Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Ворогово. Как выглядит труднодоступная глубинка Енисея?

В 5 часах пути от Ярцево (см. отдельную статью) в речной дымке Енисея показалась следующая пристань - Ворогово, тоже крупное село (850 жителей) левого берега чуть ниже устья потайного староверческого Дубчеса. Пустой дебаркадер я вновь снял при отходе, А шумное прибытие выглядело так: Здесь уже Туруханский район без круглогодичных дорог, протянувшийся по Енисею вдоль чуть не доходящей до него Эвенкии. Первое зимовье на этом берегу появилось в 1614 году, а в 1637 мангазейские казаки Осип Цапаня и Иван Ворогов получили свой "дальневосточный гектар" - право владеть землёй безвозмездно. Вокруг них разрослась Дубчесская слобода, в 1900 году, не знаю по каким мотивам, переименованная по самой частой фамилии своих жителей. Получасовую стоянку сократили до 15 минут, но я всё же побежал на берег - так как знал, куда бежать: по лестнице наверх да налево по первой от реки Советской улице до перекрёстка: Всю её сторону у обрыва занимает огромный новый дом. С обратной стороны - заброшенные избы, од

В 5 часах пути от Ярцево (см. отдельную статью) в речной дымке Енисея показалась следующая пристань - Ворогово, тоже крупное село (850 жителей) левого берега чуть ниже устья потайного староверческого Дубчеса.

Пустой дебаркадер я вновь снял при отходе,

-2

А шумное прибытие выглядело так:

-3

Здесь уже Туруханский район без круглогодичных дорог, протянувшийся по Енисею вдоль чуть не доходящей до него Эвенкии. Первое зимовье на этом берегу появилось в 1614 году, а в 1637 мангазейские казаки Осип Цапаня и Иван Ворогов получили свой "дальневосточный гектар" - право владеть землёй безвозмездно. Вокруг них разрослась Дубчесская слобода, в 1900 году, не знаю по каким мотивам, переименованная по самой частой фамилии своих жителей.

-4

Получасовую стоянку сократили до 15 минут, но я всё же побежал на берег - так как знал, куда бежать: по лестнице наверх да налево по первой от реки Советской улице до перекрёстка:

-5

Всю её сторону у обрыва занимает огромный новый дом. С обратной стороны - заброшенные избы, одна из которых удивила меня змеями на наличниках, явно олицетворяющих какое-то забытое поверье:

-6

На домах поновее - тоже красивая резьба:

-7

Поодаль - здоровенный амбар с прорубленными окнами:

-8

А бежал я взглянуть вот на это - бывшее крыльцо Троицкой Дубчесской церкви (1772). Всё, что от неё осталось: другие храмы нижнего Енисея в 1930-х были снесены до основания, но успели попасть на старые фото, а эта церковь - нет. Фоткают руину, видимо в таком же отчаянном забеге, все с одной точки. И лишь случайным гуглением я обнаружил, что вообще-то смотреть надо с другой стороны - там сохранились красивые барочные узоры.

-9

А теперь - бегом назад! Белоснежный "Валерий Чкалов" снова выходит в простор Енисея. От берега до берега здесь уже больше 2км:

-10