Мало кто будет спорить, что лицензионная копия итальянского седана Fiat 124, получившая у нас ласковое название «копейка», обрела статус настоящего народного автомобиля и стала неотъемлемой частью жизни многих советских людей. Впрочем, производство этой легендарной модели осуществляли не только на АвтоВАЗе и Фиате. Знатоки автомобильной истории наверняка припомнят существование испанской версии под названием Seat 124. Но география производства этой машины была куда шире, чем принято считать. Пожалуй, самая экзотическая и редкая вариация «копейки» родилась в весьма неожиданном месте - в Южной Корее!
Fiat 124 по праву можно считать одной из первых по-настоящему глобальных моделей. География его производства охватила почти все восточное полушарие. Сначала производство открыли в Италии и Испании, затем машина добралась до Турции, СССР, Индии и даже Южной Кореи. Там лицензионным производством занялась компания Asia Motors Industries, которая спустя годы стала частью концерна Kia.
В то время южнокорейская автомобильная промышленность выглядела совершенно иначе, чем сегодня. Рынок только формировался, а компании появлялись и исчезали с удивительной быстротой. Так, одним из конкурентов Asia Motors была фирма Shinjin Motor - марка, о которой сейчас мало кто вспомнит. Появлению различных автомобильных фирм и фирмочек способствовала государственная политика: правительство предоставляло существенные льготы на импорт автомобильных комплектующих. Ввезенные детали не облагались налогами, что стимулировало местных предпринимателей осуществлять «отверточную» сборку лицензионных копий популярных иностранных моделей.
Именно на этой волне и возникла компания Asia Motors. Правда, изначально вектор ее развития был совсем иным. Фирма сосредоточилась на производстве тяжелой техники - грузовиков и автобусов, которые были необходимы для восстановления разрушенной войной страны. Однако со временем Asia Motors решила также освоить легковой сегмент и вступила в переговоры с зарубежными автогигантами.
На тот момент корейские инженеры еще не обладали достаточным опытом для создания собственных оригинальных моделей. Поэтому в качестве идеального кандидата для лицензионной сборки был выбран Fiat 124. Такой подход был весьма прагматичен. Относительно простой и технологичный седан оказался успешен не только в родной Италии или социалистическом СССР, но в Испании, которая в те годы находилась под диктатурой Франко и считалась довольно бедной развивающейся страной.
Таким образом, Фиат 124 стал универсальным мировым продуктом, подходящим для стран с абсолютно разным уровнем промышленного развития и политического строя. Переговоры о приобретении лицензии корейская сторона начала вести еще с середины 1960-х, но фактически запустить производство машины удалось лишь в 1970 году.
В техническом отношении южнокорейская 124-ка от Asia Motors практически ничем не отличалась от своего итальянского прародителя. Под капотом скрывался тот же рядный 4-цилиндровый мотор объемом 1,2 л и мощностью 65 л.с. В паре с ним трудилась 4-ступенчатая механическая коробка передач. Такая силовая связка позволяла автомобилю разгоняться до максимальной скорости 145 км/ч, а на набор первой «сотни» уходило 16 сек.
Организация производства выглядела следующим образом: примерно 70% комплектующих доставлялись морем напрямую из Италии. Оставшиеся 30% деталей (стекла, шины, сиденья, детали интерьера и т.д.) корейская промышленность смогла производить самостоятельно. Впрочем, объемы производства были очень скромными. В первый год ворота завода в городе Кванджу покинуло всего 1,8 тыс. машин, а всего в период с 1970 по 1973 год выпустили чуть менее 7 тыс. единиц. Это было вызвано тем, что в те годы сборкой иномарок в Южной Корее занимались все кому не лень, поэтому конкуренция на рынке была огромная.
Среди главных соперников 124-й модели можно выделить, например, седан Hyundai Cortina - лицензионную копию английского Ford Cortina, или, скажем, седан Corona от упомянутой выше марки Shinjin. Последний представлял собой локализованную версию японской Toyota Corona. Таким образом, у корейского покупателя имелся широкий выбор - можно было отдать предпочтение японской школе автомобилестроения или выбрать европейский стиль.
Индустрия развивалась столь стремительно, что уже в 1973 году правительство Южной Кореи стало требовать от местных автопроизводителей полной локализации, а также направить часть продукции на внешние рынки. К сожалению, Asia Motors не смогла выполнить эти жесткие требования и в итоге лишилась государственных льгот. Финал этой истории был закономерен. Вскоре компания начала испытывать финансовые трудности и была поглощена брендом Kia. Так, едва начавшись, закончилась история «корейской копейки», которая, в отличие от своих родственниц, так и не смогла стать популярной.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Больше материалов в моем телеграм!
Читайте также: