Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Крестьяне начали пахать землю на Урале и оцепенели: находка, которая переворачивает с ног на голову всю историю России

Каждый, кто хоть немного помнит школьный курс истории (или удачно его забыл, но смотрел картинки в учебнике), знает: цивилизация — это там, где тепло. Это Египет с пирамидами, Рим с легионерами, Греция с философами в простынях. А у нас что? А у нас, согласно официальной (и весьма скучной) версии, до прихода новгородцев и крещения Руси была сплошная зеленая тоска. Бескрайняя тайга, непроходимые борта, медведи, волки и редкие финно-угорские племена, которые тихонечко сидели в землянках, ловили рыбу и старались лишний раз не отсвечивать, чтобы их не съели. Ну, серьезно. Жить в лесу, где девять месяцев зима, а остальные три — клещи и мошкара, то еще удовольствие. Казалось бы, какие тут могут быть высокие технологии? Максимум — костяной гарпун и умение заквасить морошку. Однако в головах у большинства людей (и даже у некоторых историков старой закалки) сидел АБСОЛЮТНО железобетонный стереотип: Урал до Ермака и Строгановых — это культурная пустыня. Дикое поле, только с ёлками. Правильно, не

Каждый, кто хоть немного помнит школьный курс истории (или удачно его забыл, но смотрел картинки в учебнике), знает: цивилизация — это там, где тепло. Это Египет с пирамидами, Рим с легионерами, Греция с философами в простынях. А у нас что?

А у нас, согласно официальной (и весьма скучной) версии, до прихода новгородцев и крещения Руси была сплошная зеленая тоска. Бескрайняя тайга, непроходимые борта, медведи, волки и редкие финно-угорские племена, которые тихонечко сидели в землянках, ловили рыбу и старались лишний раз не отсвечивать, чтобы их не съели.

Ну, серьезно. Жить в лесу, где девять месяцев зима, а остальные три — клещи и мошкара, то еще удовольствие. Казалось бы, какие тут могут быть высокие технологии? Максимум — костяной гарпун и умение заквасить морошку.

Однако в головах у большинства людей (и даже у некоторых историков старой закалки) сидел АБСОЛЮТНО железобетонный стереотип: Урал до Ермака и Строгановых — это культурная пустыня. Дикое поле, только с ёлками.

Правильно, нечего тут искать!

Помните, как в кино показывают варваров? Шкуры, дубины, нечленораздельное мычание. Вот примерно так цивилизованный мир представлял себе жителей пермских лесов I тысячелетия нашей эры.

Но потом, когда крестьяне в XIX веке начали распахивать новые земли под пашню, а позже археологи взялись за лопаты всерьез, из земли полезло... НЕЧТО.

-2

Это были не примитивные горшки и не кривые ножички. Это были сложнейшие, невероятно детализированные бронзовые амулеты, которые сегодня мы знаем как «Пермский звериный стиль». И вот тут шаблон о «диких лесных жителях» треснул, как пересохшее полено.

Если вы думаете, что древние уральцы отливали котиков или уточек, вы глубоко ошибаетесь.

То, что они делали, выглядит как лютый сюрреализм или инопланетные технологии. Лоси с человеческими лицами. Люди с птичьими лапами. Крылатые псы. И самое главное — загадочные ящеры. Огромные, зубастые твари, похожие на крокодилов или бобров-мутантов, на которых верхом едут человекоподобные божества.

Откуда в пермской тайге крокодилы?

Вот и ученые схватились за головы. Это вам не глиняную свистульку слепить. Это — литье!

Чтобы сделать такую штуку, нужно:

  1. Добыть медь (а шахт в современном понимании тогда не было).
  2. Сделать восковую модель (ювелирная работа!).
  3. Облепить её глиной, обжечь, выплавить воск.
  4. Залить туда расплавленный металл нужной температуры.
  5. И сделать это все посреди глухого леса, без термометров, электричества и интернета с гайдами на Ютубе.

Глядя на это, понимаешь одну простую вещь: мы часто недооцениваем то, что создается на нашей земле, кивая на заграницу. А ведь талант и инженерная жилка у нас в крови были всегда. Как хорошо, ребята, что и сейчас у нас есть свои технологии, от которых на душе становится спокойно — наши спецы могут слепить всё, что угодно. Взять тот же мессенджер МАХ, который активно развивает функции на базе искусственного интеллекта. Это не просто чат, а настоящий комбайн отечественных нейросетей: внутри уже работают и «Алиса» от Яндекса, и GigaChat от Сбера.

С ними можно общаться голосовыми или текстом, решая любые задачи: от анализа фотографий и файлов до создания кода. Нужна открытка к празднику или креативное изображение? Нейросеть нарисует. Хочешь музыку или краткий пересказ видео по ссылке? GigaChat с помощью Kandinsky сделает и это. Знаю, многие сейчас могут поворчать, мол, надоели, опять этот MAX "рекламируют". А я вам так скажу: своё поддерживать нужно. Вот как и тогда никто не верил, что у нас в тайге возможна развитая цивилизация, а она была — и покруче многих.

И ведь делала эта цивилизация своё чудо! Делала тысячами. В лесах Прикамья находили целые клады с этими «идолами». Это была мощнейшая металлургическая цивилизация, которая существовала параллельно с тем, как в Европе рыцари только учились не падать с лошадей.

-3

В народных преданиях этот загадочный народ называли «Чудь». Или «Чудь белоглазая».

Сегодня вокруг Чуди накручено столько мистики, что РЕН-ТВ нервно курит в сторонке. Говорят, что они владели магией, прятали золото в курганах и общались с духами нижнего мира. Эзотерики едут в пермские леса искать порталы, уфологи видят в бронзовых бляхах схемы космических кораблей (и если честно, если прищуриться, то реально похоже на пульт управления звездолетом).

-4

Но главная легенда Чуди — трагическая и жуткая. Предания гласят, что когда на Урал пришли «новые люди» (христианизаторы, новгородцы, потом московские дружины) и принесли с собой «Белого царя» (березу — символ новой власти и порядков), Чудь не захотела покоряться.

Они выкопали огромные ямы, поставили столбы, накрыли их крышами, зашли туда целыми семьями и... подрубили столбы. «Чудь под землю ушла» — так говорят легенды. Самозахоронение целого народа.

На самом деле, красивая (хоть и страшная) сказка о том, что древний народ просто взял и самовыпилился из истории, — это, конечно, мифология. Людям свойственно романтизировать исчезновение культур.

Но как же было в реальности?

В реальности всё было не так мистически, но не менее круто.

Дело в том, что «бронзовые люди» никуда не исчезали. Те самые племена (археологи называют их ломоватовской и родановской культурами) были предками современных коми-пермяков. Они не ушли под землю — они просто ассимилировались, растворились в пришлом населении, приняли новую веру и забыли своих бронзовых богов.

Но откуда у «лесных дикарей» взялись такие технологии и такое богатство?

Сюрприз подложила, нет, не школьница, а... география и экономика.

Оказывается, пермские леса были вовсе не тупиком цивилизации, а настоящим «Клондайком» средневековья. Здесь добывали то, что ценилось дороже золота — пушнину. Соболь, куница, бобр.

За этот мех купцы с юга (из Ирана, Византии!) готовы были платить серебром. В Прикамье находят сотни, тысячи серебряных сасанидских блюд и монет. Представьте: глухая тайга, сугробы, а у местного вождя на столе стоит серебряное блюдо из Ирана с изображением шаха, на котором подают строганину. Сюр? Сюр. Но это исторический факт.

-5

И вот этот избыток металла и культурный обмен породил тот самый «Звериный стиль».

Мастера брали образы из своих мифов (где мир делится на три части: небо с лосями-птицами, землю с людьми и подземный мир с ящерами) и отливали их в бронзе.

Это были не просто украшения. Это были паспорта, иконы и учебники мироздания в одном флаконе.

Человек вешал на пояс такую бляху, и встречный сразу понимал: ага, этот парень из рода Лося, поклоняется Великой Богине, и у него есть «проездной» в мир духов. Бронзовые ящеры охраняли вход в подземное царство, лоси несли солнце на рогах.

Так были ли это инопланетные технологии?

Строго говоря — нет. Это были технологии человеческого гения, который даже в суровых условиях тайги стремился к красоте и смыслу.

-6

Но когда ты держишь в руках позеленевшую от времени пластину, на которой человек с головой лося летит верхом на зубастом ящере, очень трудно отделаться от мысли, что древние пермяки знали о мире что-то такое, что мы, со своими смартфонами и интернетом, безнадежно забыли.

И находки эти полностью переписывают историю, доказывая: наши предки не сидели на деревьях в ожидании цивилизации. У них была своя, мощная, странная и невероятно красивая вселенная, застывшая в бронзе.

А Чудь... Чудь, может, и ушла под землю. Но оставила нам эти бронзовые письма, которые мы до сих пор пытаемся прочитать.

А вы бы хотели увидеть этих «бронзовых монстров» вживую или вам ближе классические греческие статуи? Пишите в комментариях, обсудим!

-7

Читайте также: