Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

«Культ» зарубежного автомобиля, или о чем рассказывает занимательная страница истории АвтоВАЗа

«Победа» автомобиля Волжского автозавода была безоговорочной над автомобилем столичного завода МЗМА «Москвич». Этот практически фантастический сценарий жители нашей страны полвека назад увидели на экранах отечественных кинотеатров в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова. Что интересно, не было никакого протеста со стороны зрителей. Киностудию «Мосфильм» не забрасывали письмами возмущенные советские трудящиеся с вопросом, почему отечественный автомобиль «проиграл» по сути зарубежной разработке, или, как бы сейчас сказали, локализованному? Ответ прост, уже тогда в стране Советов начал формироваться «культ» зарубежного автомобиля. Он по всем параметрам был лучше любого отечественного. Пройдет всего два года после начала проката фильма, как еще один «удар» по престижу родного автопрома будет нанесен западногерманскими самосвалами Magirus Deutz 290D/232D. Эти самосвалы в количестве более 9000 штук были закуплены для строительства Байкало-Амурской магистрали.

«Победа» автомобиля Волжского автозавода была безоговорочной над автомобилем столичного завода МЗМА «Москвич». Этот практически фантастический сценарий жители нашей страны полвека назад увидели на экранах отечественных кинотеатров в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова. Что интересно, не было никакого протеста со стороны зрителей. Киностудию «Мосфильм» не забрасывали письмами возмущенные советские трудящиеся с вопросом, почему отечественный автомобиль «проиграл» по сути зарубежной разработке, или, как бы сейчас сказали, локализованному?

Скрин кадра из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России". Фото из открытых источников
Скрин кадра из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России". Фото из открытых источников

Ответ прост, уже тогда в стране Советов начал формироваться «культ» зарубежного автомобиля. Он по всем параметрам был лучше любого отечественного. Пройдет всего два года после начала проката фильма, как еще один «удар» по престижу родного автопрома будет нанесен западногерманскими самосвалами Magirus Deutz 290D/232D. Эти самосвалы в количестве более 9000 штук были закуплены для строительства Байкало-Амурской магистрали. Наш канал рассказывал об оценках водителей и в целом об этой истории.

Но вернемся к Волжскому автозаводу, или АвтоВАЗу, как он официально сегодня называется. Ровно 61 год назад в январе 1965 года было принято решение о его возведении. К тому времени дефицит легковых автомобилей в СССР стал вопиющим, а автомобилизация смехотворной 5 автомобилей на 1000 советских граждан. Тогда, в середине 60-ых в стране был «культ «Волги». Горьковский автозавод выпускал автомобили «Волга», которые распределялись в таксомоторные парки, а также в гаражи областных, городских и районных органов власти, то есть в качестве служебных для чиновников и функционеров. И лишь небольшое количество доходило до высокооплачиваемой прослойки населения. Это тоже показал режиссер Эльдар Рязанов, снявший его только в более ранней картине «Берегись автомобиля». В тоже самое время мощностей МЗМА "Москвича" и ЗАЗа не хватало, чтобы удовлетворить увеличившийся спрос.

Итак, в январе 1965 года проходил Научно-технический совет Комитета по автотракторному машиностроению. Это заседание посетили два высших должностных лица страны Советов – первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и председатель правительства Алексей Косыгин. Присутствие столь высоких лиц было обусловлено важностью решаемого вопроса повестки.

Хэтчбек Renault - такими могли быть первые советските "Жигули". Фото из открытых источников
Хэтчбек Renault - такими могли быть первые советските "Жигули". Фото из открытых источников

Как известно, конце концов в качестве «донора» для перспективной советской малолитражки после испытаний и сравнений, был выбраны две модели – французский Renault 16 и итальянский FIAT-124. Другие модели-претенденты (Ford, Skoda, Peugeot, Morris и др.) на советский конвейер не прошли. По легенде, тогда на заседании, чтобы подвести черту бурных дискуссий, Леонид Брежнев сказал, что «Италия нам ближе, потому выбираем автомобиль FIAT-а». Хотя как рассказывает легенда на даче в Завидово куда пригнали эти два автомобиля, «дорогому Леониду Ильичу», как заядлому автомобилисту больше приглянулся французский хэтчбек.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

До и после выбора

На самом деле все начиналось задолго до этого мероприятия. В 1962 году в московском парке культуры и отдыха «Сокольники» прошла грандиозная по тем временам итальянская выставка. Ее посетил первый секретарь ЦК Никита Хрущев. Никита Сергеевич встретился с президентом концерна FIAT проф. Витторио Валлетта, именно тогда и был фактически дан старт сотрудничества с итальянским автопроизводителем. На заводы FIAT ознакомиться с производством отправляется заместитель председателя правительства СССР Алексей Косыгин и в правительстве «вызревает» твердое мнение о покупке лицензии иностранного автомобиля и строительстве нового автозавода для его выпуска.

Алексей Косыгин на одном из европейских автозаводов. Фото из открытых источников
Алексей Косыгин на одном из европейских автозаводов. Фото из открытых источников

Но этот путь был долог. Нельзя сбрасывать со счетов, что в это время на планете было противостояние двух сверхдержав СССР и США, которое велось в рамках «холодной войны». В общем синьору Витторио Валлетта пришлось ехать в США к тогдашнему президенту США Линдону Джонсону и доказывать, что контакты с СССР не имеют военной подоплеки и направлены лишь на улучшение жизни советских людей.

Визит в США был необходим, поскольку нужно было решить ряд вопросов по использованию оборудования и технологий, защищенных патентами и т.д.

А в мае 1966 года выходит приказ №124 Министерства автомобильной промышленности СССР о доводочных испытаниях автомобиля FIAT-124 на Дмитровском полигоне, ответственным назначается институт НАМИ. Испытания добавили в конструкцию автомобиля 800 изменений. Их вносили итальянские конструкторы и специалисты. Часто ошибочно пишут о том, что все изменения вносились отечественными спецами.

"Донор" отечественного ВАЗ-2101 автомобиль 1966 года FIAT-124. Фото из открытых источников
"Донор" отечественного ВАЗ-2101 автомобиль 1966 года FIAT-124. Фото из открытых источников

Постепенно все двигалось к подписанию заключительной сделки. Теперь уже Председатель Совета Министров (Правительства) СССР Алексей Косыгин оправляя в Рим делегацию во главе с министром автомобильной промышленности Тарасовым поставил перед ним задачу, чтобы ставка по кредиту, который получал Внешторгбанк СССР от итальянского банка IMI, не должна быть выше 5% годовых. Итальянцы в свою очередь настаивали на принятые у них 7%.

В игру вмешивается первое управление КГБ и его агент Леонид Колосов, работавший корреспондентом «Известий». Он в итальянских деловых кругах распространяет слух о том, что у советской стороны есть некая договоренность с французской Renault. Это отрезвляет итальянскую сторону, и они снижают ставку кредита до 5,6%.

Подписание "сделки века". Фото из открытых источников
Подписание "сделки века". Фото из открытых источников

В итоге в августе 1966 года был подписан договор о сотрудничестве между СССР и итальянским автопроизводителем FIAT о строительстве автозавода мощностью 600 000 автомобилей в год. Соглашением предусматривалась передача двух моделей «Автомобиль №1» и «Автомобиль №2», из которого впоследствии получился универсал ВАЗ-2102.

Соглашение получает ярлык «сделка века». Сравните, примерно в этот же период времени турецкий промышленник и предприниматель Веби Коч покупает лицензию итальянского автомобиля FIAT-124 для выпуска на своем заводе Tofas в количестве 20 000 авто в год.

"Донором" Tofas-124 также стал FIAT-124. Фото из открытых источников
"Донором" Tofas-124 также стал FIAT-124. Фото из открытых источников

Впрочем, сделка века могла сорваться из-за одной дамы. В июне 1967 года в Италию по заданию «Известий» приезжает советская поэтесса Мариэтта Шагинян, старая большевичка и соратница вождя пролетариата Ульянова (Ленина). Леонид Колосов, которому было поручено опекать поэтессу, характеризовал ее как вздорную старуху, ненавидящую все западное. Но неожиданно ее тон меняется на 180 градусов. Оказалось, что она была дружна с возглавившим после смерти Пальмиро Тольятти компартию Италии Луиджи Лонго. А тот познакомил поэтессу с профессором Витторио Валлетта. Дело в том, что товарищ Лонго в 1945 году спас руководителя FIAT от расстрела, который ему грозил за сотрудничество с Муссолини и немецкими нацистами. Сразу у профессора и поэтессы находится много общих тем, и в конце концов в «Известиях» выходит очерк «Три дня на ФИАТе».

Конвейер Волжского автомобильного завода. Фото из открытых источников
Конвейер Волжского автомобильного завода. Фото из открытых источников

Спустя несколько дней итальянские профсоюзы организуют на заводах FIAT стачку. И тут происходит неожиданное. На предприятие приезжает Валлетта с советской газетой в руках. Он общается с рабочими и цитирует выдержки из советской газеты. В результате стачка была сорвана. Вот так страна Советов не помогла в классовой борьбе итальянскому пролетариату.

-10

И еще один заключительный штрих. Согласно ранее составленных планов запуск серийной продукции на Волжском заводе должен произойти в самом конце декабря 1969 года. Но строительство огромных цехов шло с отставанием. Пришлось переносить сроки. Благо нашелся очень весомый повод. В апреле 1970 года страна Советов отмечала 100-летие со дня рождения основателя государства Владимира Ульянова/Ленина. И вместо лозунга «Выпустим первый автомобиль в конце 1969 года» появился другой лозунг «Соберем первый ВАЗ к 100-летию В.И. Ленина!»

Сегодня первый серийный автомобиль Lada Iskra был собран 19 апреля 2025 года, к 55-летию первого волжского автомобиля.

-11

На канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz