Отвечает психолог ALVI Clinic — Олеся Рябова.
Этот вопрос может стать запросом в терапию или темой целой книги. Но прямо сейчас давайте начнем с более простого и честного вопроса: как устроены мои отношения с алкоголем?
Важный момент в самоисследовании — понимание, что связь алкоголя и психического здоровья часто двунаправленная: иногда люди пьют, чтобы на время приглушить тревогу, стресс или тяжёлые чувства. В моменте это действительно может принести облегчение, которое становится подкреплением: организм запоминает путь, по которому проще всего уйти от сложных переживаний.
Но в долгосрочной перспективе алкоголь нередко усиливает тревожные и депрессивные симптомы и может повышать риск психических расстройств; поэтому спиртное чаще не решает причину, а откладывает её и со временем может сделать состояние тяжелее.
И это видно в статистике:
NIAAA подчёркивает, что у людей с расстройством вследствие употребления тревожные и депрессивные расстройства встречаются значимо чаще, чем в общей популяции, а среди людей, проходящих лечение от тревожных расстройств, доля людей с расстройством вследствие употребления оценивается примерно в 20–40%; также NIAAA приводит оценку, что среди людей, которые когда-либо в жизни переживали большой депрессивный эпизод, до 40% также имели расстройство вследствие употребления.
Ниже — вопросы, которые могут стать компасом для наблюдений. Они нужны для того, чтобы лучше понять, когда и почему происходит употребление.
• Когда и при каких условиях я пью? (люди, места, время, триггеры, “сценарий” до/во время/после)
• Зачем мне алкоголь именно в эти моменты? (какую функцию он выполняет: расслабить, заглушить эмоции, дать смелость, “праздник”, сон и т.д.)
• Что меняется из-за алкоголя — сразу и потом? (сон, настроение, тревога, отношения, работа/деньги/здоровье; что получаю и что теряю)
• Насколько я управляю процессом? (могу ли остановиться на заранее выбранной дозе, бывают ли “больше чем планировал(а)”, что происходит, если решаю не пить)
• Какой самый частый триггер моего употребления — и что я сделаю в следующий раз, чтобы не пойти по привычному сценарию?
Если в своих ответах на вопросы вы заметили, что алкоголь регулярно выполняет функцию саморегуляции (снижение тревоги/напряжения, “отключение”, облегчение контакта, уход от тяжёлых переживаний), это не приговор, а важная информация о том, какие состояния для вас сейчас наиболее труднопереносимы и каких навыков/опор не хватает.
С такими задачами можно и нужно работать, но не через запреты и отказ от алкоголя одним лишь усилием воли, а через формирование альтернативных, более устойчивых стратегий (навыков эмоциональной регуляции, работы с триггерами, восстановление сна и ресурсов, выстраивание поддержки и границ).
Обращение за помощью помогает превратить наблюдения в персонализированный план действий: что делать в конкретных ситуациях, как снижать вероятность срывов, как укреплять то, что помогает действовать в соответствии с ценностями.
Автор: Олеся Рябова, психолог