Найти в Дзене
Занимательное чтиво

- Добавьте двести рублей маме на лекарство, - попросил мальчик (часть 2)

Если уж мама просто уехала и оказалось, что без неё можно прожить, то без этого неизвестного человека из Москвы тем более. В восьмом классе почему-то стало любопытно узнать свою историю. И бабушка рассказала. История оказалась самой простой и обычной. Бабушкина дочь уехала в Москву учиться, и осталось там работать и жить. Сначала молоденькая Лена совмещала учебу и работу официанткой, а после окончания пединститута не горело желанием идти работать в школу и устроилась в агентство недвижимости секретаршей. Делилась с матерью мыслями «Сначала так, а там посмотрим. Во всяком случае, это перспективнее официантки и не так безнадежно, как учительница». Леночка понравилась заму генерального, управляющему объектами недвижимости, которые сдавались под офисы. Ей он тоже понравился. Ничем не напоминал грубоватых, неуравновешенных братков, самых заметных парней времени, был неплохо образован и классически её опекал. Покупал красивые нужные подарки, успел один раз свозить в отпуск в Турцию. После от

Если уж мама просто уехала и оказалось, что без неё можно прожить, то без этого неизвестного человека из Москвы тем более.

В восьмом классе почему-то стало любопытно узнать свою историю. И бабушка рассказала. История оказалась самой простой и обычной.

Бабушкина дочь уехала в Москву учиться, и осталась там работать и жить.

Сначала молоденькая Лена совмещала учёбу и работу официанткой, а после окончания пединститута не горела желанием идти работать в школу и устроилась в агентство недвижимости секретаршей.

Делилась с матерью мыслями «Сначала так, а там посмотрим. Во всяком случае, это перспективнее официантки и не так безнадежно, как учительница».

Леночка понравилась заму генерального, управляющему объектами недвижимости, которые сдавались под офисы.

Ей он тоже понравился.

Ничем не напоминал грубоватых, неуравновешенных братков, самых заметных парней времени, был образован и её опекал. Покупал красивые нужные подарки, успел один раз свозить в отпуск в Турцию.

После отпуска к Леночке заявилась его супруга и доверительно сообщила, что Леночке придётся уволиться и перестать видеться с её мужем, иначе она, сотрудник межрайонной прокуратуры, найдёт способ лишить Леночку возможности найти в столице хоть какую нибудь приличную работу.

Конечно, Леночка уволилась и рассталась с Игорем. Она не думала, что будут такие неприятности. Так ведь удачно всё складывалось. Ей было жаль и опечаленного зама, и себя.

Она дала себе слово не связываться с женатыми. Ей не доставляло никакого удовольствия решать проблемы. Она предпочитала их просто избегать.

После увольнения Лена решила не надолго съездить к маме, отдохнуть месяцок, а потом вернуться искать новую работу. Через неделю пребывания в родном городе выяснилось, что она ждёт ребёнка. Им с мамой хватило одного вечера, чтобы решить.

В Москву возвращаться нет смысла. Врач сказала, прерывая первую беременность, есть риск остаться бесплодной, особенно при Ленином отрицательном резусфакторе.

— Жизнь всегда может перемениться, и пожалеешь о поспешном решении, раздумывала вслух её мама, которая была просто вдовой, муж рано ушёл, но в перемены безоглядно верила.

Отцу ребёнка решили не сообщать, и так уже было ясно, кто у него в семье всё решает. Представителей властных структур Лена избегала и побаивалась, как всего проблемного.

— Слушай, Лен, мне очень почему-то не нравится жить одной, хотя сейчас и говорят, что это удобно, и свободные женщины лучше выглядят, — призналась мама.

— Захочется тебе вернуться в Москву, когда ребенок чуть-чуть подрастет.

Ну и возвращайся. А мы с ним тут тебя будем в отпуск дожидаться. Не хочешь жить со мной на окраине? Пока поживешь в бабушкиной квартире. Существенных денег от её сдачи всё равно нет.

Так они и стали жить.

Бабушка была бухгалтером местного дома культуры, и мама устроилась работать туда же.

Каждый год она собиралась уезжать, но каждый раз передумывала в последний момент, пока не встретила своего мужа, Артёма.

Он приезжал в отпуск к родителям. Этот уроженец их городка, удобно обосновавшийся на Дальнем Востоке, не был злобным дядькой, просто тоже не любил проблемы, а Миша относился для него к разряду проблем.

Поэтому мама уехала с дядькой одна.

— Мы ещё лет десять в Москву бы не поехали, если бы не это наследство. И задержались там на пару дней дольше, только из-за того, что Артему надо было оформить продажу старой родительской дачи. Он носился по инстанциям, а я же не люблю сидеть одна. Мне даже по магазинам бродить одной не хочется. Ждала в ближайших кофейнях.

В одном уютном местечке сижу, кофейничаю, и входит твой отец.

Постарел, конечно, но я его узнала. И он меня узнал с порога. Изумился, и видно было, что обрадовался, хотя тебе это вряд ли интересно.

Попросил разрешение поболтать, если я не против.

Оказалось, остался совсем один. Единственный законный сын, которого он ещё при мне отправлял учиться в Британию, после учёбы не надолго сюда возвращался, повертелся год и уехал обратно.

Всё у него там хорошо, родилась внучка, которую дед никогда не видел, и привозить её не собираются. С женой через пару лет после отъезда сына разъехались. Не стало ничего общего. Я достала телефон и показала твою фотографию.

— Хотелось посмотреть, как отреагирует. Ты же очень на него похож. В общем, не буду пересказывать всю лирику, но он очень хочет тебе помочь.

— Сказал, можешь сразу поступать физико-технически по его протекции. И жилье он тебе оплатит в Москве на время учебы. Не хоромы, но нормальную холостяцкую съемную квартирку.

— Миш, он действительно не шутил. Ему самому этого хочется. И человек он неплохой, просто так в жизни получилось.

— Ага. Вы оба очень неплохие, только в каком бы я интернате сейчас доучивался, не будь бабушки Лиды.

— Миш, ну, я понимаю тебя, я виновата, но давай сейчас не об этом. Я считаю, предложением надо воспользоваться, не каждому выпадает такой шанс. Ты посмотри, какие отцы у большинства твоих одноклассников. Твоим приятелям Наташе и Владу отец в лучшем случае без проблем выпускной оплатит. И это ещё хороший ответственный отец, а не алкаш. Забудь ты про всю эту детскую ерунду.

Никакого практического толку нет от принципов и обид. Мишка, если судьба восстанавливает справедливость, то я считаю, глупо этим не воспользоваться.

— Я забыл, как его зовут. Твоё имя пока помню, а этого героя нет. Давайте я сам обойдусь.

— Его зовут Игорь Михайлович. Он рассказал как-то, что хотел назвать сына в честь деда, своего отца, но жене имя не нравилось.

— А мне нравилось. Я тебя так и назвала. Сказала ему, что ты умный и талантливый. Я хоть и плохая мать, но это не мешает мне так считать. Давай я хоть что-нибудь для тебя сделаю.

***

— Ну и пусть они хоть что-нибудь для тебя сделают, подтвердила Наташа. Вдруг это правда твой шанс, Миша? Закончишь первый курс, а я школу и приеду к тебе.

— Ты же сама говорила, что не хочешь оставаться одна здесь на целый год. И школу не закончишь, если я уеду куда-то учиться.

— Врала маленькая болтушка.

— Нисколько. Просто речи не шло о московском ВУЗе. А так я потерплю немножко. Влад за мной присмотрит. Он всё равно не поладит ни с одним моим парнем, кроме тебя. Так что никого не подпустит близко

— Только тебе решать, отрезала бабушка, тоже мне, собиратель соцопросов.

— Моё мнение, Наташино, можно подумать, мы не можем быть не правы, очень даже имеем право, как все люди, и чтобы нас никто потом за это не винил.

Проснувшись утром после выпускного, Миша достал и долго вертел в руках, читал и перечитывал записку с адресом и телефоном незнакомца отца. Впервые внимательно взглянул на фотографию.

Они действительно очень похожи.

Если Наташа не будет чувствовать себя брушенной, ничего его здесь не держит. Решил ехать. Будь что будет.

***

— Илья, ты поймал у магазина маминого друга и одноклассника. Миш, проводишь Илью до дома, чтоб я не волновалась.

— Илья, если мама спит, позвони мне сам, что ты уже дома. Меня просто тоже мои заждались.

— Миша, а ты к нам в командировку надолго?

Таня Измайлова крутила головой от одного к другому.

— Как не вовремя Наташа заболела. Может, всё-таки успеем собраться посидеть где-нибудь вместе?

— Тань, неделю еще точно пробуду. Но у меня обычно в командировках рабочий график плотный, пока не могу ничего сказать. Если получится. Он произносил в стандартной отговорке

А Таня не изменилась, слушала только себя и то, что ей хотелось слышать.

— Ага, замечательно, спишемся. И номер мой запиши. Диктуй свой, и я тебе сейчас позвоню.

Михаил еле распрощался с ней. Выбрались с Ильей из оврага, дошли до угла первой высотки.

— Мы пришли, спасибо вам, — произнёс Илья.

— Не за что, привет маме, здоровья ей.

Мальчик кивнул и исчез в парадной. Едва оставшись один, Михаил сбросил оцепенение.

«Странная встреча», — верил бы в мистику, сказал бы, — «мистическая».

Какой-то провал в прошлое. Когда ехал сюда, не признавался себе, что думал о прошлом. Хотел и опасался его встретить.

Что надо было сделать?

Не ломиться же в гости к Наташе, лежащей с температурой. Вряд ли она простила бы ему такое вторжение.

Надо было купить каких-нибудь фруктов, конфет, передать сыном. Деньгами Илья точно не взял бы. Надо было через Таню передать.

Бывшая жена права. Он никогда не соображал в этом.

Лучше на сегодняшний вечер держаться обычной командировочной программы для скучных городов и холодного сезона, вернуться в гостиницу, пойти в бар и засесть в самом тёмном, уютном углу.

Первый же месяц в Москве Миша испытал полное разочарование в самом себе. Ему понравился отец. Он ничего не мог с этим поделать. Ехал, обещал себе не переходить на личности, просто пользоваться ситуацией. Если отец не совсем дурак, он же не ждет внезапной любви за свою запоздалую помощь.

Конечно, помощь оказалась очень даже своевременной, но если бы мать не встретила бывшего любовника Игоря Михайловича случайно, вряд ли он стал бы своего сына искать.

Миша всё прекрасно понимал, но всё равно хотел узнать отца поближе.

Оказалось, что человек может нравиться не потому, что хороший, а потому, что он какой-то свой. Он точно знал, что отец думает то же самое.

Оба радовались, что всё так удачно сложилось.

Первые курсы и первый московский год пролетел со скоростью урагана. С учёбой проблем не было. Появились местные приятели, отец организовал контору по продаже автопогрузчиков. И налаживать всё вместе и с нуля оказалось жутко интересно.

Из дома писали письма бабушка и Наташа. Звонили ему с почтам-то вечерами на квартиру. Иногда звонил Влад, писем он терпеть не мог.

Возможно, из-за безграмотности. Сначала Наташа донимала своего Гринга Михаила письмами и звонками. А ближе к весне стало намного терпеливее и спокойнее. Другой счёл бы это подозрительным, а он думал, что просто уже привыкла и отвлеклась на подготовку к выпускным экзаменам.

В мае Михаил сказал отцу, что ждёт приезда девушки, и тот предложил купить кое-что из мебели.

— Если тебе так принципиально, чтобы не в подарок, а в долг, деньги постепенно отдашь.

В одно ясное утро, когда Миша с отцом сидел дома и дожидался доставки туалетного столика с зеркалом и подсветкой, от Наташи пришло письмо.

Она сообщала, что не приедет, не видит смысла врать, встретила другого парня, с которым действительно всё серьезно, перепутала их детскую дружбу с чем-то взрослым.

И только сейчас это поняла, когда сравнила. Гринго её лучший друг, и таким останется. Но и прочая девчачья чушь в том же стиле. Миша ждал в конце письма приписки «Это розыгрыш».

Таким оно было дурацким и не похожим на те, что он получал раньше.

Отвечать не стал. На такое вообще что-то отвечают? Через два дня позвонил с почтамта Влад, требовал приехать.

— Да она просто ещё маленькая, сама не понимает, что ей надо. Приедешь, сразу передумает. Может, только этого и ждёт. Они же любят, когда их добиваются, что-то им доказывают. Если бы я знал, что она собирается тебе такое написать, просто ремня бы ей выдал. Приезжай сразу на выпускной, хватай в охапку и забирай. Потом сама благодарить будет.

Влад говорил и говорил, убеждал то ли его, то ли себя.

Миша повесил трубку.

Звонок тут же раздался снова, названивал долго, настойчиво.

Миша вырвал провод из гнезда и не смотрел в его сторону, пока на следующее утро не заявился встревоженный отец.

Он, чёрт-те чё, подумал, привык ведь, что сын не имеет привычки гулять ночами, вот пришёл проверить. Он бубнил, и Мише становилось легче.

Говорить о чувствах Миша не умел. Считал это чем-то театральным, а отец, вроде бы, умел.

— Наташа написала, что не приедет, у неё теперь другой.

Оповестил Михаил отца.

Влад звонил и утвердал, что она передумает, если я сам приеду, а я не хочу. Я слабый дурак, если не хочу.

— Не знаю, — заявил отец.

Не эксперт в этом. Рискую тебя обидеть, но по мне так всё к лучшему. Думает, передумает, потом ещё пять раз обратно передумает. Только отвлекает от учёбы и от дела. Наташа этих у тебя ещё будет. Ты же не жениться собрался в 18 лет.

— Нет, но бывает в любом возрасте серьёзное. Но тогда ты бы меня не спрашивал, а уже летел бы в поезде на полпути к своему прежнему дому.

— А если не хочешь, то всё складывается к лучшему. Я машину не очень удачно припарковал, так что собирайся быстро. И помчали на работу.

И они помчали на работу. И ближайшие пять лет работа занимала центральное место в жизни.

А потом появилась Лиля, та самая красавица-брюнетка, что в девятом классе не стала танцевать с ним медляк.

Отец не то чтобы решил начать стареть, но стал потихоньку сбавлять рабочие обороты к тому времени, как Михаил закончил институт.

А что? Приемника он себе нашёл, в денежной ненасытности не замечен, может осмысленно пожить в своё удовольствие, — объяснила поведение отца бабушка Лида.

Жаль, что я опять замужем, а то занялась бы этим интересным джентльменом.

Но для двойной жизни у меня уже не хватит здоровья.

Бабушка с Иваном Николаевичем пару раз приезжали к ним в гости в Москву. Бабушка называла это нагло воспользоваться гостеприимством Игоря. В первый приезд она ни словом не обмолвилась про внезапно исчезнувших с Мишиного горизонта близнецов, будто их вообще никогда не существовало.

Миша подозревал, что Влада не на шутку задело его молчание в ответ на звонки и письма и был благодарен ему за исчезновение.

Хотелось без разговоров отгородиться от прошлого.

Во второй приезд бабушка, между прочими, новостями сообщила бесстрастно, как прогноз погоды, что близнецы перебрались в Питер. Когда Влад служил срочную, у него в армии появился питерский друг, который переманил свой город. А Наташа закончила со своим скоротечным замужеством и переехала с братом.

Миша будто только этого рассказа не доставала, чтобы удостовериться, что прежней жизни уже нет, цепляться ему не за что и возвращаться ему некуда. Груда камней с души упала, и никто этого не заметил.

Через неделю после защиты диплома и через две после бабушкиного отъезда Миша собрал силу воли и пошел к стоматологу. Подозрительно ныл зуб, мог испортить предстоящий отпуск, который он решил подарить себе за диплом, и отец, узнав, вошёл в долю.

Продолжение очень скоро...