Возвращаясь к теме метро, мы сегодня поговорим о второй, Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Многие восхищаются красотой «Маяковской» и «Новокузнецкой», но, кроме них, внимания заслуживают и другие станции одной из самых красивых веток метро. Начнем наше движение со станции «Сокол», которая с 1938 по 1964-й была конечной.
Станция «Сокол»
Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитекторы: Юрий Яковлев, Константин Яковлев
Станция «Сокол» стала первой «окраинной» станцией московской подземки, построенной в дачной местности, на территории бывшего села Всехсвятское. Именно здесь находился деревянный царский путевой дворец, где перед въездом в первопрестольную отдыхали августейшие особы. В начале XVIII века Всехсвятское перешло в собственность грузинских князей и стало центром культурной жизни грузинской колонии в Москве. Тогда же, в 1733 году, на месте старой строится новая церковь Всех Святых, сохранившаяся по сей день. С приходом большевиков храм закрыли, а в 1928 году древнее село переименовали в поселок Усиевича. За пять лет до этого, в 1923-м, район стал полигоном масштабного социалистического эксперимента — недалеко от Всехсвятского жилищно-строительному кооперативу «Сокол» была выделена земля для строительства элитного поселения. Собственно, и конечную на тот момент станцию московской подземки назвали в честь поселка. Строительство получили братьям-архитекторам Яковлевым, которые создали оригинальный проект, где массивные колонны стоят не по бокам платформы, а в ее центре, как бы поддерживая потолок.
Первоначально у «Сокола» был только один вестибюль, западный, внешне похожий на летнюю парковую беседку с колоннадой и фонтаном посередине. Но уже в 1949 году из-за увеличившегося количества пассажиров открыли второй вестибюль на противоположной стороне Ленинградки. Однако и это не помогло: в 1952-53 годах от подходных коридоров непосредственно к платформе были построены четыре дополнительных лестницы (они прослужили вплоть до своего обрушения в 1994 году). А в 1960-м в южном торце станции появился уже третий выход, в переход под транспортной магистралью.
Интересный факт: одно время на платформах станции работали специальные толкачи, которые запихивали людей в вагон.
Станция «Динамо»
Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитекторы: Яков Лихтенберг, Юрий Ревковский
Станция получила свое название по одноименному стадиону, подземным вестибюлем к которому она, по сути, и является.
В середине 1930-х годов это был самый большой стадион в столице: футбол, наравне с другими подвижными видами спорта, был возведен на небывалые высоты. Соответственно, и всяческого рода соревнования привлекали немыслимое количество зрителей. В своем фельетоне «Любители футбола» Илья Ильф и Евгений Петров пишут: «Со всех сторон на Страстную площадь стекаются любители футбольной игры, юные и пожилые ревнители физкультуры. Отсюда на стадион «Динамо» ведет прямая дорога. Отсюда многотысячные толпы идут напролом. Именно здесь, на этой прямой, образованной из Тверской улицы, Ленинградского шоссе и «показательного километра», произошел первый и пока единственный в мире случай, когда пешеходы задавили автомобиль»… Потребность в строительстве метро была просто огромна. Новая станция заодно должна была стать отправной точкой для зрителей, идущих и на ипподром, что находится поблизости, и к комплексу стадиона «Юных пионеров».
Симметрично главному входу в здание стадиона разместились два зеркальных вестибюля работы Дмитрия Чечулина. По своему архитектурному решению они больше похожи на древнегреческие храмы с рядами коринфских колонн и горельефами. Еще планировалось соединить вестибюли изящной колоннадой, но в итоге от этой идеи отказались. Как ни странно, обе постройки органично вписались в пространство площади, а вот подземная часть станции «провисла».
Проект центрального зала выполнили архитекторы Яков Лихтенберг и Юрий Ревковский, попытавшиеся максимально «сломать» подземное пространство — на момент постройки «Динамо» была самой глубокой станцией московской подземки. Центральный зал не имеет единого свода, как такового: он разделен ложными балками, которые немного «облегчают» потолок. У основания каждого из пилонов задуманы скамейки со спинками, выложенными в технике флорентийской мозаики из крымского мраморного известняка. В том месте, где свод упирается в скамейки, установлены пластины из оникса, подсвеченные изнутри. Чуть выше, на каждом из пилонов, расположены медальоны с изображениями спортсменов (всего их 56), выполненные Еленой Янсон-Манизер, женой известного скульптора Матвея Манизера. Для этой работы ей позировали студенты Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и члены спортивного общества «Динамо». Сами пилоны облицованы серовато-красным тагильским мрамором, который в итоге стер эффект легкости: сочетание темного пола и стен делают станцию предельно неуютной и темной. А, поднявшись вверх по эскалатору в помпезный и светлый павильон, можно окончательно растеряться.
Станция «Маяковская»
Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитектор: Алексей Душкин
«Маяковская» по праву считается одной из самых красивых станций московской подземки. Ее первый проект выполнил главный архитектор Метропроекта Сергей Кравец, предложив сделать станцию необычайно высокой и просторной. Для этого даже пришлось изобретать новые способы прокладки тоннелей и вводить новые технологии. Однако Кравец переоценил твердость грунта: сразу после сооружения главного зала потолок стал покрываться трещинами. На помощь ему пришел Алексей Душкин («Кропоткинская», «Площадь Революции»), предложив понизить потолок на несколько метров и использовать в конструкции высокопрочные сорта стали, которые бы поддерживали своды. Металлические балки изготовили в поселке Дирижабльстрой (г. Долгопрудный) на том же заводе (и, скорее всего, из тех же материалов), где за несколько лет до этого был создан цельнометаллический дирижабль по проекту Циолковского. На окантованные сталью колонны положили пластины чрезвычайно редкой разновидности полудрагоценного минерала родонита — орлеца, которого сейчас почти не осталось в природе. Особой гордостью «Маяковской» стали 35 мозаик, уложенных в нишах под потолком. Они выполнены по эскизам Александра Дейнеки на тему «Сутки страны советов»: от утра и до утра. Тогда же был построен южный вестибюль, вмонтированный в здание Концертного зала им. П. И. Чайковского.
После завершения строительства «Маяковская» стала первой в мире колонной станцией глубоко заложения, а ее проект вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году проект удостоили Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке, где между двумя огромными зеркалами демонстрировался в натуральную величину один из отсеков станции от пола до мозаик.
Во время войны на «Маяковской» располагался командный пункт городского штаба ПВО и бомбоубежище для простых москвичей. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступал Иосиф Сталин — это мероприятие транслировалось на всю страну по радио.
Станция «Театральная»
Дата открытия: 11 сентября 1938 года
Архитекторы: Иван Фомин (закончил Леонид Поляков)
Сразу после открытия «Театральная» стала настоящим эталоном для метростроевцев. Строгая и одновременно нарядная, она привлекает и завораживает. Один из идеологов сталинского ампира архитектор Иван Фомин («Красные ворота») пошел на компромисс, соединяя классицизм с новомодными конструктивистскими мотивами. И не проиграл.
Отличительная особенность этой станции — потолок с ромбовидными кессонами и позолоченными барельефами из майолики. Первоначально планировалось, что в кессонах будут изображены спортсмены, но в последний момент проект изменили. Приняли решение, что фигуры музыкантов из разных народов СССР будут больше подходить для оформления станции, находившейся вблизи Большого и Малого театров, МХАТов и театра Оперетты. В итоге из 11, на тот момент, республик, на станции представлено лишь семь: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина.
Станция стала последней и неоконченной работой Фомина — строительство «Театральной» завершил уже его преданный ученик Леонид Поляков, который в точности воплотил в жизнь идеи своего гениального учителя. Единственное изменение, которое он привнес — это освещение. На пилонах Поляков установил бра чашевидной формы, такие же, как и на «Курской» Арбатско-Покровской линии, которую он проектировал.
Станция «Новокузнецкая»
Дата открытия: 20 ноября 1943 года
Архитектор: Иван Таранов и Надежда Быкова
Как и многие станции московской подземки, «Новокузнецкую» можно смело назвать музеем русской боевой славы. Авторы станции — супруги Иван Таранов и Надежда Быкова («Сокольники», «ВДНХ») — создавали проект еще до войны под руководством одного из старейшин сталинской архитектуры Ивана Жолтовского. Планировалось, что станция будет довольно простая, посвященная простым советским людям: сейчас об этом напоминает оформление потолка с изображениями колосьев, серпов и молотов. Однако война внесла в проект большие коррективы — было решено координально поменять тематику оформления центрального зала. Известные скульпторы Николай Томский, Николай Штамм, Алексей Зеленский и Саул Рабинович превратили станцию в настоящий шедевр архитектуры, этакую шкатулку. На стенах появились барельефы, изображающие советских солдат и эпизоды боевых действий, а на каждый из пилонов «повесили» щиты: со стороны путей— с профилями великих русских полководцев, а со стороны зала — с посвящениями защитникам городов-героев. В южном торце зала поместили мраморное мозаичное панно работы Бориса Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». В 1970 году центральный зал был удлинен и в его конце был открыт переход на станцию «Третьяковская». Панно же было перенесено на площадку перехода. Кстати, в этой мозаике «спрятаны» портреты авторов станции.
Потолок перронного зала украшает 6 панно, изготовленных художником-мозаичистом Владимиром Фроловым по рисункам Дейнеки (этот же тандем работал над «Маяковской»). Правда, полотна предназначались для станции «Павелецкая», проект которой к тому моменту уже изменили…. В итоге бесхозные мозаики пригодились на «Новокузнецкой». Причем они оказались тут очень неуместны — ни архитектурно, ни тематически.
Наземный вестибюль «Новокузнецкой» выполнен в виде массивной ротонды, по всему периметру украшенной колоннами. Купол украшает мозаика «Парад физкультурников» все того же Владимира Фролова. Вестибюль построен на месте церкви Святой Параскевы Пятницы, построенной в 1740-х известным архитектором князем Дмитрием Ухтомским. Несмотря на художественную ценность храма, его взорвали в соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы.
В 1946-м году проект станции был удостоен Сталинской премии 1-ой степени.
Станция «Автозаводская»
Дата открытия: 1 января 1943 года
Архитектор: Алексей Душкин (при участии Николая Князева)
Эту станцию строили в первые годы войны, как только прекратились регулярные бомбардировки Москвы. Но ее проект выбрали и утвердили еще в 1940 году, отдав предпочтение уже опытному архитектору метро Алексею Душкину («Кропоткинская», «Маяковская»). В 1946 году за работу над этой станцией ему дали Сталинскую премию. Душкин говорил об этом своем детище: «"Автозаводскую" люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь четко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы».
«Автозаводская», как родная сестра, похожа на более раннюю станцию Душкина — «Кропоткинскую», удостоенную, кстати, еще более высоких наград — Гран-при международных выставок в Париже и Брюсселе. На обеих станциях потолок поддерживают два ряда тонких высоких колонн. Однако есть у них и отличия: потолок «Автозаводской» значительно выше. Арки свода проработаны более рельефно, поэтому потолок кажется еще более высоким, а сама станция — еще более изящной. Еще одно новшество было связано с техникой: впервые на станции мелкого залегания установили эскалатор.
Сейчас «Автозаводскую» освещают люминесцентные лампы, расположенные в два ряда между колоннами. Но изначально Душкин специально для нее придумал конические светильники, которые висели по центру в один ряд. Конечно, с люминесцентными лампами стало светлее, и экономически они выгоднее. Но те, у кого была возможность сравнить внешний вид станции с авторскими светильниками и с новыми лампами, говорили, что часть очарования «Автозаводской» исчезла вместе со старыми люстрами...
Станцию украсили восемь смальтовых мозаичных панно, носящих общее название «Советский народ в годы Великой Отечественной войны». Их в блокадном Ленинграде создавали в мастерской знаменитого специалиста по мозаике Владимира Фролова художники Василий Бордиченко, Борис Покровский и Фридрих Лехт. Создавая эскизы, они позировали друг другу. Очень интересное панно украшает южный наземный вестибюль — это мраморная мозаика «Русские богатыри»: на ней Красную площадь сообща защищают Илья Муромец и танки. Панно создали те же Василий Бордиченко и Борис Покровский, а консультировал их академик Евгений Лансере. Художественную ценность на этой станции представляют не только панно, но и чугунные вентиляционные решетки наземного вестибюля. Их орнамент настолько сложен и красив, что они входят в справочники по литью и ковке.
До 1956 года станция называлась «Завод имени Сталина» в честь расположенного поблизости старейшего московского автомобильного завода, носившего в те годы имя вождя. Если приглядеться, на стенах станции рядом с буквами, составляющими слово «Автозаводская», можно увидеть дырочки: они остались от букв, составлявших старое название. В северном торце платформы, где в 1968 году сделали выход к улице Мастеркова, стояло скульптурное изображение Сталина…
В начале 1990-х, в эпоху массового переименования станций метро, под горячую руку чуть не попала и «Автозаводская» — ее хотели назвать «Симоново». Такое название эта местность носила в XIX веке — по знаменитому Симонову монастырю, почти полностью уничтоженному в 1930 году.
На этом мы заканчиваем рассказ про станции метро зеленой, Замоскворецкой ветки. Ждите продолжения!
Текст: Фёдор Дядичев — москвовед, писатель, фотограф.
Фото: Фёдор Дядичев, из открытых источников.
Публикация является частью проекта «Проектируя Москву К 90-летию генерального плана реконструкции Москвы и 90-летию московского метрополитена». Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов.