Найти в Дзене

Загадка шамана. Кто принимал участие в нападении на дятловцев?-10

Предыдущая часть: Таким образом, что за поселок геологов прошла группа ростовчан - это мы установили: они прошли поселок имени 19 партсъезда, находившийся недалеко от реки Тошемка. Там геологи вели разведку обнаруженного неподалеку месторождения бокситов. И теперь, опираясь на эту "реперную точку" их маршрута, нам уже не составит труда восстановить весь этот участок маршрута ростовчан, от Ивделя до юрт Бахтияровых на Вижае. Читаем, вдумчиво и внимательно, что рассказал Игорь Фоменко Майе Пискаревой об их маршруте: "Сначала на поезде до Серова, а там пересадка на конечную станцию - Ивдель. В Ивделе повезло. Только вышли на дорогу, как нас подобрал попутный лесовоз (сначала мы должны были проехать зону лагерей), а уж там - начало пути. На воротах лагеря, мимо которого проезжали, на снежном фоне красиво и ярко смотрелись кумачовый плакат, приветствующий слет передовиков труда, и бортовая полуторка тоже с кумачом, в кузове которой сидели передовики и конвой. Проехав еще десяток километров
Оглавление

Предыдущая часть:

Таким образом, что за поселок геологов прошла группа ростовчан - это мы установили: они прошли поселок имени 19 партсъезда, находившийся недалеко от реки Тошемка. Там геологи вели разведку обнаруженного неподалеку месторождения бокситов.

И теперь, опираясь на эту "реперную точку" их маршрута, нам уже не составит труда восстановить весь этот участок маршрута ростовчан, от Ивделя до юрт Бахтияровых на Вижае.

"Зона лагерей"

Читаем, вдумчиво и внимательно, что рассказал Игорь Фоменко Майе Пискаревой об их маршруте:

"Сначала на поезде до Серова, а там пересадка на конечную станцию - Ивдель. В Ивделе повезло. Только вышли на дорогу, как нас подобрал попутный лесовоз (сначала мы должны были проехать зону лагерей), а уж там - начало пути.
На воротах лагеря, мимо которого проезжали, на снежном фоне красиво и ярко смотрелись кумачовый плакат, приветствующий слет передовиков труда, и бортовая полуторка тоже с кумачом, в кузове которой сидели передовики и конвой. Проехав еще десяток километров, водитель свернул на свой участок. Дороги на север дальше не было, и мы начали свой маршрут по правой стороне Уральского хребта, чтобы, дойдя до двух черных камней, перевалить на левую и закончить в Европе. Всего 15 - 16 ходовых дней. Плюс 2 - резервных".

Как только они вышли на дорогу, двигаясь на север (то есть по дороге от Ивделя в направлении на Вижай), их подобрала грузовая машина - очевидно, принадлежавшая Ивдельлагу. И они проехали "зону лагерей", включая ворота какого-то концлагеря с красным плакатом. И только после этого, высадившись из машины и двигаясь на север, они через некоторое время вышли на поселок 19 партсъезда.

Что же это был за концлагерь? В принципе, в Ивдельском районе концлагеря и тюрьмы тогда были еще повсюду, от Ивделя до Вижая и дальше. Но в поселках были и какие-то "гражданские строения". Фоменко же ничего подобного не помнит - они ехали по сплошной "зоне лагерей", а потом "дороги на север больше не было". А значит, они в какой-то момент свернули с дороги, идущей на Вижай, и приехали к какому-то концлагерю, находившемуся в стороне от дороги на Вижай.

Это был советский концлагерь "Тошемка". Мне удалось найти карту, на которой обозначен этот советский концлагерь.

Расположение советского концлагеря "Тошемка".
Расположение советского концлагеря "Тошемка".

Он находился к северо-западу от поселка Полуночное, на реке Тошемка. И рядом находилось крупное месторождение бокситов (Тошемское месторождение), которое "осваивалось" силами заключенных Ивдельлага.

При этом в статье Ежова, которую я приводил ранее, говорится, что поселок 19 партсъезда был основан в 1952 году в 18 км к северу от Тошемского месторождения. И если мы теперь сопоставим карту выше с картой, на которой обозначен поселок 19 партсъезда - все "встанет на свои места".

Расположение концлагеря "Тошемка" и поселка 19 партсъезда.
Расположение концлагеря "Тошемка" и поселка 19 партсъезда.

Советский концлагерь "Тошемка"

Про этот советский концлагерь "Тошемка" мне тоже удалось кое-что нарыть...Воспоминания одной женщины, которая, будучи еще совсем молодой девушкой, выпускницей института, некоторое время работала в этом концлагере в качестве геолога:

"Весной 1941 года я успела окончить 4-й курс Московского геолого-разведочного института (МГРИ). Была патриоткой, комсомолкой, свято верила в «ум, честь и совесть» партии. По распределению поехала на Урал, где геологи разведывали бокситно-алюминиевые руды. А к декабрю 1941 года почти все мужчины нашего геолотряда ушли на фронт, и меня назначили руководителем отряда.
Итак, 1941 год. Северный Урал. Тайга. Река Тошемка. Зона «Тошемка» – одна из многих зон «Ивдельлага». От зоны «Тошемка» до «Ивдельлага» тянется узкая гужевая дорога. Вблизи зоны – погост; большинство крестов – новые. Вокруг зоны – высокий забор со спутанной колючей проволокой – поверху и злыми собаками – понизу. В зоне – заключенные: политические, немцы Поволжья и уголовники – в основном люди нестарые. Правление зоны «Тошемка» обязано было обеспечивать наш геологический отряд рабочей силой. Рабочая сила – это зэки. В бараках на территории зоны они размещены вперемешку. Уголовники чувствуют себя хозяевами: других заключенных избивают, отнимают еду, издеваются над ними. Ведь политические – враги народа, а немцы Поволжья – «фашисты». Правление зоны поведение уголовников и их доносы на других поощряет.
Каждый день, будь то зимний лютый мороз либо летний зной, заключенных направляют на лесоповал, кто-то попадает на работу к нам. В теплое время года на лицах людей нет накомарников: их заедает гнус. Кажется, над колонной висит живая серая кисея. Зимой плохо одетых людей часто подолгу держат в неподвижном строю. В морозном сумраке люди походят на ледяные статуи. Умирали многие, но на смену приводили новых, так что в зоне «Тошемка» всегда тесно. Первый этап рабочих, приведенный конвоирами на участок горных работ, состоял из немцев Поволжья. Люди были больными и слабыми. Они старались добросовестно работать, но от бессилия еле поднимали тяжелый горный инструмент (ломы, кирки, лопаты).
Я чувствовала себя преступником, заставляя больных людей выполнять тяжелую работу. Показывая, как нужно рубить породу, я их потихонечку расспрашивала: кто они? Оказалось – врачи, артисты, педагоги, юристы. Я узнала, что в зоне действует правило: если человек выполняет дневное задание, ему полагается на ужин дополнительная пайка еды. Составляя рапорт для зоны о выполненной работе «моими» рабочими, я указывала завышенные проценты, чтобы люди получали дополнительную пайку. Однако так продолжалось недолго: прораб зоны обвинил их в симуляции: «На лесоповале не хотят работать, а на горных работах перевыполняют план». «Моих» рабочих наказали, опять направили на лесоповал, а мне привели новых, но таких же больных и слабых. Когда об этом инциденте кем-то было доложено в Спецотдел Геолуправления, мне довелось пережить много горьких минут. Услышала угрозу самой оказаться за забором зоны, а за невыполнение плана горных работ получила выговор".

Дальше цитировать не буду - там уже полная жесть...Чекисты в этом концлагере держали какого-то сумасшедшего каннибала, и иногда подсаживали к нему "провинившихся" заключенных....Даже самые жуткие чудовища из голливудских "фильмов ужасов" меркнут по сравнению с советскими чекистами. Вот где были настоящие маньяки...И самый ужас заключался в том, что эти маньяки носили погоны и были облечены в Совдепии огромной властью, распоряжались жизнями и судьбами миллионов людей, оказавшихся в советском ГУЛАГе...

Чекист. Даже самые жуткие маньяки и чудовища из "фильмов ужасов" меркнут по сравнению с советскими чекистами. То, что эти советские подонки и садисты в погонах делали в нашей стране с людьми на протяжении нескольких десятилетий - это что-то немыслимое...
Чекист. Даже самые жуткие маньяки и чудовища из "фильмов ужасов" меркнут по сравнению с советскими чекистами. То, что эти советские подонки и садисты в погонах делали в нашей стране с людьми на протяжении нескольких десятилетий - это что-то немыслимое...

Эту девушку чекисты тоже чуть не посадили...За что? Вот за то, что она пыталась спасти жизни заключенных концлагеря "Тошемка", проявляла к ним сострадание...А сострадание к людям (как, впрочем, и вообще все человеческое) - тем более, к заключенным ГУЛАГа (к врагам народа!) - в дикой и людоедской Совдепии было чем-то совершенно недопустимым. Ведь оно "подрывало основы" всего этого страшного тоталитарного коммунистического режима, установленного в России большевиками и чекистами после 1917 года...

