Найти в Дзене
Клиография

Николай Посохин. Невероятная охота за бронепоездом

Под Сталинградом вражеский бронепоезд достал вконец. Появлялся всякий раз как бы ниоткуда, вредил сколько мог (а мог изрядно!) и исчезал внезапно. Ходил он по железнодорожной ветке Гумрак — Самофаловка вдоль линии фронта. Рельсы змеились по балочкам между высот, бронепоезд в них был надёжно укрыт. Выскакивал на свет Божий, как чёрт из табакерки, лупил из своих 105-миллиметровых пушек по нашим позициям и убирался в балочку, как в нору. Поди, возьми его за рупь-двадцать. Держитесь, подколодные! А брать надо было во что бы то ни стало. Слишком много хлопот и вреда доставляла эта бронированная коляска из четырёх площадок, каждая из которых изрыгала нешуточный огонь. Задача по уничтожению вражеского бронепоезда была поручена командиру артиллерийского дивизиона Николаю Посохину. Капитану — 27 лет, уроженец Сталинградской области, из хутора Шишикин Иловлинского района. Воюет с первого дня войны, хлебнул лиха выше ноздрей. У него под началом — 12 орудий калибра 152 миллиметра. К ним выданы

Под Сталинградом вражеский бронепоезд достал вконец. Появлялся всякий раз как бы ниоткуда, вредил сколько мог (а мог изрядно!) и исчезал внезапно.

Ходил он по железнодорожной ветке Гумрак — Самофаловка вдоль линии фронта. Рельсы змеились по балочкам между высот, бронепоезд в них был надёжно укрыт. Выскакивал на свет Божий, как чёрт из табакерки, лупил из своих 105-миллиметровых пушек по нашим позициям и убирался в балочку, как в нору. Поди, возьми его за рупь-двадцать.

Держитесь, подколодные!

А брать надо было во что бы то ни стало. Слишком много хлопот и вреда доставляла эта бронированная коляска из четырёх площадок, каждая из которых изрыгала нешуточный огонь. Задача по уничтожению вражеского бронепоезда была поручена командиру артиллерийского дивизиона Николаю Посохину.

-2

Капитану — 27 лет, уроженец Сталинградской области, из хутора Шишикин Иловлинского района. Воюет с первого дня войны, хлебнул лиха выше ноздрей.

У него под началом — 12 орудий калибра 152 миллиметра. К ним выданы 60 снарядов, каждый под полсотни килограммов. Силища! Только распорядиться ею надо с умом.

-3

Затаились артиллеристы на наиболее вероятной точке маршрута нехорошего бронепоезда с ночи. Разведчики подсказали. Посохин выстроил своеобразный веер из орудий вдоль «железки». Как надо выстроил — ни одно орудие не перекрывало соседнего. Реперы пристреляли трудолюбиво. Это приметные такие цели рядом с основной мишенью — бронепоездом, то есть. Идёт-то он по рельсам. Значит, в сторону никуда не свернёт.

И точно. Под утро показался состав. Выполз из рельсовой загогулины, вражина. За паровозом — четыре бронированные площадки. На каждой по четыре орудия. Круглым счётом — шестнадцать стволов. Шевелятся, торкаются в разные стороны.

Испугаться бы. А у Посохина сразу и от души отлегло: значит, всё правильно наметили и рассчитали. В точно предвиденную точку выползли гады. Ну и держитесь теперь, подколодные!

Всё, поганка, приехали!

«Первое орудие, огонь!» Бабах! И сразу — в цель. Задняя площадка состава разбита вдрызг первым же снарядом, только клочья полетели. Сдать бронепоезду назад уже нельзя. Только вперёд. А впереди как раз и развернулся смертоносный веер. Бабах! Бабах! Накрылся паровоз! Хана паровозу! Составу теперь — ни вперёд, ни назад. Всё, поганка, приехали!

«Из всех стволов огонь! Огонь!» В считанные минуты грозный когда-то бронепоезд превратился в дымящуюся груду железа. «Уррра! Урррааа!!!» — наши пехотинцы салютуют молодцам-артиллеристам. Дело сделано, приказ исполнен точно.

Потом дивизион поддерживал наступление наших войск под станицей Клетской, бился с вояками Манштейна у Калача. Капитан Посохин в числе первых ворвался на улицы Сталинграда, прокладывая путь пехоте. Здесь праздновал разгром врага, а через неделю уже крепил позиции на Курской дуге.

За первые четыре дня великого сражения под Курском посохинский дивизион вбил в землю добрых три сотни гитлеровцев, подбил два «тигра», подавил огонь двух вражеских батарей. Наши бойцы выдержали вражеский натиск и сами перешли в наступление 12 июля 1943 года.

В жестоких боях на Украине дивизион Посохина всегда был на самых жарких участках. Героическая переправа через Днепр, захват маленького плацдарма, оборона от наседающего врага — всё это свершили артиллеристы-посохинцы и их отважный командир.

-4

Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 октября 1943 года гвардии капитану Посохину Николаю Григорьевичу было присвоено звание Героя Светского Союза.

-5

Победу Николай Посохин встретил в госпитале, он был тяжело ранен в боях на польской земле. В 1947 году уже полковником вышел в отставку, приехал в родной Сталинград, здесь и осел. Строил Волго-Донской канал, работал директором завода «Газоаппарат».

-6

Николай Григорьевич Посохин ушёл от нас в 1993 году. На доме, где он жил, навечно прикреплена мемориальная доска. Кроме медали «Золотая Звезда» у нашего Героя имелись: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, орден «Знак Почёта», медали, главная из которых — конечно же, медаль «За оборону Сталинграда».

Владимир АПАЛИКОВ