Психологи-экспериментаторы, желающие узнать о людях всё, не могли устоять перед проведением «опытов» над детьми. Их подопытными становились и школьники, и подростки, и даже груднички. Результаты многих экспериментов показали, что даже совсем маленький ребёнок уже способен многое понимать. Некоторые из описываемых ниже историй были запечатлены в фильме 1971 года «Я и другие».
Конформизм: солёная и сладкая каша
В нескольких экспериментах, которые подготовила психолог Валерия Мухина, детей дошкольного возраста проверяли на конформизм, то есть следование поведению и взглядам большинства. Например, ребёнок называл белое чёрным, если нужно было «не выделяться из толпы» окружающих ровесников.
Наиболее известным экспериментом стал опыт со сладкой и солёной кашей. Кашу в тарелке визуально разделили на четыре части, три из которых посахарили, а одну ― обильно посолили. Детям было предложено попробовать кашу. Соответственно, троим малышам досталась сладкая, а четвёртому ― солёная. Трое честно ответили, что каша сладкая. Четвёртый же ― согласился с ними. Только вот те дети, которые соврали, что каша была сладкой, ещё раз пробовать «сладкую» кашу почти всегда отказывались.
Данный эксперимент показал, что, несмотря на стремление к индивидуальности, навязываемое взрослыми, все дети инстинктивно стараются быть «как все».
Успешность: зефир из Стенфорда
Эксперимент под названием «зефирный» был начат в 1970-е, но продолжался почти 40 лет. Серию опытов начал проводить профессор Уолтер Мишел из Стенфорда.
В ходе эксперимента, ребёнка (опыт проводился на нескольких детях, находящихся в разных комнатах) оставляли одного в комнате и клали перед ним на столе одну зефирку-маршмеллоу. Взрослый сообщал, что он сейчас ненадолго выйдет, а если ребёнок дождётся его возвращения и не съест зефирку, то получит ещё одну. Происходящее фиксировалось на видеокамеру.
Дети, оставленные в комнате, вели себя по-разному. Некоторые сразу съедали «вкусняшку», другие сидели и смотрели на неё, третьи ― ходили вокруг стола или ёрзали на месте и в итоге съедали зефир. Взрослый покидал комнату всего на 15 минут, но для ребёнка это было достаточно большим промежутком времени. Из 600 испытуемых «отложить удовольствие» смогли примерно 30%.
Но на этом эксперимент не заканчивался. Учёные продолжили наблюдение над взрослеющими участниками «зефирного» опыта. В 1988 году специалисты выяснили следующее: у «терпеливых» детей, а теперь уже взрослых, была высокая успеваемость в школе, они имели меньший индекс массы тела, были менее подвержены стрессу, намного реже увлекались алкоголем и наркотиками. Дальнейшее наблюдение также показало, что участники с хорошей выдержкой были в разы успешнее, чем имеющие слабую волю.
В 2011 году учёные собрали 60 участников эксперимента: поровну «терпеливых» и «слабовольных». Теперь их обследовали методами нейровизуализации (сканирование мозга), одновременно проводя различные тесты. У обеих групп было выявлено различие активности в участках мозга, отвечающих за обработку информации о вознаграждении и развитие пагубных зависимостей.
Конфликт мотивов: «горькая» конфета
Этот эксперимент великолепно демонстрирует, что даже маленьким детям не чуждо такое явление как «совесть». Опыт с трёхлетними детьми поставил психолог из СССР Алексей Леонтьев.
Малышам была предложена сложная задача: достать определённый предмет со стола, не поднимаясь при этом со стула. Задача была невыполнимой, а призом была большая конфета. Когда же взрослый выходил из помещения, ребёнок вставал и легко брал предмет, который сидя достать не получалось.
Когда взрослый возвращался и вручал ребёнку награду, тот конфету практически никогда не брал, хотя очень её хотел. Малыш ощущал, что награда незаслуженная, вожделенная конфета оказывалась «горькой». Фактически малыш сталкивался с конфликтом мотивов.
Ложь ради спасения: боязнь телесных наказаний
Цель данного эксперимента ― доказать, что телесные наказания не улучшают поведение детей, а заставляют их врать. Опыт проводился уже в 2000-е годы канадскими психологами.
Учёные выбрали нескольких дошкольников в возрасте трёх-четырёх лет из Западной Африки: во многих детских садах этой местности телесные наказания до сих пор разрешены.
Детей по очереди помещали в комнату и предлагали угадать, какой предмет находится в стоящей на столе коробке. Когда же взрослый покидал помещение, большинство детей заглядывали в коробку. Естественно, происходящее фиксировала видеокамера. Вернувшийся взрослый вновь предлагал угадать предмет, но уточнял, не подглядывал ли малыш?
Выяснилось, что дети, которых могли наказать в садике, чаще всего врали, что не подсматривали, и даже нарочно неправильно называли спрятанный предмет. Фактически, боясь наказания, они маскировали одну ложь второй. Дети же из садов, где бить воспитанников было нельзя, часто сознавались в том, что заглянули в коробку, либо разоблачали себя, верно называя предмет.
Зависимости: жизнь без гаджетов
Этот эксперимент также был проведён в современном времени. Психолог из Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова экспериментировала с 68 добровольцами подросткового возраста. В течение восьми часов дети не должны были пользоваться телевизором, компьютером, телефоном, прочими средствами массовой коммуникации. То есть нужно было просто находиться наедине с собой. Заниматься можно было практически чем угодно: читать, рисовать, петь, спать, делать поделки и прочее. Многие сдались уже в первые часы. Семеро продержались по пять часов, трое ― дошли до финиша.
У «сдавшихся» на ранних стадиях, по их словам, присутствовали самые настоящие симптомы «ломки» ― нервозность, ажитация, головокружение, даже настоящие панические атаки. От нечего делать, подростки готовили пищу, катались на общественном транспорте, пытались читать и даже делать домашнее задание, хотя эксперимент проводился летом.
Когда опыт был завершён, подростки спокойно залезли в соцсети, включили любимые видео и музыку, после чего все симптомы недомогания практически сразу исчезли.
Мой Телеграм для тех, кто хочет быть в курсе новых статей и видео. ниже я оставлю вам ссылки на ещё несколько интересных статей, а вы в комментариях пишите, видели ли вы в жизни подтверждение вышеописанных экспериментов.