Военные санитары
В период Первой мировой войны остро встал вопрос об оказании своевременной медицинской помощи раненым на фронтах. По предложению Вице-Президента Императорского Российского Автомобильного Общества В. В. Свечина на Чрезвычайном Общем Собрании 23 июля 1914 г было постановлено приступить к формированию Санитарных колонн для транспортирования больных и раненых воинов.
Первой по времени начала функционировать Петроградская колонна. Уже 15 августа было сообщено Главному Управлению Красного Креста о полной готовности колонны, и на следующий же день она впервые перевозила раненых. Петроградская Колонна предназначалась для перевозки раненых и больных русских воинов со станций железных дорог в госпитали и лазареты Петрограда, а также и для перевозки, в случае особой необходимости, из одного лечебного заведения в другое.
Почти одновременно с Петроградской колонной закончилась организация Царскосельской.
С возникновением военных действий Одесское Автомобильное Общество, совместно с примкнувшим к нему автомобильным отделом Одесского Технического Общества, принялось за организацию перевозки прибывающих раненых с вокзалов в госпитали и лечебницы. Организация начала действовать с 3 сентября 1914 г.
В течение очень короткого срока предложило свои услуги свыше пятидесяти автомобилистов и владельцев гостиниц, причём на перевозке раненых приняли участие почти все лица, у которых не приняты были реквизированы автомобили для нужд мобилизации.
Акционерное Общество “Одесский Таксомотор” выделило из своего состава одно шасси Фиат и построило на нём за собственный счёт санитарную карету, предоставленную в распоряжение для перевозки раненых.
Вскоре, однако, первоначальное решение Комитета Общества – оборудовать перевозочными средствами тылы – подверглось существенному изменению. Обстоятельства, выдвинули в первую очередь, организацию своевременной и безостановочной доставки раненых с передовых позиций. В виду этого было решено, сохранив уже налаженную перевозку раненых в Петербурге и Царском Селе, спешно приступить к формированию передовых санитарных колонн для службы на фронте.
Большинство известных санитарных автомобилей перевозили раненых на подвесных койках-носилках, расположенных в несколько ярусов. Кроме медлительности погрузки и неудобного положения раненых, эти системы требовали специальной конструкции носилок, приспособленных к данному кузову, и редко могли перевозить одновременно больше четырёх больных.
Имея в своём распоряжении крайне разнокалиберные шасси, И. Р. А. О. выработало такую систему кузова, что он свободно подходил ко всякому шасси, отличался простотой постройки, невысокой ценой, и при всём этом был достаточно удобным для перевозки раненых. Требовалось в исключительно короткий срок оборудовать, возможно большее число автомобилей, простыми прочными и вместительными кузовами, допускающими работу при самых разнообразных условиях боевой обстановки.
Особая комиссия И. Р. А. О. под председательством профессора В. Н. Сиротинина разработала основные принципы, которым должны были удовлетворять санитарные кузова, и по этим данным придворная экипажная фабрика Ив. Брейтагам разработала и построила первые пять санитарных кузовов. Система кузова – вместительная платформа, покрытая клеёнчатым тюфяком, с невысокими бортами, и брезентовым сдвижным верхом от дождя. Автомобили колонны И. Р. А. О. легко допускали погрузку раненых на носилках любых систем, и совсем без носилок, позволяя в крайних случаях увеличивать число перевозимых раненых сверх комплекта. В столь исключительных обстоятельствах раненые лишались многих удобств автомобильной перевозки, но быстрая их доставка на перевязочный пункт вполне оправдывала все эти неудобства. При условиях усиленной работы погрузка производилась следующим образом: трёх раненых укладывали вдоль платформы, затем на оставшееся сзади свободное место, поперёк платформы, спиной к боковым стенкам, в полусидячем положении укладывались более легкораненые. Наконец, сидя на заднем краю платформы, держась за железную перекладину и опираясь на подножку, устраивались ещё трое раненых. Таким образом, обычный комплект перевозимых с позиций был в 8-9 на каждую платформу, но иногда достигал и 10 человек.
Этот тип кузова, блестяще зарекомендовавший себя во время службы на передовых позициях, позже подвергся довольно существенным улучшениям. Сплошная платформа, столь удобная для перевозки лежачих больных не вполне подходила для легко раненых, едущих в сидячем положении. Внутри платформы им приходилось или полулежать или же сидеть с поджатыми под себя ногами.
Чтобы устранить этот недостаток, в новых типах кузовов средняя часть платформы сделана ниже, образуя по бокам две продольные широкие скамьи с мягкими пружинными сиденьями. При наличии тяжело раненых, кузов может быть быстро превращён в сплошную платформу, не отличающуюся по удобству от прежней. Для этого в среднем продольном проходе поднимаются из-под боковых сидений две половинки и заполняют собой весь промежуток между лавками. Каждая подвижная половинка удерживается в раскрытом положении парой подножек.
Складной брезентовый верх приподняли несколько выше, по сравнения с прежним типом. Места для шофёра и его помощника закрыли откидным брезентовым верхом и боковыми шторками, что оказалось крайне целесообразным при почти бессменной работе машины в осенний дождь при леденящем зимнем ветре и большом морозе. Когда кузов обращён в платформу, образующееся под ней место может быть с успехом использовано для перевозки небольших грузов: медикаментов, перевязочных материалов, тёплого белья и т.п. Экипажная фабрика Ив. Брейтагам изготовила значительное количество таких кузовов для армии.
**************
Первую передовую колонну “Имени Наследника Цесаревича при поезде Его Императорского Величества”, под начальством Действительного члена Общества барона Б. К. Корфа, удалось снарядить и отправить на театр военных действий уже 7 сентября 1914 г.
Краткий обзор деятельности колонны.
Первый период действия колонны прошёл в районе Августовских лесов при исключительно неблагоприятных условиях: беспрерывный дождь, размокшие грунтовые дороги, пересечённая местность, настолько осложняли эвакуацию жертв ожесточённых боёв, что даже самые сильные машины были не в состоянии справиться с трудностями бездорожья. Однако, несмотря на все трудности, колонна исправно работала во всё время разгара августовских боёв и только с наступлением затишья на этом фронте была отправлено в Вильно для ремонта. В районе Августова колонной было подобрано более 300 раненых с линии огня и перевезено на перевязочные пункты и к поездам.
Приведя машины в полный порядок, колонна вновь приступила к своим обязанностям, сначала вблизи Варшавы, а затем, передвинувшись по направлению к Калишу. 30 октября колонна перенесла свою деятельность в город Лодзь, как раз к тому времени, когда на этот пункт обрушились главные силы германцев и здесь начались ожесточённые бои. С тех пор, базируясь в Лодзи, колонна беспрерывно работала в её окрестностях, перевозя раненых с передовых позиций на перевязочные пункты и санитарные поезда до самой последней минуты, когда город был по стратегическим соображениям оставлен нашими войсками. Свыше 400 тяжелораненых было поднято с Лодзинских полей и из передового дивизионного перевязочного пункта. Из Лодзи колонна переправилась в Варшаву, где и продолжила свою работу.
В конце 1914 начале 1915 г колонна вместе с поездом прибыла на несколько дней в Петроград для капитального ремонта своих машин.
**************************
3 ноября 1914 г была отправлена колонна “Имени Великой Княгини Ксении Александровны при Санитарном Отряде Её Императорского Высочества”.
Вслед за ней 14 ноября отбыла колонна “Имени Государыни Императрицы Александры Феодоровны при Царскосельском военно-санитарном поезде № 243″. Последняя колонна И. Р. А. О. “Имени Великой Княгини Марии Николаевны при военно-санитарном поезде Её Императорского Высочества № 83″, отправилась на передовые позиции 23 ноября. Также были организованы другие санитарные колонны И. Р. А. О.
В состав каждой передовой Санитарной Колонны было включено по одному автомобилю для транспортировки легкораненых и разъездов начальника колонны, по одной малой платформе и по пять специальных санитарных машин с кузовами, вмещающими одновременно трёх тяжелораненых и 3-4 легкораненых. Передовые Санитарные Колонны работали с полной отдачей. Например, колонна Имени Великой Княгини Ксении Александровны с 2 по 9 июля 1915 г в составе семи автомобилей (“Минерва”, “Панар”, “Рено”, двух “Металлуржик”, “Кроссей” и “Руссо-Балтийский”) перевезла 1 300 человек на расстояние 3 500 вёрст, причём на первые три дня приходятся 1 107 человек.
***********************
Городские условия перевозки раненых, значительно разнящихся от условий на передовых позициях, заставили И. Р. А. О. снабдить автомобили своих городских колонн кузовами, построенными на совершенно иных принципах. Здесь уже не требовалось такой универсальности, зато обращалось значительно больше внимания на удобства и покой больного при перевозке.
На шасси с бесшумным бесклапанным двигателем Даймлер в 20-80 сил, на очень мягкой подвеске располагался кузов санитарного фургона с раскрывающейся задней стенкой, позволяющей свободно вкатывать по особым рельсам двое носилок с двигающимися ручками. Посередине имелся свободный проход и место для сидения в конце его для санитара. В случае необходимости носилки снимались и получались ещё две скамьи для сидящих – легкораненых. Вся отделка внутри была гладкая деревянная, крашеная белой краской, чтобы допускать обмывку, внутреннее электрическое освещение – с помощью динамо.
*********************
И ещё немного по теме…
Статья составлена по материалам журналов "Автомобиль" 1914-1915 годов.
Пенза для тех, кто любит городские сюрпризы - https://dzen.ru/a/aRrK0stwZBjVvvkp
Научно-мемориальный музей профессора Николая Егоровича Жуковского - https://dzen.ru/a/aT_XNmVHpAJVlrkJ
Русская Голгофа - https://dzen.ru/video/watch/681a5d597b919c443eb5c8c7?collection=author%3Aa1c6a5bf-2459-43a3-87ee-3017c56be6ad&order=reverse