Где они свернули?

Таким образом, ясно, что ростовчане даже до Вижая не доехали - они свернули где-то раньше. Но где именно? В Полуночном? В Северном? И вот здесь еще одна странность...

Был в России такой русский архитектор, Николай Александрович Всеволожский. После захвата власти большевиками он некоторое время продолжал работать архитектором, но в 1934 году, когда большевики приступили к почти поголовному уничтожению русского образованного класса с дореволюционным образованием и воспитанием, чекисты его, конечно, также арестовали и отправили в ГУЛАГ. Сначала - в Карелию, на строительство Беломорско-Балтийского канала, а в 1941 году его отправили в Ивдельлаг, где он находился до 1949 года.

Всеволожский Николай Александрович
Всеволожский Николай Александрович (1884-1961). Русский архитектор.
Всеволожский Николай Александрович (1884-1961). Русский архитектор.

И находясь в Ивдельлаге, Всеволожский полностью спроектировал поселок Полуночное. И создал для домов этого поселка особый стиль - нечто вроде "деревянного русского барокко". Ниже фото нескольких таких зданий, построенных в Полуночном по проектам и эскизам Всеволожского.

-5
-6
-7
-8
-9

Дома очень симпатичные, некоторые из них сохранились до сих пор. Остатки той великой русской культуры и русской красоты, которая существовала в России до 1917 года, и которую большевики так безжалостно уничтожали на протяжении нескольких десятилетий, превратив всю Россию в серую, унылую и убогую коммунистическую Совдепию, где в каждом городе и поселке на центральной площади непременно стоял их истукан, "вождь мирового пролетариата"...

Россия, превращенная коммунистическим режимом в Совдепию, cпустя примерно 50 лет с начала этого жуткого коммунистического эксперимента, устроенного большевиками и чекистами в нашей стране...Дикость, грязь, вонь и куча искалеченных людей - физически и морально. И полная беспросветность впереди...
Россия, превращенная коммунистическим режимом в Совдепию, cпустя примерно 50 лет с начала этого жуткого коммунистического эксперимента, устроенного большевиками и чекистами в нашей стране...Дикость, грязь, вонь и куча искалеченных людей - физически и морально. И полная беспросветность впереди...

Так вот странность состоит в том, что Фоменко ничего этого не помнит. Полуночное в 1959 году был уже довольно крупным поселком, вот с этими симпатичными домиками архитектора Всеволожского. А Фоменко был филологом по образованию, человеком образованным и культурным (пусть даже с советским образованием), и если бы они проезжали Полуночное - он бы это обязательно запомнил.

"М.П.: Много ли лагерей проезжали по пути? Хорошо бы вспомнить, как вы выбрали лесовоз, куда он направлялся. В Вижай заезжал, или проехал мимо всех населенных пунктов и того самого лагеря с транспрантами? Вы сидели в кузове лесовоза? Очень замерзли, или не вспоминался холод? Ехать из Ивделя очень долго...
И.Ф.: Не помню населенных пунктов. Проехали, насколько помню, один лагерь. Конечно, холодно было. Но мы плясали в кузове. Рюкзаки, лыжи ловили, которые ездили по кузову".

Нет, никаких населенных пунктов они не проезжали. Фоменко запомнил только какой-то советский концлагерь, с красным плакатом на воротах, приветствующим советских "передовиков труда". И запомнил встречный грузовик, в кузове которого, под конвоем, везли этих самых "передовиков труда"...

А значит? Правильно. А значит, они даже до Полуночного не доехали. Свернули где-то раньше, сразу за Ивделем.

Путь ростовчан

А теперь давайте посмотрим вот на эту карту.

-11

На ней хорошо видно, что сразу за Ивделем, еще даже до поселка Талая, на северо-запад идет дорога. И идет она к "домику" с названием "Тошемка". Но это, конечно, не "домик" и не "изба" - это обозначен тот самый советский концлагерь "Тошемка".

И, очевидно, ростовчане и поехали по этой дороге. Прямиком в "зону лагерей". А потому ни Полуночное, ни даже Талую они не проезжали.

Ну, а оттуда они уже дошли до поселка 19-го партсъезда, а из него, двигаясь дальше на северо-запад, они уже вышли на юрты Бахтияровых на Вижае.

Вот и все. И теперь нам нужно лишь сопоставить даты. То есть посмотреть, могли ли ростовчане, двигаясь по такому маршруту, оказаться в юрте Петра Бахтиярова в самом конце января, то есть 30-31 января. Но об этом - уже в следующей статье.

Продолжение: