Сегодняшней своей заметкой я начну серию рассказов о переулке, соединяющем знаменитую Таганскую улицу с менее известной улицей Добровольческой, что до революции называлась Хивой. То ли на ней жили пришельцы из Хивинского ханства, то ли назвали ее по одноименному трактиру, открытому выходцами из Хорезма... историки и москвоведы до сих пор не пришли к определенному решению.
Впрочем, и переулок, о котором пойдет речь, не так прост. Когда-то он именовался Чертовым, и тоже сложно сказать, за что такая немилость была проявлена к довольно уютной купеческой улочке.
Жившие здесь старообрядцы Рогожской слободы не могли себе позволить оскверняться недобрым словом, и…
…Промеж себя звали переулок Дурным
Некоторые даже предполагают, что его так и назвали из-за большого количества староверов, мол, «эти чертовы раскольники, люди не той веры». Но подобная версия слишком, как мне кажется, притянута за уши, не стали бы на карте города и в официальных документах так глумиться. Скорее всего, имя переулку было дано по одному из знатных домовладельцев, как это часто бывало.
Тем более что и в Дурной его переименовали вполне официально. Уже на Хотевском плане Москвы от 1852 года он значится именно таковым (а Таганская улица была в ту пору Семеновской).
Как говорят, сами же староверы устали терпеть и обратились в городскую управу с ходатайством изменить богопротивное название. Быть может, даже сослались на исторический прецедент, когда государь Алексей Михайлович переименовал Чертольскую улицу в Пречистенку.
Так или иначе, в 1919 году большевики присвоили переулку новое название, использовав «наше слово гордое "товарищ"».
Не будем обсуждать, насколько это гордое слово, исконно обозначавшее купцов, торговавших единым товаром, откуда произошел термин «товарищество», подходило большевикам.
Переулок довольно тихий, иногда кажется, что единственные, кто по нему гуляет – это студенты Суриковского Художественного института.
Однако здесь сохранилось довольно много интересных памятников архитектуры. В своих ближайших заметках я покажу некоторые из них, на мой взгляд, наиболее яркие и любопытные. И начну сегодня с дома №3, заметного еще с Таганской улицы. Его построили…
…На участке, что ранее принадлежал купцу Григорию Ивановичу Зимину
Он жил в усадьбе, выстроенной еще в начале девятнадцатого века, со своей супругой Людмилой Викуловной, дочерью предпринимателя Викула Елисеевича Морозова. Как видите, недаром я в самом начале заметки упомянул, что вокруг обитало много старообрядцев.
Кстати сказать, это не единственный случай, когда породнились Зимины и Морозовы. Вспомнить хотя бы историю знаменитого готического особняка Зинаиды Морозовой, урожденной Зиминой, на Спиридоновке.
Да и родственник Григория Ивановича Алексей Леонтьевич Зимин, также числившийся среди владельцев усадьбы, был женат на дочери Сергея Морозова.
Сегодня от бывшей усадьбы Зиминых – Морозовых остался лишь дом с противоположной стороны участка, смотрящий фасадом на Большую Алексеевскую улицу, которая теперь по непонятной причине называется улицей Александра Солженицына.
(7 фото)
В октябре 1902 года Григорий Зимин продал ту часть фамильного имения, что выходила в Дурной переулок, Благотворительному ведомству учреждений императрицы Марии…
…Для открытия здесь Пятой женской гимназии
Четырехэтажное кирпичное здание для учебного заведения возвели в 1903-1904 годах по проекту классного художника первой степени Рихарда-Павла Рудольфовича Бернгардта, выпускника Императорской Академии художеств.
(9 фото)
Само училище было открыто значительно раньше, находилось под императорским патронажем, и на его нужды казна ежегодно выделяла пять с половиной тысяч рублей.
По центру постройки расположился увенчанный аттиком ризалит, а чтобы в классные комнаты проникало как можно больше света, устроили широкие, высокие окна.
(5 фото)
Вообще здание гимназии своими чертами и формами предвосхитило будущие советские школьные постройки. И, собственно говоря, обычная средняя школа здесь и расположилась…
…В советские годы
Это была школа №468, поначалу открытая только для мальчиков, но с 1955 года в ней уже совместно обучались и мальчики, и девочки. Но еще раньше, с 1918 года здесь размещалась школа Военведа, при которой работали Московские командные курсы тяжелой артиллерии.
15 апреля 1919 года первым выпускникам курсов торжественно вручили красное знамя Рогожского райкома РКП(б), и эту церемонию посетил Владимир Ильич. В память о знаменательном событии на фасаде была установлена мемориальная доска работы скульптора Гавриила Александровича Шульца и архитектора Яковлева.
Здание бывшей Пятой женской гимназии было признано объектом культурного наследия федерального значения, но в 1997 году Борис Ельцин издал указ об исключении его из реестров. Уж не потому ли, что официально оно значилось как
«Здание, где в 1919 г. на выпуске командиров курсов тяжелой артиллерии выступал Ленин В.И., нач. XIX в.»
Однако прошло всего полгода, и Правительство Москвы выпустило встречное постановление, и историческому дому вернули охранный статус. Правда, теперь уже не общегосударственного, то есть федерального, а регионального значения.
Хотя бы так, хотя бы в урезанном виде, но справедливость восторжествовала.
Школа здесь располагается и сейчас, только номер у нее теперь другой.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!