Тут пока я неторопливо писал про культурный код России, в мире опять обострилась международная политика. Надо бы оставить отзыв. В контексте моей модели фрактальных конфликтов — иначе, неинтересно.
Ещё в 2022 году я выдвинул тезис, что бо́льшая часть нынешних международных конфликтов представляют собой проекцию конфликта между Западом и его идеалами. Полгода назад я провёл ревизию той работы и выяснил (к своему удивлению), что за три года в мире практически ничего коренным образом не изменилось. Одним из немногих реальных изменений оказалась смена власти в США.
Тогда я писал:
По идее, чтобы разрешить этот конфликт, Запад должен привести себя в соответствие собственным ценностям. Но одной из этих ценностей всегда была свобода, которая в пределе делает возможным пересмотр самих ценностей. Таким образом, имеющийся конфликт подразумевает серьёзнейшую философскую и нравственную работу.
Я выражал надежду, что, если не сам Трамп, то люди, пришедшие с ним, могут за эту работу взяться. Новая администрация уже год у власти. Можно подвести предварительные итоги её работы.
Какие результаты показал Трамп и его команда в последние месяцы?
- Дело Эпштейна чутка подняли и замяли.
- Начали масштабную торговую войну с Китаем. Через месяц-другой пришлось её свернуть, так как по США она била больнее. Анонсированного невиданного подъема экономики не случилось.
- Бюджеты космических исследований урезают. Другие инновации Трамп, в принципе, поддерживает, но так, чтобы они были недорогими, так как денег нет (см. пункт 2). Маск из его команды ушёл.
- Зато деньги изыскивают на Пентагон. Под это дело Трамп даже готов отобрать независимость у ФРС, но получается пока не очень.
- Одноногих лесбонегритянок в кино стало заметно меньше, но иногда ещё они встречаются.
- С весны Трамп мирит Россию и Украину. Украина остаётся непримиримой.
- Зато за неделю он смог помирить Израиль и Иран, продемонстрировав последнему мощь и решимость Соединённых Штатов. Все вменяемые люди сочли это весьма топорной постановкой.
- Первые дни 2026 года США выкрали президента Венесуэлы. Здесь, не спорю, красиво получилось. Какие последствия будут у этого шага в перспективе, ещё надо посмотреть.
- Прямо сейчас Трамп пытается отжать у Дании Гренландию. И если ему не помешают какие-то внутренние силы, он её отожмёт. За пределами США помешать Трампу некому. Кто хочет, не может. Кто может, не хочет.
Что это значит с точки зрения конфликта реального Запада и его традиционных ценностей?
- Морально-нравственный причины конфликта Трамп даже не пытается врачевать.
- Восстановить экономическую мощь он очень старается, но не выходит.
- С культурной привлекательностью всё странно и неоднозначно. Но перехват контроля над Голливудом вообще дело небыстрое.
- Также Трамп старается запугать остальной мир силой и решительностью. И на этом направлении есть реальные результаты. Но для сильнейших игроков они пока не слишком убедительны.
Иными словами, "снова великой" Америка пока не стала, и перспективы неясны.
* * *
Но есть и другая область Запада — старая Европа.
Европейские элиты подарили нам в ушедшем году немало весёлых минут:
- Поставили всё на поражение Трампа. Проиграли.
- Попытались сохранить участие США во внешнеполитических проектах НАТО. Не вышло.
- Обещали самостоятельно изыскать деньги и оружие для Украины. Не нашли.
Что они ни делают — не идут дела.
Видно, в понедельник их мама родила.
Сейчас вот они Гренландию пытаются защитить. Заявили о своём единстве и приверженности принципу нерушимости границ и выслали на остров могучий контингент:
Единственное разумное применение для этих сил — служить живым щитом в надежде, что американцы не решатся стрелять. Если же решатся, провал Европы окажется особенно позорным.
Вот такие люди защищают сегодня мировой глобализм.
* * *
Таким образом, с возвращением Запада к корням всё обстоит неважно. США добились каких-либо либо заметных успехов лишь в возвращении роли мирового жандарма. Конфликт Америки с Европой, который должен был бы стимулировать обе стороны, пока выглядит, как бой хромого с паралитиком. Я и полгода назад утверждал, что Трамп вряд ли справится с базовым конфликтом лично, но события развиваются всё быстрее. Тем, кто придёт ему на смену, возможно, уже будет нечего спасать.
Так что Россия может завершать войну на Украине в удобном для себя темпе. Однако к базовому конфликту, в конце концов, придётся вернуться. Ведь всегда остаётся негативный сценарий: никто не возьмётся разрешить противоречия между идеалами Запада и наличной реальностью, и мировая система окончательно развалится. Полгода назад я связывал с этим вариантом развития событий атомную войну. Оказалось, что бомбы не нужно. Достаточно евробюрократии, просто она действует медленнее.