,
За пеленой другого дня...» (получается, он преодолевал несколько часовых поясов).
«Перелететь океан...» (а вот и объяснение).
«Ночь длинна, но еще длиннее путь...»
Так что летел он долго. А преодолевать слишком дальний полет на спортивном самолете, мягко говоря, небезопасно, да и просто неудобно.
2. Пардон, но что значит – «спит автопилот»??
Подобная ситуация может означать лишь одно: самолет стремительно падает. С тех самых 7000 или с другой высоты – тут уже неважно. Главное – что потерян контроль над важнейшими функциями. А уж с какой именно высоты падать, значения, в общем-то, не имеет. :)
Да, для определенных целей летчики могут переходить на штурвальное управление, отключив некоторые агрегаты автопилота. Однако полностью выключить его невозможно.
Особенно небезопасным может быть выход из строя автопилота при сильной непогоде, нулевой видимости и т. п. В таких случаях экипаж может направить судно на запасной аэродром и проч.
Так что же получается?
А получается, что герой песни:
- летел над океаном в аккурат где-то над его серединой (мы тут уже много цитировали о том, что путь был длинным, причем как до момента размышлений героя, так и после);
- находился то ли на набирающем высоту, то ли на снижающемся (с гораздо большей долей вероятности, поскольку как можно набирать высоту над океаном?) самолете;
- и всё это при неработающем автопилоте...
Право же, в этаком разрезе слова «упав с ночных небес» звучат с новым смыслом...
Ну, и в чем же «фишка»?
О том, в чем тут секрет, рассказывал, смеясь, сам Валерий Миладович в интервью.
«7000 над землей» была самым первым сольным хитом Сюткина. Порвав с группой «Браво», он мечтал написать собственную песню не абы о чем, но о любимых им самолетах, небе, полетах.
Причем в голове у него завис образ конкретно пилота, управляющего легкомоторным «кукурузником»... практический потолок полета которого, кстати, – 4500 м.
Ан-2, он же в простонародном лексиконе «кукурузник», а также «Аннушка», – детище прославленного авиаконструктора Олега Антонова, советский легкий многоцелевой самолет, разработанный им в 1947 г.
Мол, этот товарищ парит над землей и думает: как хорошо было бы побыстрее встретиться с любимой. Словом, замысливалось всё нежно, лирично, но мужественно и даже брутально: как переживания влюбленного летчика.
Ознакомившись с набросками текста Сюткина, музыкант и поэт Сергей Патрушев друга раскритиковал.
Дескать, ты, Валера, конечно, самолеты любишь и в них разбираешься, но сам как пилот не летаешь. Так чего обманывать? Напиши о том, что знакомо тебе по личному опыту: как ты сидишь перед иллюминатором и грезишь о встрече с возлюбленной. Может получиться, что долгий полет создает ощущение вечности, и «не факт, что прилетишь, просто тебя вынули из времени».
Сюткин песню переписал. Однако некоторые моменты из начального текста оставил. В том числе пресловутые 7000. Почему? Да потому, что число счастливое. Пусть небесный странник долетит со счастливым финалом.
Что до спящего автопилота, так это тоже не опечатка. И не фактическая ошибка. Дело в том, что Сюткин вообще в самолетах более-менее разбирается, прекрасно знает, что находится в кабине пилотов и как там всё работает, поскольку:
1) в 1970-х гг. служил на Дальнем Востоке в ВВС авиамехаником;
2) много летал по гастролям самым разным, в том числе в 1987 г. – в Афган выступать перед служившими там нашими ребятами;
3) из многообразных видов транспорта больше всего ценит и обожает именно летный.
Поэтому у Сюткина так много песен о самолетах, небе и полетах.
Так вот, написав о спящем автопилоте, автор, по его признанию (в СМИ), хотел «показать, что даже автопилот находится в этом подвешенном состоянии». То бишь в полете всё застыло: воздух, облака… расстояние, время… даже некоторые приборы.
Как ни крути, а песня Сюткина сразу полюбилась публике. В 1995 г. ее даже признали лучшей песней года.
И поклонники певца любят ее до сих пор. Даже порой переделывают ее в самых забавных вариантах наподобие:
«Ты далеко от меня,
Копать еще четыре дня…» :)
Подобные переделки, между прочим, – показатель популярности. Ведь над мало интересным народ просто не будет «заморачиваться».
Другой пример того же рода – когда на тусовках весело спевают: «Конечно, Сюткин, ну, кто ж его не знает!?» Хотя мало кто в курсе, кем на самом деле был этот пижон Вася.
А если серьезно, то любители Сюткина уверены, что в песне всё на своих местах. От высоты до приборов. Ведь главное – любовь, душевность и счастливый конец:
«Перелететь океан и, разогнав крылом туман,
Упав с ночных небес, скорей тебя обнять!»
П. с. Все эти моменты далеко не беда. Мы же не судим строго автора песни, тем более, что сам он признавал в интервью, что это косяк (ну, не рифмовались и не пелись у него 8-9-10 тысяч над землей), а весело его разбираем, под конец делая оптимистичный вывод, причем всё это исключительно с любовью к песням Сюткина :)
Друзья, а какие песни Сюткина нравятся вам?
#музыка #знаменитости #рок #культура #песни #самолёты #телевидение #развлечения