Утром четвёртого, последнего дня пути вниз по Енисею теплоход "Валерий Чкалов" проходил правобережную деревню Горошиха, которую основал в 1760 году мещанин Фёдор Петров. В 1876 году тут бросила свои суда, - шхуну "Темза" и баржу "Ибис", - экспедиция британцев Джозефа Виггинса и Генри Сибома, которую оплатил архангелогородский купец Михаил Сидоров для поисков СевМорПути. На следующий год он устроил натурально рекламный пробег Енисейск - Стокгольм, а так как его судно "Северное Сияние" поломал ледоход, прямо здесь из корпуса "Ибиса" и мачт "Темзы" собрали шхуну "Утренняя Заря".
От Горошихи - всего 15 километров, самый короткий переход на всём маршрут, до левобережного села Курейка. Маленького, но особого по целому ряду причин:
Для её 70 жителей на причале слишком людно: напротив в Енисей впадает крупная (примерно с Днестр) река Курейка, а по ней в ста километрах стоит Светлогорск - небольшой, очень крепкий посёлок, основанный в 1975 году при Курейской ГЭС (600 МВт), дающей ток комбинатам Норильска. Налегке, конечно, туда проще долететь самолётом, но с большим грузом дешевле будет высадиться здесь, заранее договоришься с кем-нибудь на лодке, тем более что лодок в Светлогорске явно больше, чем машин. Туристы же едут ещё дальше, за Курейское водохранилище, к подножью Путоран, где льются водопады, включая крупнейший в России Большим Курейским водопад.
Но и в деревне есть, куда пойти в ожидании лодки - ведь даже бараки здесь куда капитальнее, чем в других деревнях:
История Курейки начиналась заурядно - в 1845 году, с заимки ссыльного пензенца Григория Тарасеевича. К началу ХХ века тут уже стояла деревня из 8 дворов, куда, под самый полярный круг, прибыл в ссылку грузин Иосиф Джугашвили. Позади у него было трудно детство в Гори с пьянством отца и бескомпромиссно-требовательной любовью матери, неоконченная учёба в Тифлисе и 13 лет на нелегальном положении: батумская стачка, бакинские тюрьмы, признание у партийных, ссылки по северам - в Новую Уду на Ангаре (1903-04), Сольвычегодск (дважды, в 1909 и 1910-11), Вологду (1911-12) и обской Нарым (1912-13).
Привыкший жить по поддельным документам, из ссылок Джугашвили легко бежал, а между ними даже выезжал в Европу, где тогда самые влиятельные большевики предпочитали бороться за свободу пролетариата. В январе 1913 года в Вене грузин опубликовал свою программную статью "Марксизм и национальный вопрос", впервые подписав её фамилией Сталин, а вернувшись в марте в Петербург был арестован на вечеринке у Романа Малиновского, как оказалось позже - двойного агента среди коммунистов. И думается, все 4 месяца, что Иосиф Виссарионович провёл в тюрьме, в охранке спорили, куда его отправить с учётом всех побегов...
Прибыв на Туруханщину в июле 1913 года, сперва Сталин пожил в Мироедихе, Костино и Монастырском (то есть теперешнем Туруханске, где сохранился его домик), и наконец в марте 1914-го оказался в Курейке. Некоторое время его соседом был Свердлов, но два революционера не ужились: Яков страдал от "воздействия мертвечины", а Иосиф дружил с тунгусами и остяками да играл с хозяйскими детьми. Последней каплей стал быт: Свердлов всегда мыл посуду, Сталин - давал вылизать собаке, и очень остроумным находил, что и собаку, и товарища зовут одинаково - Яшка. В конце концов Свердлов перевёлся в Монастырское, а Сталин остался здесь.
На севере он пережил немало - например, провалился в прорубь, был подхвачен течением и чудом выбрался из другой проруби. Или спас от домогательств уголовника 14-летнюю Лиду Перепрыгину, которая жила сиротой с несколькими братьями и сёстрами. Вскоре Иосиф поселился у них, а по Туруханскому району ещё несколько поколений ходили сплетни о том, что есть у них тут шкипер такой с усами...
Долгая дальняя ссылка дала будущему Вождю столь важный момент "остановись, подумай!" - осмыслив весь опыт перед финальной схваткой со старым режимом, здесь Джугашвили окончательно сделался Сталиным. В 1916 году его призвали в армию, и хотя в итоге признали негодным - не стали снова отправлять на Край Земли.
При крошечном населении, Курейка тянется 3 километра. В центре села выделяются (кадр выше) мемориал Победы и вышки метеостанции, а чуть поодаль - целая роща старых елей:
Там и стоял дом Перепрыгиных, в 1938 ставший музеем Вождя:
В 1952-м и этого показалось мало: рядом появился 10-метровый памятник, а избушку накрыл павильон, который, видимо по созвучию, чаще называли Пантеоном.
Но "оказался наш отец не отцом, а [сниженная лекиска]" и "приказано статуй за ночь снять со станции". В 1961 году музей закрыли, а памятник свалили в Енисей. Следующая волна десталинизации пришла сюда в 1996 году пожаром, в котором сгинула изба и рухнул Пантеон. В 2006-м некий бизнесмен Михаил Пономарёв поставил было новый памятник за свои деньги - но сломали его в тот же день. Время реабилитации Сталина пришло позже: в 2024-м, тоже на деньги бизнесмена из этих мест Михаила Красильникова, был поставлен новый памятник и благоустроен сквер, а теперь уже стоит вопрос о воссоздании Пантеона.
Горошихой и Курейкой начался четвёртый и последний день пути. За бортом остались теперь ровно такие пейзажи: необозримый, морской простор воды и две зелёных полосы у горизонта.
Нижний Енисей - река совсем равнинная, и здесь часами ничего не останавливает взгляд. Птиц - и тех нет, ибо если на Днепре "редкая долетит даже до середины", то что уж говорить о Енисее? В это время года из всех рек Земли мощнее только Амазонка...