Первое февраля. Начался так называемый «мертвый сезон». Новогодние праздники закончились, до марта, когда женщины обычно начинают искать обновки, еще далеко. Перед двадцать третьим у них в магазине тоже затишье – мужской одеждой они не торгуют.
Вика вздохнула: большой зарплаты в этом месяце можно не ожидать. А расходы не сократятся: ипотека, коммунальные платежи, на подарках к Восьмому марта для мамы и сестры экономить тоже не хотелось. Значит, купить то платье, которое она планировала, не удастся. Так и получается: сапожник без сапог – Вика помогает покупательницам выбрать наряды к празднику, а сама купить понравившееся не может.
Вот и сегодня: уже почти полдень, а у них только три продажи. Вечернее платье и блузку продала Лера – коллега Вики, а она сама – только легкий шелковый шарф.
Лера ушла в подсобку выпить кофе, Вика была в торговом зале одна. Она сидела и смотрела сквозь стекло на редких покупателей, проходивших мимо их отдела.
Неожиданно в магазин влетела Карина – она тоже здесь работала, но в паре с Аней.
Карина бросилась к Вике:
– Викуша! У меня у тебе просьба! Огромная!
– Какая?
– Понимаешь, мою бабушку после инсульта выписывают из больницы. Одна она жить пока не может, вот мы с мамой и распределили дежурство. Но маму с работы отпустить не могут – у нее сменщица в отпуске, поэтому мне придется сидеть с бабушкой больше. Мы уже прикинули дни.
– Хорошо, а я чем могу тебе помочь? – спросила Вика.
– Отработай за меня семь дней в феврале! Пожалуйста!
– А в какие дни ты не выйдешь?
– Мы два через два работаем, а в феврале у тебя будет три через один, а у меня – наоборот – один день рабочий, а потом три выходных, – объяснила Карина.
– Не знаю, – засомневалась Вика, – три дня по десять часов…
– Ну, пожалуйста! Сиделку нам не на что нанимать, да и бабушка не хочет, чтобы за ней чужой человек ухаживал, – умоляюще посмотрела на Вику Карина.
– Ладно, – согласилась та. – Но только семь смен и ни днем больше.
– Спасибо! А в марте у маминой сестры отпуск, и она приедет за бабушкой ухаживать, – сообщила Карина. – Значит, завтра ты за меня выходишь, не забудь!
– Подожди! А ты с Валентиной Сергеевной договорилась? – остановила Вика коллегу, которая уже была в дверях.
– Да, она сказала, что, если я найду замену, она не против, – сказала Карина и убежала.
«Сложно придется, – подумала Вика, – но зато заработаю. Хотя, какой заработок в феврале»!
В торговый зал вышла Лера.
– Зачем Каринка прибегала? – поинтересовалась она.
– Попросила ее подменить, – объяснила Вика и рассказала о просьбе Карины.
– Замучаешься! Десять часов три дня подряд. А в конце месяца начнут товар привозить – весеннюю коллекцию, так по одиннадцать, а то и по двенадцать часов получится, – посочувствовала Лера. – И вообще, Валентина на нас экономит. На третьем этаже магазин детской одежды – по площади меньше нашего, а девчонки по трое работают: одна на кассе, две – в зале. У нас тут такие расстояния, что можно ГТО сдавать.
В это время в магазин вошло сразу несколько покупательниц – девушки прекратили разговор.
После этого словно бы плотину прорвало – люди шли и шли. Вика и Лера ни минуту не могли присесть. Даже в половине восьмого, когда они думали, что покупателей больше не будет, появились две девушки, одна из которых купила брючный костюм, а вторая – джемпер.
К вечеру Вика устала, ноги гудели, и она даже пожалела, что согласилась на просьбу Карины – завтра бы выспалась и отдохнула, а теперь придется снова идти на работу.
«Но, с другой стороны, если завтра будут такие же продажи, может быть, я смогу купить себе к празднику новое платье», – подумала Вика и посмотрела в тот конец зала, где висело платье цвета петроль.
В этом году февраль, вопреки ожиданиям, оказался весьма удачным. В начале месяца была пара провальных дней, но зато после пятнадцатого, когда привезли новую коллекцию, девушкам пришлось хорошенько потрудиться. Иногда после пяти часов, когда покупателей было особенно много, Валентина Сергеевна сама выходила в торговый зал, чтобы помочь им.
Вика, конечно, сильно уставала, но была довольна. А главное – новое платье уже висело в шкафу у нее дома. Будет что надеть в ресторан, куда ее пригласил Ярослав – ее молодой человек.
Еще больше обрадовалась девушка, когда увидела сумму, которая пятого марта пришла ей на карту – на сорок процентов больше обычной зарплаты!
Она решила не тратить их бездумно, хотя в первую минуту глаза, а за ними и мысли у нее разбежались: можно купить то кресло-качалку, которое она видела в мебельном салоне на первом этаже торгового центра, или кофе-машину, о которой она давно мечтала, или…
Но тут ей в голову пришла новая мысль: отложить эти деньги, а за оставшиеся до отпуска пять месяцев подкопить еще и в августе слетать куда-нибудь к морю. Хоть на одну неделю!
Решено!
Но хорошее настроение Вики было испорчено. К концу рабочего дня, когда они уже закрыли магазин для покупателей, в торговый зал влетела Карина.
– Ты что наделала?! – закричала она, подбежав к Вике. – Как ты посмела?!
Вика смотрела на нее с недоумением.
– Ты что орешь? – спросила Лера, которая стояла рядом.
– Ты представляешь, я попросила ее отработать за меня, а она все эти дни работала со своей карточкой! – продолжала шуметь Карина.
– Подожди, – спросила Вика, – а ты хотела, чтобы я работала с твоей?
– Конечно!
– То есть все те продажи, которые я сделала в твои смены, я должна была оформить на тебя, чтобы ты за них получила зарплату? – еще раз переспросила Вика.
– Ну, ты и тyпaя! Посмотри! Я получила всего тридцать семь тысяч! Да меня муж yбьeт! – снова закричала Карина. – Мне даже премию не выплатили, только за семь дней за выход и проценты за мои продажи.
– А что ты хотела? Ты отработала всего семь смен! Для февраля тридцать семь тысяч, считай, за неделю, это очень даже неплохо, – сказала Лера.
– И почему муж тебя yбьeт, если он знает, что ты ухаживала за бабушкой? – спросила Вика.
Карина посмотрела на нее, словно Вика сказала какую-то несусветную глупость.
– В общем, так, Вика, отсчитай треть от того, что ты получила с учетом премии, и половину этого отдай мне. Это будет справедливо, – заявила Карина.
– А это с какого? – спросила Вика, которая решила, что разговаривать с Кариной вежливо она больше не будет.
– А с такого! Мы договорились, что ты отработаешь за меня! Но мы не договаривались, что ты получишь мою зарплату! – объяснила Карина.
– Послушай: ты меня назвала тyпoй. Может, я действительно, не очень умная. Но я тебя уверяю, что у меня хватило бы ума отказаться, если бы ты предложила мне отработать за тебя семь смен бесплатно, – ответила Вика. – И можешь быть уверена, что больше такой глупости – заменить тебя – я никогда не сделаю. Выкручивайся сама, как хочешь.
– Значит, не вернешь деньги? – угрожающе спросила Карина.
– Даже не мечтай! – ответила Вика.
– Хорошо, я посмотрю, что директор по этому поводу скажет, – выкрикнула Карина и побежала в кабинет Валентины Сергеевны.
Выскочила она оттуда минут через семь и, не глядя в сторону коллег, быстро вышла из магазина.
– Ну, Каринка дает, – усмехнулась Лера. – Надо же: ты за меня поработай, а я только зарплату получу.
– Я только одного не поняла, – удивилась Вика, – к чему это она о муже сказала?
– А к тому, что ни за какой бабушкой она не ухаживала, – сказала стоявшая тут же Аня. – Просто из Питера приехал в отпуск ее бывший – Мишка Корнеев. Вот она нему и бегала. Дома всем говорит, что на работу, а сама – к Мишке.
– Ничего себе! А ты откуда знаешь? – удивилась Лера.
– Родители Мишки живут в одном подъезде с моими. А моя младшая сестра с мужем временно, пока не построят дом, где они купили квартиру, живут у наших родителей. А так как ее малой днем спит только на улице, то Янка в любую погоду два раза в день с коляской по двору круги наматывает. Карину она знает так же, как и всех вас. Яна ведь раньше часто ко мне сюда заходила. А Карину с Мишкой она несколько раз за этот месяц видела – то они к нему шли, то, наоборот, – от него.
– Да, при таком раскладе Карине сложно будет с мужем объясняться, – усмехнулась Вика.
– Ничего, вывернется, она привычная. Так соврет, что он ее еще и пожалеет, – сказала Аня.
Как оправдывалась Карина перед мужем, Вика не знала, да ее это, впрочем, и не интересовало.
А к морю она в августе слетала – на целых десять дней.
Автор – Татьяна В.