В 1990-е годы в Ливии, в городе Бенгази, обнаружили первые случаи заражения ВИЧ среди местного населения. Одних только детей заболело более 400 человек, но происхождение заразы в считавшейся «свободной от ВИЧ» Ливии, сперва было неясно. Единственными подозреваемыми оказались приезжие медики из Палестины и Болгарии. Их вина или невиновность до сих пор достоверно не доказаны, но судьбы этих людей стали предметом манипуляций на уровне нескольких стран мира.
Ливийский кризис ВИЧ
В 1998 году персонал больницы Аль-Фатех сообщил о 393 детях, оказавшихся ВИЧ-положительными. Позднее у многих из них обнаружили и гепатит С. Не сумев найти источник заражения, ливийские власти обвинили иностранных медицинских работников. По версии правительства, медики умышленно заразили детей и несколько взрослых с целью дестабилизации ситуации в Ливии.
В феврале 1999 года в Бенгази начали задерживать приезжих медиков, в том числе 23 граждан Болгарии. Спустя пару суток большинство подозреваемых отпустили, оставив под арестом медсестёр Насю Неонову, Валю Червеняшку, Кристияну Вылчеву, Валентину Сиропуло и Снежану Димитрову. Также под стражей оказались врач из Болгарии Здравко Георгиев и студент-медик из Палестины Ашраф аль-Хаджудж.
Сперва все они проходили по делу о заражении детей как свидетели, но спустя год, под давлением родственников заражённых, суд предъявил обвинение в умышленном заражении. Муамар Каддафи пообещал семьям потерпевших сурово наказать виновных, но медлил.
Почему заболели дети
К 2002 году обвинения вновь были изменены: на сей раз речь шла о нелегальных опытах над детьми, включавших экспериментальное заражение ВИЧ-инфекцией с последующим наблюдением за испытуемыми. Власти Болгарии и правозащитники из других стран добились перевода медиков под домашний арест. Однако спустя ещё два года болгарского врача приговорили к четырём годам за махинации с ливийской валютой, а всех остальных — к смертной казни через расстрел. По непроверенным данным, в квартире одной из медсестёр были найдены флаконы с заражённой вирусами кровью.
Мировая общественность начала протестовать против приговора. В частности Люк Монтанье в 1983 году обнаруживший новый вирус, в последствие названный ВИЧ, был уверен, что заражение было следствием плохо развитой системы здравоохранения Ливии. Проще говоря, имело место быть многократное использование шприцев и других медицинских инструментов без их дезинфекции, а также переливание крови и её компонентов без предварительной проверки на опасные вирусы. Также международные эксперты привели ряд доказательств того, что случаи заболевания ВИЧ среди детей фиксировались в Ливии ранее 1997 года — ещё до того, как иностранные медики появились в больнице Аль-Фатех.
Пытки и компенсация ущерба
Уже на старте расследования стало известно о применении пыток к подсудимым: они сообщали о лишении воды и пищи, применении электрического тока и сексуальном насилии. Итогом стали уголовные дела против девяти полицейских пытавших осуждённых, но и их вину так и не доказали. Позднее верховный суд Ливии признал, что в ходе расследования дела медиков были допущены ошибки, да и «белых пятен» слишком много, а потому дело отправили на пересмотр.
Новый судебный процесс стартовал в мае 2006 года. Ливийские власти сообщили, что могут освободить медсестёр из Болгарии, если за них выплатят компенсацию в размере 10 миллионов евро за каждого заболевшего. Власти Болгарии, конечно, на такое не пошли, ведь заплатить означало признать вину. К этому времени число заражённых ливийских детей оценивалось в 426 человек, из которых уже умерло 52, что квалифицировалось как умышленное убийство. Заражены оказались и 19 матерей, от которых их статус скрывали до последнего.
Узнав о возможности получения хоть какой-то компенсации, то есть «дия» за заражение детей, их семьи постепенно согласились хотя бы на миллион долларов каждому потерпевшему, взамен на отмену смертной казни подсудимых. Словом «дия» в исламе обозначают «деньги за кровь», то есть денежную компенсацию от преступника или его семьи за убийство, позволяющее убийце избежать смертной казни. Немного подумав, Болгария выплатила ливийским семьям 460 миллионов долларов, а Ливия — заменила расстрел обвиняемых на пожизненное заключение.
Международная общественность на этом не остановилась. Эксперт из Евросоюза Бенита Ферреро-Вальднер, а также супруга французского президента Сесилия Саркози в течение трёх дней вели переговоры с ливийскими власть имущими. Французская сторона предложила проект переоборудования и модернизации больницы в Бенгази, а также переобучения персонала в целях предотвращения распространения инфекции и исключения возможностей «биотерроризма».
Возвращение в Болгарию
В июне 2007 года руководство Ливии всё же согласилось передать Болгарии болгарских медиков и палестинского студента, уже получившего болгарское гражданство. Там медики должны были отбывать наказание, но по прибытии в Болгарию на самолёте, предоставленном Францией, они были помилованы лично президентом Георгием Пырвановым, спустя всего час после посадки.
Лишь в 2011 году, когда в Ливии началась гражданская война, стало известно, что дело медиков из Болгарии было сфабриковано по задумке самого правителя Ливии — Муамара Каддафи. Сокрытие вспышки, возникшей ещё до приезда иностранных медиков, преследовало цель «сохранить лицо» на международной арене. Сам Каддафи сперва обвинил в эпидемии ВИЧ израильский Моссад и американское ЦРУ, хотя очевидно было, что ответственность лежит на системе плохо организованного ливийского здравоохранения. Об этом сообщил ливийский экс-министр юстиции Абдель Джалиль. Казнив иностранных медиков, Каддафи изобразил бы из себя защитника ливийских детей от западного влияния, одновременно скрыв проблемы внутри страны и укрепив своё положение.
Впрочем, так гласит официальная версия, которой придерживаются сегодня.
Мой Телеграм и МАХ, а ниже ещё несколько интересных статей по теме: