Найти в Дзене

Первое подземное. Станции Кольцевой линии Московского метрополитена.

Аккурат к началу нового, мирного десятилетия, метростроевцы подарили москвичам первый участок Кольцевой линии от «Парка культуры» до «Курской». Нарядные, красивые, просторные, они были так не похожи на то, что строилось до и во время войны. Кольцевую линию планировали построить еще во время проектирования столичного метрополитена в 1920-х, но окончательное решение приняли только после войны, в 1947-м. Первоначально она называлась «Большое кольцо», так как тогда же планировали спроектировать еще и «Малое кольцо». Линию строили в несколько этапов и замкнули 14 марта 1954 года станциями «Краснопресненская» и «Киевская». Сегодня мы поговорим лишь о некоторых станциях московского подземного кольца. И начнем с его самой светлой станции — «Таганской». Дата открытия: 1 января 1950 года Архитекторы: Константин Рыжков и Александр Медведев Архитекторы соединили в проекте станции совершенно противоположные мотивы. Потолок центрального зала отсылает к средневековому готическому зодчеству, а главн
Оглавление

Аккурат к началу нового, мирного десятилетия, метростроевцы подарили москвичам первый участок Кольцевой линии от «Парка культуры» до «Курской». Нарядные, красивые, просторные, они были так не похожи на то, что строилось до и во время войны.

Кольцевую линию планировали построить еще во время проектирования столичного метрополитена в 1920-х, но окончательное решение приняли только после войны, в 1947-м. Первоначально она называлась «Большое кольцо», так как тогда же планировали спроектировать еще и «Малое кольцо». Линию строили в несколько этапов и замкнули 14 марта 1954 года станциями «Краснопресненская» и «Киевская».

Сегодня мы поговорим лишь о некоторых станциях московского подземного кольца. И начнем с его самой светлой станции — «Таганской».

Станция «Таганская»

Дата открытия: 1 января 1950 года

Архитекторы: Константин Рыжков и Александр Медведев

Архитекторы соединили в проекте станции совершенно противоположные мотивы. Потолок центрального зала отсылает к средневековому готическому зодчеству, а главные украшения станции — стрелковидные керамические панно— к русским народным кокошникам. Каждое панно выложено из майолики с использованием позолоты и голубой глазури. Посередине, в венках из дубовых листьев, помещены барельефы с портретами героев Великой Отечественной войны: «Слава героям-морякам» (партизанам, железнодорожникам, танкистам, кавалеристам, пехотинцам, летчикам). Фон оформлен растительными орнаментами и элементами, отсылающими к славному военному прошлому русского народа: от варяжских ладей до ордена Александра Невского.

Во время прокладки тоннелей и шахт было найдено много керамики разных веков. Поэтому, несмотря на сложности в технологическом процессе, было решено в декоре «Таганской» использовать керамические элементы по-максимуму. В итоге глазурные вставки можно увидеть даже на люстрах.

В южном торце центрального зала первоначально размещалась композиция «Сталин и молодежь». Потом ее заменили на панно с портретом Владимира Ленина, позолоченными гербами СССР и союзных республик, а также изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Однако в 1966 в этом месте открыли переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии. А совсем недавно оригинальную композицию вернули на первоначальное место.

Помимо основного перронного зала, есть еще один, промежуточный между двумя очередями эскалаторов. Его кессонный потолок украшен росписью на тему «Салют Победы», выполненной художницей А. К. Ширяевой способом «аль-фреско». Кстати, она же автор майоликовых панно на самой станции.

Станция «Добрынинская»

Дата открытия: 1 января 1950 года

Архитектор: Леонид Павлов, Михаил Ильин, Михаил Зеленин

Интерьер станции оформлен довольно необычно для своего времени. Дело в том, что в создании проекта участвовали очень разные по своей специализации люди, благодаря которым на «Добрынинской» смешалось множество архитектурных стилей.

-2

Леонид Павлов одновременно тяготел к архитектуре конструктивизма и к «упрощенке» (он прославился в брежневскую эпоху). Возможно, именно он был автором лент светильников под потолком, а также просторных и светлых залов. Михаил Ильин был историком русской архитектуры и искусства: по-видимому, именно благодаря ему арки между пилонами оформлены как порталы древнерусских храмов. А о Михаиле Зеленине известно, что он был главным архитектором «Бункера Сталина» в Самаре, созданного в качестве резервной ставки Верховного Главнокомандующего СССР в 1942 году. Значит, он более чем хорошо разбирался в архитектуре подземелий и, скорее всего, отвечал за пространственные решения.

Немного странно в таком футуристическом интерьере смотрятся 16 мраморных барельефов, установленных в нишах пилонов. Их автор — Елена Янсон-Манизер (автор медальонов на «Динамо»). На всех 16 барельефах изображены люди, занятые охотой, рыбалкой, кормлением птиц и скота, сбором фруктов и т. д. За такие простые и, можно сказать, душевные сюжеты на скульптора обрушилась необоснованная критика — мол, представляет Советский союз отсталой сельскохозяйственной страной. Несмотря на это, работу приняли без изменений.

Вторая часть станции — уличный вестибюль — диссонирует с подземной частью, несмотря на то, что его патриотический интерьер выполнен по проекту тех же архитекторов. Как и на большинстве станций Большого кольца (первоначальное название Кольцевой линии), он являет собой символ победы советского народа в Великой Отечественной войне. Просторный зал освещают пять огромных люстр, а по бокам от эскалаторов установлены исполинские бронзовые торшеры — самые большие в московском метро. Само помещение украшено помпезными мозаичными панно работы тандема именитых художников Бориса Иорданского и Георгия Рублева. На крайней правой картине изображены демонстранты на Красной площади, несущие плакат с изображением Юрия Гагарина. Все бы ничего, но станцию построили в 1950-м — в то время будущий космонавт еще в школе учился. Ответ довольно прост — дело в том, что ранее на этом месте был портрет Иосифа Сталина… Такая же история с крайним левым панно — сейчас там на флаге красуется гвардейский орден, а раньше был Вождь… Еще один Сталин находился в торце центрального зала — это барельеф с изображением его профиля, герба страны и знамен. Теперь на этом месте аляповатая мозаика «Утро космической эры».

-3

Стоит также отметить, что первоначально «Добрынинская» называлась «Серпуховской» — по Серпуховской площади. Однако в 1961 году и площадь, и станцию, и весь район переименовали в честь активного участника Октябрьской революции Петра Григорьевича Добрынина, погибшего в 1917 году. В 1967 году перед вестибюлем установили бюст героя работы скульптора Геннадия Распопова, больше запомнившегося москвичам по памятнику Владимиру Высоцкому на пересечении Бульварного кольца и Петровки.

Станция «Проспект мира»

Дата открытия: 30 января 1952 года

Архитекторы: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус

Нарядная и одновременно строгая станция — воплощение золотой середины в архитектуре метро. Ее архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус к тому моменту уже спроектировали Большой Каменный мост и высотку на Смоленской площади (здание МИДа). Массивные пилоны станции облицованы прохоро-баландинским мрамором, а их белые с позолотой капители выполнены из майолики. Особое внимание стоит обратить на растительный орнамент. По мнению архитектора Николая Былинкина, «они представляют собой то условное геометрическое изображение древесных листьев, которое мы находим в замечательном памятнике грузинской архитектуры Болнисский Сион (храм близ поселка Болниси, в 70 км от Тбилиси, 478–493 гг.)». Помимо орнамента, каждая капитель украшена барельефом работы известного скульптора Георгия Мотовилова (автора барельефов на станциях «Электрозаводская», «Смоленская», кольцевых «Октябрьская», «Парк Культуры»). Главные мотивы — гармония человека и природы: дети собирают яблоки, женщины жнут колосья, ученые выводят новые виды растений… Таким оформлением станция обязана своему первоначальному называнию «Ботанический сад», которое она получила по находящемуся недалеко от нее Главному Ботаническому саду Академии наук СССР (ныне известен как Аптекарский огород), заложенному еще в 1706 году по указу Петра I при Московском генеральном госпитале для выращивания лекарственных трав.

-4

Единственное, что выбивалось из общей «растительной» картины — панно с изображением с барельефом Владимира Ленина и знамен в торце станции. Оплошность «исправили», когда на этом месте в 1958 году соорудили переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии. А в 1966 году обе станции получили современное название.

Уличный вестибюль станции встроен в многоэтажное жилое здание по Проспекту Мира (до 1957 года этот его участок назывался 1-я Мещанская улица). Изнутри свод поддерживают зеленые колонны с опять-таки растительным орнаментом, созданные Давидом Аркиным, а одна из стен украшена смальтовым панно «Матери мира».

Станция «Комсомольская»

Дата открытия: 30 января 1952 года

Архитектор: Алексей Щусев

Самая помпезная станция московской подземки и апофеоз сталинского ампира. Как тогда, так и сейчас, она считается одним из крупнейших транспортно-пересадочных узлов города, через который ежедневно проходит более сотни тысяч человек.

Создание проекта станции поручили патриарху советской архитектуры Алексею Щусеву, автору мавзолея, здания центрального телеграфа и Казанского вокзала, под которым, собственно, и находится станция. Проект «Комсомольской» стал его последней работой — он скончался в 1949 году, а станцию открыли только через 3 года — за него проект доводили его ученики и коллеги.

-5

Художественной составляющей станции занимался талантливый художник Павел Корин, с которым Щусев до этого работал над оформлением Марфо-Мариинской обители в Москве. Потолок «Комсомольской» украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней, общей площадью около 230 квадратных метров, посвященных теме борьбы русского народа за независимость и дословно иллюстрирующих речь Иосифа Сталина о победе в Великой Отечественной войне. Пять из них изображают великих полководцев прошлого: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, и еще одна — советских солдат и офицеров у стен рейхстага. История же двух других панно, на которых появлялся Иосиф Сталин, трагична — «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени» были переделаны после разоблачения культа личности в 1963 году, что нарушило целостность композиции. Новые панно изображают выступление Владимира Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Благодаря сочетанию мозаик, потолочной лепнины и массивных рожковых люстр, висящих под потолком, возникает ощущение, что находишься в парадном зале какого-нибудь императорского дворца. Всего длина посадочного зала станции составляет 190 метров, а ширина — 12 метров. Особое внимание стоит обратить на наземный вестибюль станции, сооруженный по проекту Алексея Щусева на месте старого, предназначенного для выхода только со станции «Комсомольская-радиальная».

В марте 1953 года по инициативе одного из пассажиров на станции был открыт «Склад хранения забытых вещей» (сейчас он находится на ст. метро «Университет»). Возвращаясь после футбольного матча, болельщик потерял ботинок, а на следующий день написал письмо на имя руководителя Московского метрополитена, жалуясь на отсутствие бюро находок.

Станция «Новослободская»

Дата открытия: 30 января 1952 года

Архитектор: Алексей Душкин и Александр Стрелков

«Каменный цветок», «Подземная сказка»… Именно так москвичи окрестили «Новослободскую» сразу после ее открытия в 1952 году. Проект станции-сказки создал уже заслуженный к тому времени архитектор Алексей Душкин («Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская») и его молодой помощник Александр Стрелков. Конструкция «Новослободской» не отличается от большинства других станций глубокого заложения. Подлинное украшение станции — это 32 стеклянных витража, обрамленных золоченой латунью чеканной работы.

-6

Искушенный в «подземной» архитектуре Душкин давно мечтал сделать станцию с использованием большого количества стекла. Применив инновационные технологии, архитектор решил облегчить массивные пилоны, украсив их наборными витражами с яркой подсветкой. Получив добро, Душкин пригласил для создания витражей известного художника Павла Корина («Комсомольская»), с которым они дружили семьями. В отличие от привычных всем кричащих пролетарских или пышных великодержавных, рисунки на «Новослободской» посвящены интеллигенции. На 12 из 36 витражей изображены: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном — по два каждого. На оставшихся 24-х изобразили пятиконечные звезды и замысловатые орнаменты, которые Корин нашел на старинных одеждах православных священнослужителей в государственном хранилище.

В торце главного зала находится мозаичное панно «Мир во всем мире» — на нем изображена босая женщина с младенцем на руках. Однако то, что мы видим сейчас, сильно отличается от первоначальной задумки автора. На эскизах Корина у женщины было трое детей, а над ее головой находился портрет Сталина. Вождя после развенчания культа личности заменили белыми голубями, а детей убрали еще до сбора мозаики ради экономии времени. Кстати, лицо женщины Корин, собиратель старинных икон, срисовал с жены Душкина Татьяны. Инженер станции Татьяна Федорова вспоминала: «Я была свидетелем, как однажды перед открытием фабричные работницы, придя на субботник мыть станцию, в благоговении застыли перед мозаикой, вот-вот готовые пасть на колени». И действительно, вместо популистского рисунка на тему мира во главе станции находилась мадонна, созданная в лучших традициях Ренессанса. Да и сами витражи, с их нарочито религиозными орнаментами, заставляли людей благоговеть…

Массивный уличный вестибюль построен в стиле классицизм и опять-таки отсылает храмам — на этот раз античным.

Станция «Октябрьская»

Дата открытия: 1 января 1950 года

Архитекторы: Леонид Поляков

Апофеозом «храмового» строительства в московском метрополитене стал перронный зал и вестибюль станции «Октябрьская». Как и на большинстве станций послевоенной постройки, основной упор в оформлении здесь сделан на прославление образа советских солдат, победивших в Великой Отечественной.

-7

Уличный вестибюль выполнен в виде гигантской однопролетной арки. По бокам от дверей стоят колонны-факелы, а над ними расположены гигантские барельефы мужчины и женщины, одетых в военную форму и с фанфарами в руках. В кассовом и эскалаторном залах на стенах также находятся барельефы, изображающие воинов с оружием, знамена и девушек в партизанской форме и с лавровыми венками. Автор этих работ — талантливый скульптор Георгий Мотовилов. А теперь спустимся под землю…

«Октябрьская» — крупный пересадочный узел, где всегда полно людей, однако чтобы прочувствовать всю атмосферу станции, сюда надо приехать либо ранним утром, либо поздним вечером, когда здесь практически пусто. Спускаясь вниз по эскалатору, пассажир попадает в длинный зал, напоминающий базилику периода раннего христианства. Здесь на каждом из пилонов установлено по два «факела» между которыми находятся помпезно оформленные вентиляционные решетки. Над каждым из пилонов в лавровом венке находится медальон с профилем военного того или иного рода войск. В конце довольно тусклого зала находится апсида, настоящий алтарь, верх которого выкрашен в голубой, под цвет неба. Находится он за решеткой, по своему оформлению очень похожей на ограду Александровского сада… Сам же архитектор Леонид Поляков (станции «Театральная», «Курская» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии) говорил, что изобрел средство борьбы с «ощущением подземности» — светлая бело-голубая стена должна на 40-метровой глубине создавать иллюзию солнечного дня.

В 1956 году в Ленинградском метрополитене была построена станция «Пушкинская», являющаяся почти точной копией «Октябрьской». Только в апсиду поставили памятник Александру Сергеевичу.

Текст: Фёдор Дядичев — москвовед, писатель, фотограф.

Фото: Фёдор Дядичев, из открытых источников.

Публикация является частью проекта «Проектируя Москву К 90-летию генерального плана реконструкции Москвы и 90-летию московского метрополитена». Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов.