Найти в Дзене

Загадка шамана. Кто принимал участие в нападении на дятловцев?-11

Предыдущая статья: Таким образом, маршрут ростовской группы во главе с Игорем Фоменко не имеет ничего общего с тем, как его рисуют некоторые горе-"дятловеды". Ниже на карте я внес соответствующие изменения. Выйдя из Ивделя, ростовчане тут же поймали попутную машину Ивдельлага, и вскоре, даже не доехав до Полуночного, свернули с дороги в "зону лагерей". Проехали на северо-запад и высадились где-то недалеко от советского концлагеря "Тошемка". После этого двинулись в северном направлении и вышли на поселок геологов имени 19-го партсъезда. Ну, а затем двинулись дальше в северо-западном направлении и вышли на юрты Бахтияровых на Вижае, у устья реки Анчуг. И теперь нам нужно лишь прояснить даты движения ростовчан по этому маршруту. Еще одна странность с ростовчанами состоит в том, что Игорь Фоменко в своем интервью Майе Пискаревой утверждал, что они надеялись "догнать" группу Дятлова, которая выехала из Свердловска несколько раньше их: ростовчане узнали, что дятловцы где-то достали хорошую
Оглавление

Предыдущая статья:

Таким образом, маршрут ростовской группы во главе с Игорем Фоменко не имеет ничего общего с тем, как его рисуют некоторые горе-"дятловеды". Ниже на карте я внес соответствующие изменения.

Подлинный маршрут группы ростовчан указан желтой линией.
Подлинный маршрут группы ростовчан указан желтой линией.

Выйдя из Ивделя, ростовчане тут же поймали попутную машину Ивдельлага, и вскоре, даже не доехав до Полуночного, свернули с дороги в "зону лагерей". Проехали на северо-запад и высадились где-то недалеко от советского концлагеря "Тошемка". После этого двинулись в северном направлении и вышли на поселок геологов имени 19-го партсъезда. Ну, а затем двинулись дальше в северо-западном направлении и вышли на юрты Бахтияровых на Вижае, у устья реки Анчуг.

И теперь нам нужно лишь прояснить даты движения ростовчан по этому маршруту.

Как ростовчане собирались "догнать" группу Дятлова?

Еще одна странность с ростовчанами состоит в том, что Игорь Фоменко в своем интервью Майе Пискаревой утверждал, что они надеялись "догнать" группу Дятлова, которая выехала из Свердловска несколько раньше их: ростовчане узнали, что дятловцы где-то достали хорошую карту, и хотели непременно получить копию этой карты (для себя и для всей турсекции Ростовского пединститута - с хорошими картами в Совдепии, я напомню, в то время были большие проблемы).

Вот что по этому поводу рассказал Фоменко:

"Наша группа уезжала на "тройку" последней. Но без карты. С кроками. Была, конечно, как и полагалось, копия административной карты. Но даже дети знали, что она сделана для уроков географии, и для того, чтобы враги и шпионы запутались. Поэтому группы составляли свои карты, менялись друг с другом на слетах, пересекающихся маршрутах, передавали через знакомых. Мы пообещали знакомым геологам сделать какие-то замеры, а они нам дали кроки: схему на компрессной бумаге и комментарий: идете вдоль хребта, все в снегу, потом увидите: наверху торчит только 2 черных камня. Иди между ними. Это и есть перевал. А в клубе туристов кто-то сказал, что видел знакомого, который точно знает, что примерно в это же время туда же идет группа свердловского Политеха. И вроде бы у них есть приличная карта. Это уже было кое-что.
В Свердловске оказалось, что группа (повел ее Игорь Дятлов) несколько дней назад уже уехала (от них, вроде, уже была телеграмма из Ивделя). Они, действительно, пойдут сначала вдоль хребта на север. Но через несколько дней свернут на полукольцо, и у нас, наверное, есть шанс догнать их, пока они не свернут, и скопировать карту.
Поехали догонять".

Этот момент, видимо, также сбил с толку многих горе-дятловедов - из этого они сделали вывод, что ростовчане "гнались" за дятловцами до самого 41-го квартала или даже еще дальше, чуть ли не до 2-го Северного и перевала Дятлова.

Но все это глупости, конечно. Я полагаю, что каким был маршрут группы Дятлова, ростовчане толком не знали: Фоменко признался, что даже название "Отортен" - ключевой пункт в маршруте дятловцев - ничего ему не говорило:

"М.П.: Игорь Владимирович, вспомните, пожалуйста, собирались ли вы идти на ОТОРТЕН?
И.Ф.: Об Отортене ничего не помню. И слова этого тоже не могу вспомнить".

И в Свердловске, в турсекции УПИ, тоже толком не знали. Вот что по этому поводу сказал Фоменко чуть далее:

"В Свердловске мы пошли в Политех, там толком никто ничего не знал. Нам привели какого-то парня, он и рассказал, что знал о группе. Фамилии его не помню, да и вряд ли я ее спрашивал, а он называл. Знакомясь, только имена называли. О сроках и датах ничего не могу сказать, не помню".

И я полагаю, что в турсекции УПИ ростовчанам сообщили не маршрут группы Дятлова, а маршрут группы Блинова. Они же вместе выехали, и до Вижая ехали вместе. От Ивделя до Вижая - в северном направлении. А дальше, как мы выяснили чуть ранее, группа Блинова должна была двинуться на запад по реке Вижай до Уральского хребта, после чего свернуть на юг. И маршрут группы Блинова действительно представлял собой большое полукольцо (маршрут группы Дятлова представлял собой замкнутое кольцо - с выходом из Вижая на север и с возвращением в Вижай).

Поэтому группу Блинова, чисто теоретически, ростовчане еще могли догнать: если бы они "срезали угол" между Ивделем, Вижаем и Уральским хребтом, а затем двигались бы по следам блиновцев, по проторенной ими лыжне. То есть если бы они прямо от Ивделя сразу же двинулись в северо-западном направлении.

Что ростовчане, собственно, и сделали. И именно поэтому они уже в самом начале похода оказались в "зоне лагерей", в районе концлагеря "Тошемка" - они с самого начала двинулись в северо-западном направлении, надеясь догнать "группу Дятлова" (то есть группу Блинова).

Когда ростовчане выехали из Свердловска?

Этот момент - что ростовчане надеялись "догнать группу Дятлова" - очень важен для понимания того, когда ростовчане выехали из Свердловска.

Фоменко говорит, что когда они пришли в турсекцию УПИ, от группы Дятлова (и от группы Блинова) уже пришла телеграмма из Ивделя. Дятловцы и блиновцы выехали из Свердловска вечером 23 января, а в Ивдель они прибыли поздно вечером 24 января, около 23-00. А утром 25 января, переночевав на вокзале, перед тем, как отправиться на автобусе в Вижай, Дятлов с Блиновым сбегали на почту, сделали необходимые отметки в своих маршрутных книжках и отправили телеграммы в турсекцию УПИ.

Следовательно, ростовчане были в турсекции УПИ не ранее 25 января. Но когда они выехали из Свердловска в Ивдель?

Я полагаю, что в тот же день, вечером 25 января, и выехали. В самом деле, они же надеялись "догнать группу Дятлова". А от группы Дятлова (и группы Блинова) у них уже было отставание в двое суток. Ликвидировать такое отставание, чисто теоретически, еще было можно. Но если бы ростовчане выехали на следующий день, 26 января, или еще позже - отставание в трое суток и более ликвидировать было бы уже невозможно. И даже ростовчане, при всей их самонадеянности, должны были это понимать.

И тогда получается, что, выехав из Свердловска вечером 25 января, они прибыли в Ивдель поздно вечером 26 января. Переночевали на вокзале, а утром 27 января двинулись из Ивделя по дороге на север, в направлении Вижая. И вот тут-то они вскоре и поймали машину Ивдельлага, идущую в нужном для ростовчан направлении - на северо-запад, в сторону концлагеря "Тошемка".

Дневка в поселке 19 партсъезда

Высадившись где-то недалеко от концлагеря "Тошемка", ростовчане двинулись на север, в свой первый походный день.

Шли они, судя по всему, очень тяжело: на 7 человек у них было две палатки, небольшая печка, тяжелые ватные спальники, плюс остальное снаряжение и жратва. И шли они по глубокому целинному снегу, попеременно торя лыжню.

"Сначала шли по редколесью. Снег глубокий, больше двух метров. Оттепелей, наверное, в январе не было. Снег не слежался. Красиво, конечно, но лыжи проваливались почти по колено. Шли гусем друг за другом. Дистанция 2 - 3 лыжи. Направляющий торил лыжню 10 минут, уступал место следующему, и отдыхал, согнувшись и повиснув на палках. Дождавшись последнего, становился замыкающим. Так безостановочно шли пару часов. Потом привал. Помогая друг другу, снимали рюкзаки, ставили, чтоб не утонули в снегу, на задки лыж. Не снимая креплений, садились на рюкзаки, блаженствовали 10 - 15 минут, и - дальше".

Так что выйти на поселок 19-го партсъезда, пройдя в тот же день около 15-18 км, они никак не могли. Где-то переночевали в палатках. И только на следующий день, 28 января, они вышли на этот поселок геологов.

И устроили там дневку. Вот что рассказал Фоменко по этому поводу:

"Вышли на брошенный поселок. Скорее всего, здесь когда-то стояли геологи. Теперь это несколько полуразвалившихся домиков. Выбрали тот, что лучше сохранился. Принесли, что смогли, из соседних домов. Поставили двери, починили крышу, заделали окна, поставили печку, вывели железную трубу. К вечеру роскошная дневка на завтра была готова".

То есть они так старательно оборудовали эту избу, конечно, вовсе не для того, чтобы провести там только одну ночь - они решили там немного отдохнуть и весь следующий день, в более-менее комфортных условиях. И после уточняющего вопроса Майи Пискаревой, Фоменко вспомнил, что в этом поселке у них действительно была дневка:

"М.П.: Вы, когда искали избу для ночлега, весь поселок обошли, или просто выбрали ближайший дом, первый попавшийся, менее разрушенный?
Вы писали, что хотели сделать дневку в этом поселке, а потом пишете, что пошли дальше. Вы не оставались на день отдыха в нем?
И.Ф.: А с дневкой я, кажется ошибся. Теперь мне кажется, что починили крышу и передневали. Картинка такая всплыла: идет кто-то из наших между домиками, расслабленный, неторопливый и потягивается".

Конечно, может показаться странным, что ростовчане устроили себе дневку после первого же походного дня. Но они же южане были...Страшно промерзли, пока ехали в кузове машины. Потом очень тяжелый первый день...И, видимо, уже после первого походного дня самоуверенности у ростовчан сильно поубавилось, и они поняли, что "группу Дятлова" (то есть группу Блинова) им не догнать. А потому плюнули на эту карту и решили немного отдохнуть в комфортных условиях. Они же, в конце концов, на Северный Урал не за картой приехали, а чтобы получить удовольствие от зимнего похода...

Выход на поселок Бахтияровых на Вижае

Таким образом, из поселка 19-го партсъезда ростовчане вышли только утром 30 января, устроив себе в поселке дневку.

И добраться от этого поселка до юрт Бахтияровых на Вижае, пройдя за день около 25 км, они никак не могли. А значит, у них до юрт Бахтияровых была еще одна ночевка. И на юрты Бахтияровых они вышли только 31 января. Раньше - никак не могли.

Ростовчане у костра во время зимнего похода по Северному Уралу 1959 года.
Ростовчане у костра во время зимнего похода по Северному Уралу 1959 года.

Вот как это описывает Фоменко:

"Пошли дальше. Снегу в ту зиму выпало больше обычного. Черных камней все не было. Куда идти, было не очень понятно. Короче, заблудились.
И как раз в это время, как в плохом, но популярном советском романе, мы увидели на дереве затес. Кто увидел первым, не помню. Но разглядывали все. Молчали, шевелили губами, проговаривая про себя, что бы это могло значить. И поглядывали на меня: ты - руководитель, ты и предлагай вариант, мы обсудим. Я уставился на затес.
В центре затеса был треугольник. Слева от его вершины две короткие косые параллельные черты. Под ним глубоко вырезанные две параллельные волнистые линии.
Я напрягся - и все прояснилось. Треугольник - это сопка, которую мы видим впереди, стоя лицом к зарубке. Волнистая двойная линия - ручей или речка, замерзшее и засыпанное снегом русло мы только что перешли. А две косых черты - тропа, по которой нужно идти.
Все согласно кивнули (все равно это был единственная версия), и мы пошли. Шли не очень долго и даже не удивились, когда вышли к дому".

То есть незадолго до того, как выйти на юрту Петра Бахтиярова, они перешли какую-то реку, перед ними была какая-то сопка и была тропа. Где же они нашли этот мансийский катпос?

И знаете, что? Мне это описание местности Фоменко очень сильно напоминает описание из отчета группы Шулешко-Бардина, из похода 1954 года. Они перед тем, как выйти на юрты Бахтияровых, также немного заблудились, и находились в такой же местности, с сопкой впереди.

Страница из отчета о походе группы Шулешко-Бардина 1954 года.
Страница из отчета о походе группы Шулешко-Бардина 1954 года.

Шулешко к этому отчету приложил карту, на которой изобразил изведанные ими тропы. И ростовчане, скорее всего, и шли в направлении одной такой тропы, идущей вдоль Тошемки на северо-запад (я ее обозначил на карте красной стрелочкой).

Карта из отчета группы Шулешко-Бардина.
Карта из отчета группы Шулешко-Бардина.

И как только они перешли реку Вижай, они наткнулись на этот катпос (жирная красная точка). А от этого места до юрт Бахтияровых у устья Анчуга - всего пару километров.

Ночевка другой группы

Наконец, еще один момент. Фоменко рассказывал, что где-то на своем пути они наткнулись на ночевку другой группы.

"Не помню, в какой день вышли на ночевку свердловской группы. Поняли: судя по всему, не догнать нам карту. Ночевка свежая, но уже запорошенная, они были здесь несколько дней назад и, вероятно, уже свернули. Дальше мы их следов не встречали. Все, прощай карта, прощайте хорошие кроки. Пойдем по наитию до черных камней".

А когда Майя Пискарева высказала предположение, что ростовчане нашли ночевку не дятловцев, а какой-то другой группы - Фоменко с этим согласился:

"Думаю, что Вы правы. Мы могли идти совсем по другой дороге, увидеть другую ночевку и принять ее за дятловскую. Место это для палатки была не яма, а снег, с настилом из ветвей. Ветви помню отчетливо, а лапник не помню. Для нодьи мы копали ямы двумя саперными лопатками, и чем Бог пошлет, до земли. Нодья на камнях. Лапник под спальники. Для палаток ямы не копали. Снимали верхний слой снега, разравнивали и затаптывали площадку, стелили ветви потолще, лапник, на него ставили палатку. Ветви стелили, чтоб не подтаивало под лапником. Ночевка, на которую мы вышли и которую приняли за дятловскую (мы же за ними гнались), была именно такой: без ямы, утоптанная площадка".

Судя по описанию, это действительно была ночевка какой-то туристической группы. Но какой? Группы Блинова, конечно! Где они ее увидели, Фоменко точно не помнит. А у группы Блинова, как мы выяснили ранее, от 100-го участка до юрт Бахтияровых было две ночевки.

И вот на одну из них, вторую, перед юртами Бахтиярова, ростовчане и вышли, когда они блуждали у реки Вижай.

Кто из Бахтияровых?

Таким образом, анализ маршрута ростовской группы показывает, что в поселке Бахтияровых на Вижае они оказались 31 января 1959 года. Раньше оказаться они там никак не могли.

В это время мансюки уже должны были выехать к перевалу, в верховья Ауспии, для нападения на дятловцев. И поэтому нам крайне важно понять, что увидели (и что не увидели) ростовчане в этом поселке. Собственно, я и решил проанализировать маршрут ростовчан (и других групп) именно с этой целью - чтобы очертить круг мансюков из Бахтияровых, которые могли принимать участие в нападении на дятловцев.

Что же ростовчане увидели в этом поселке? Об этом - в следующей статье.

Продолжение: