Начало здесь. Предыдущая часть — здесь.
Это — заключительная часть цикла. Здесь я постараюсь показать, как с помощью одного-единственного листа бумаги пройти путь от читального зала архива до конкретной точки на карте, и от архивной пыли — к семейной реликвии.
Бланки контроля аренды и сдачи земли
Про сами карточки и мной, и другими исследователями сказано уже многое. А вот насчёт бланков для контроля аренды и сдачи земли почему-то информации нет, хотя они находятся в составе того же фонда и могут здорово пригодиться. Вот как они выглядят:
Их нужно постараться найти в любом случае — они являются важным инструментом для перекрестной проверки. Ведь в карточках разделы об аренде могли заполняться не полностью, или же могли содержать неточные данные. В свою очередь, бланк часть этих сведений дублирует (размер участка, срок аренды, стоимость), а часть — дополняет (ФИО арендующего / сдающего). С его помощью мы и пробелы заполним, и первичный источник проверим.
Где искать бланки контроля?
Часть их находится в ф.Р-124 оп.4 д.43. Но по одному из моих сёл они оказались подмешаны к подворным карточкам — тут я получил важный урок.
Fun Fact: Контрольные бланки находились в «хвосте» дела, уже после карточек. Я наткнулся на бланки совершенно случайно — хотя до этого работал с тем же делом несколько раз. Просто я никогда не перебирал до конца всю кипу листов, а следовало бы.
От бланков к планам наделов
К 1917 году часть крестьян, воспользовавшись аграрной реформой, вышла из своих обществ и оформила землю в единоличное владение. Проблему чересполосицы при этом решали через землеустроительные комиссии. Крестьяне оформляли землю в собственность «с отводом к одному месту», сельское общество утверждало выход крестьян, соглашалось с предстоящим переделом земли, заводились дело (а то и не одно) — история могла тянуться годами. В ЦАНО документы уездных землеустроительных комиссий находятся в отдельных фондах. В моём случае оказался полезен фонд 272. В нём среди прочего были вот такие списки:
Если мы заглянем в фонд Губернской чертежной, то можем найти и план земельных участков, по которому проводилось межевание. Здесь же приведен список владельцев:
От планов — к точкам на карте
План богат ориентирами. Совместив его с современной спутниковой съёмкой, можно определить GPS-координаты конкретного земельного надела.
И это не абстрактные точки на карте. Это — земля, политая потом наших отцов. Сюда можно приехать — одному, или с детьми, внуками. Постоять, поклониться, цветы возложить. Это — один из наивысших результатов поисковой работы.
Причём тут сельхозперепись?
Такой же поиск можно провести, даже если предок не являлся собственником: вспомним про бланки, о которых мы говорили в начале. Возможно, он арендовал землю у кого-то из вышедших из общины? Это будет редкая удача!
Важно: планы и описания выкупленных земель также можно найти в фондах уездных земских управ.
Промысловые сёла
Каков шанс того, что ваши предки кроме земледелия занимались какими-либо промыслами? Зависит от уезда, но в целом шанс не маленький. Согласно результатам переписи 1917 года, больше всего хозяйств с промыслами было на севере и западе губернии: в Балахнинском уезде (почти 80% наличных хозяйств), в Семёновском (75%), Горбатовском (каждое второе). Меньше всего — на юге, в Ардатовском (19% хозяйств с промыслами), Лукояновском и Сергачском (16 и 14% соответственно).
Поэтому, если в карточке нашлась интересная отметка, вроде такой:
то первой остановкой в поиске должна стать книга Михаила Александровича Плотникова «Кустарные промыслы Нижегородской губернии». Труд фундаментальный, он не просто приводит описания конкретных занятий крестьян (хотя и это там есть — более двух десятков промыслов описано), но и объясняет причины их возникновения в конкретном месте, приводит краткую историю развития и распространенность, вплоть до указания отдельных сёл. Кроме того, не лишним будет заглянуть и в эти сборники:
- «Нижегородский сборник» под редакцией Гациского (1867-1890). Здесь можно встретить описание десятков промыслов в Нижегородском уезде (том 7) Ардатовском (том 8) Васильском, Горбатовском, Княгининском и Лукояновском (том 9), Макарьевском, Сергачском, (т.10) с подробным описанием особенностей технологии, экономическими расчетами и т.п.
- В «справочнике кустарным мастерам» — если повезёт — можно встретить даже имя своего предка (или его коллег-соседей), узнать примерную стоимость изделий, рынки сбыта.
Кстати, в «Кустарных промыслах» М.А. Плотникова показаны и основные направления для сезонных заработков — отходничества. Таких у нас было немало, из результатов переписи видно, что около 10-15% хозяйств являлись «отсутствующими». И если вдруг упоминание о вашем предке найдётся в Яндекс-архиве где-нибудь за сотни вёрст от родного села, вы найдёте этому объяснение.
Хотя промысел промыслу рознь. Вот и такое можно найти:
Расспросите стариков
Не замыкайтесь на «бумажных» сведениях. Иногда старшие родственники расскажут больше, чем самое подробное архивное дело, а в семье появится новая реликвия. Так случилось, когда я показал бабушке копию карточки её деда-ложкаря:
Бабушка, взглянув на листок, достала что-то из шкафа и протянула мне. В моих руках оказались две грубовато вытесанные, раскрашенные вручную ложки:
Кто именно их вырезал, она уже не помнила — ложкарями были оба её деда. А я, слушая её рассказ, вспоминал стихи Бориса Корнилова.
Берёзы нежной тело белое
В руках увижу ложкаря,
И вновь, непочатая, целая
Заколыхается заря.
Но что, если совсем ничего не нашлось?
Тогда придётся работать с контекстом волости и соседей.
Если по селу нет совсем ничего (так бывает), попробуйте поискать информацию по соседним сёлам той же волости (они могли быть похожи по укладу), по всем описаниям уезда, по схожим промыслам в других местах губернии. Да, наверняка в этом случае контекст будет не идеальным, но — куда более релевантным, чем набор фактов из какой-нибудь Википедии.
Важный момент: часть «соседских» сёл к сегодняшнему дню могла опустеть и исчезнуть, а те, что сохранились — могли быть переименованы или возникнуть уже в советское время. Чтобы уточнить обстановку вокруг вашего села до революции, можно воспользоваться сервисом старых карт «Это место» (ссылка). Сервис бесплатный.
Вот так, если в двух словах. Удивительно, сколько информации может дать единственный лист архивного дела. Карточка сельхозпереписи при всей её скупости на имена — очень подробный документ, который наверняка поможет вам поиске. Поэтому — если есть возможность, обязательно с ним ознакомьтесь.
P.S.
По информации из нижегородских генеалогических чатов, первая сотня дел фонда Р-124 уже находится на оцифровке. И это очень хорошая новость.