Найти в Дзене
Уральский историк

Советский ас Ворожейкин о посещении коммерческого ресторана

Предположительно в 1944 году, будущий генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, а в ту пору советский ас – истребитель Арсений Ворожейкин, возвращаясь из отпуска заехал за назначением в Москву. В столице он встретился с фронтовым товарищем и они вместе решили отметить встречу. Дело, предположительно, происходит в начале лета 1944 года. Вот как он описывает это: «В честь нашей встречи мы с Петуховым решили пообедать в ресторане «Европа». Сели в углу с окнами на Неглинную улицу. Посетителей полно. Выбор блюд большой. Только все дорого. Самая дешевая закуска из сельди, и то 65 рублей. Сергей изучающе читает меню. Левый глаз нет-нет да и моргнет. Нервный тик. Да и лицо с бороздками от войны кособочится. До этого мы от радости встречи все улыбались, а теперь при виде таких цен выражение лиц изменилось. Фронтовая зарплата не рассчитана на коммерческие рестораны. К тому же все наши накопления на исходе. Подсчитав ресурсы, мы все же наскребли на скудный обед с бутылкой пива на дво

Предположительно в 1944 году, будущий генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, а в ту пору советский ас – истребитель Арсений Ворожейкин, возвращаясь из отпуска заехал за назначением в Москву. В столице он встретился с фронтовым товарищем и они вместе решили отметить встречу.

Ворожейкин А.В.
Ворожейкин А.В.

Дело, предположительно, происходит в начале лета 1944 года. Вот как он описывает это:

«В честь нашей встречи мы с Петуховым решили пообедать в ресторане «Европа». Сели в углу с окнами на Неглинную улицу. Посетителей полно. Выбор блюд большой. Только все дорого. Самая дешевая закуска из сельди, и то 65 рублей. Сергей изучающе читает меню. Левый глаз нет-нет да и моргнет. Нервный тик. Да и лицо с бороздками от войны кособочится. До этого мы от радости встречи все улыбались, а теперь при виде таких цен выражение лиц изменилось. Фронтовая зарплата не рассчитана на коммерческие рестораны. К тому же все наши накопления на исходе. Подсчитав ресурсы, мы все же наскребли на скудный обед с бутылкой пива на двоих. Мы не знали, что для приезжих военных в Москве открыт ресторан, где можно было пообедать по твердым ценам».

О коммерческих ценах и коммерческих ресторанах я уже писал в материале «Сторублевка, которой не было или почему Шарапов упустил Фокса?»

К сожалению, история советского периода настолько извращена современными «патриотами» историками и режиссерами, что значительная часть публики вообще не понимает, о чем я пишу, рассказывая о тех или иных сторонах жизни СССР первой половины XX века.

Вот, например, Ворожейкин в этом коротком отрывке упоминает два вида цен: «коммерческие» и «твердые». Применительно к сталинскому периоду и «коммерческая» цена и «твердая» цена – государственные цены, а коммерческий ресторан – это государственная торговая организация. И то и другое – не было изобретением советской власти. Просто назывались иначе. До революции государственные организации назывались "казенными", а «твердые» цены – "таксированными".

Из—за таксированных цен, введенных государем-императором в годы первой мировой войны в Российской империи и случился продовольственный кризис.

Поэтому ещё раз по ценам. В сталинском СССР существовали четыре основных вида цен.

1. Рыночные цены- это никак не регулируемые государством цены, складывающиеся стихийно. Даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны рыночная торговля не прекращалась. В отличие от брежневского периода или современности, в ту пору рыночная торговля имела огромное значение. Через рынок реализовали свои товары промартели, колхозы, колхозники, единоличники и кустари. Насколько велики были объемы можно судить по тому, что в 1940-м году в СССР было более 4 млн. единоличников. Торговлей на рынке, помимо прочего, объясняется и тот феномен, что некоторые колхозники в годы Великой Отечественной войны вносили сотни тысяч рублей в фонд обороны, хотя «работали за палки» и, зачастую, не получали в колхозах зарплаты деньгами.

2. Коммерческие цены – повышенные (т.е. выше твердых, государственных цен) – это установленные государством цены в коммерческих государственных учреждениях. Это не рыночные цены, а учреждения, в которых они действовали - не частные.

3. Кооперативные цены – особенно были распространены были в сельской местности (райпо, сельпо), торговали по своим расценкам, сниженным для членов потребительских кооперативов.

4. Государственные (твердые) цены – товары с минимальной наценкой, иногда без наценки или даже со скидкой. Сейчас такие цены часто называют "социальными". Были представлены в двух видах торговли: нормированной и не нормированной. Нормированные – это торговля по карточкам. Не нормированные – твердые цены на товары свободной продажи. За сталинский период неоднократно на те или иные товары, карточки то вводились , то отменялись (в зависитмости от ситуацияи в стране).

Именно исходя из этого нужно рассматривать проблему дефицита. Большую часть сталинского периода в СССР не было дефицита в рыночном его понимании. Если, например, некий современный гражданин РФ не может себе позволить купить дорогой коньяк, никто ведь не говорит, что в РФ – дефицит коньяка. А в СССР, если конька по "твердой цене" не хватает в обычном магазине и за ним очередь с утра, но он свободно стоит по коммерческой цене в коммерческом магазине по соседству, современными "патриотами" историками- режиссерами объявляется, что имелся дефицит.

В этой связи обратите ещё на одну фразу из приведенной цитаты Арсения Ворожейкина:

«Мы не знали, что для приезжих военных в Москве открыт ресторан, где можно было пообедать по твердым ценам».

Представляете? Приезжает современный офицер с фронта, а ему говорят: вон в Москве ресторан для приезжих военных, где все по себестоимости да ещё и со скидками?