Предыдущая часть:
Таким образом, ростовчане вышли на поселок Бахтияровых на Вижае 31 января 1959 года. Раньше они там оказаться не могли.
И что же они там увидели?
В юрте Петра Якимовича Бахтиярова
Читаем, что по этому поводу рассказал Игорь Фоменко:
"Шли не очень долго и даже не удивились, когда вышли к дому. Дым из трубы, олени, собаки, на маленьких нартах сидит ребенок лет четырех. Потом оказалось, что он собирался запрягать в свои нарты собаку, чтоб ехать к дяде. Наше появление нарушило его планы.
Хозяин был на охоте. Женщины (его жена и мать) приняли нас и первым делом накормили. Мы свалились в той части комнаты, которую нам отвели, и заснули. Вечером пришел хозяин. Накрыли ужин. Вообще-то мы все пили сухое вино, но у нас были 2 пол-литровых бутылки спирта для всяких ЧП. Одну мы достали. Налили всем мужчинам, кроме четырехлетнего сына хозяина, и Зине. Хозяйки за стол не садились. Они подавали еду и убирали со стола. Первую выпили за хозяев. Вторую за хозяина, у которого такая хорошая семья. Глаза у всех немножко замаслились. Петр спросил, как мы его нашли. Я ему рассказал о зарубке. Он сказал: ты, начальник, - шаман".
А про хозяина юрты он сообщил следующее:
"М.П. Сколько лет примерно было вашему Бахтиярову, в юрте которого вы ночевали? Также, сколько там собралось мужчин на встречу с вашей группой, когда вы достали спирт?
И.Ф.: ...Что касается возраста. В 22 года все люди старше 40 кажутся совсем взрослыми, а в 60 - старыми. Я помню его совсем не старым мужиком в силе. Думаю, лет до сорока.
М.П.: Ваш Бахтияров- хозяин, он имел здоровый вид? Или жаловался на болезнь. На туберкулез, например?
И.Ф.: Абсолютно здоровый вид. И ни на что не жаловался. А на расспросы, как вообще тут живется, посетовал, что за патронами далеко ездить нужно. Но зато племянник, по-моему, от армии отвинтился: военкомату тоже шибко далеко его искать".
Петр Бахтияров, видимо, действительно был болен туберкулезом, но на охоту он все же изредка ходил. И его немного подкармливал брат Николай Якимович Бахтияров. Но когда ростовчане прибыли в этот поселок Бахтияровых - никого из мужчин-мансюков там больше не было.
А где же были все остальные мансюки? Обычно когда в поселке Бахтияровых появлялась какая-либо тургруппа, все мансюки тут же сбегались посмотреть на нежданных гостей - тургруппы в то время, в 1950-е годы, проходили через юрты Бахтияровых на Вижае и на Северной Тошемке крайне редко. Да и сами мансюки (особенно женщины) в советских поселках и "лагпунктах" появлялись нечасто.
А тут - НИКОГО. Только Петр Бахтияров со своей семьей. Даже его брат не зашел, не поинтересовался, чем это Петр Якимович угощает гостей и чем его угощают гости. А где же они все были?
НА ПЕРЕВАЛЕ. В это время Бахтияровы уже выехали на перевал, в верховья Ауспии. Готовились к нападению на дятловцев. Оставили только Петра Бахтиярова, присматривать за хозяйством.
При этом, судя по всему, выехали они на перевал незадолго до того, как там появились ростовчане: маленький сын Бахтиярова "запрягал в свои нарты собаку, чтоб ехать к дяде". А дети же всегда подражают взрослым. Все мансюки уехали, и маленький сын Петра Бахтиярова тоже стал запрягать собаку: "А меня почему не взяли? Я тоже хочу ехать!"
Все Бахтияровы - под подозрением
И еще один важный момент:
"Назавтра мы устроили дневку. С трудом уговорили Петра показать, как он из мелкашки бьет белку. Он никак не мог понять, зачем стрелять, патроны тратить, если зверя нет. Посмотрели его хозяйство. Недалеко от дома в лесу стоял чум. Шел дымок. Старшая женщина нам объяснила, что туда нельзя подходить, там другая невестка. Она недавно родила и будет одна с ребенком, не помню точно сколько, но много, по-моему, дней 30. Петр объяснил, где можно перейти хребет. Мы оставили ему недопитую бутылку спирта и пошли".
Дневка! На следующий день, 1 февраля, ростовчане устроили себе в поселке Бахтияровых дневку! И даже ходили с Петром Бахтияровым в лес, белок пострелять. Но и 1 февраля никто из мужчин-мансюков не появился.
Оно и понятно: ведь именно 1 февраля, поздно вечером, мансюки и совершили свое нападение на дятловцев вблизи горы Холатчахль. И в свой поселок на Вижае они вернулись несколько позже, когда ростовчане уже вышли из поселка и двинулись дальше.
То есть мансюки отсутствовали в поселке два дня - 31 января и 1 февраля. И поэтому все Бахтияровы - как проживавшие на Вижае, так и проживавшие на Северной Тошемке - теперь под подозрением. Все, кроме Петра Якимовича Бахтиярова, у которого есть железное алиби.
И поэтому далее нам нужно постараться "вычислить", кто из Бахтияровых принимал участие в нападении на дятловцев, помимо их шамана Александра Прокопьевича Бахтиярова. То есть более отчетливо очертить круг мансюков из рода Бахтияровых, которые могли принимать участие в этом нападении.
Продолжение: