Найти в Дзене
Культурная кругосветка

Щелкунчик без очередей и кредитов: честный опыт, о котором редко говорят

Каждый декабрь история повторяется. «Щелкунчик» в Большом театре снова становится главным театральным событием страны и одновременно главным источником раздражения. Очереди за билетами, сайты, падающие под наплывом желающих, перекупщики, цены, от которых хочется закрыть браузер и выдохнуть. Кажется, что поход на «Щелкунчик» в Большой — это уже не про балет, а про квест с элементами выживания. Причём из года в год ничего не меняется: ажиотаж только растёт, а ощущение праздника где-то теряется по дороге. И вот, прошлой зимой в январские праздники я поймала себя на мысли: а обязательно ли вообще идти именно в Большой, чтобы почувствовать тот самый «новогодний балет»? Так я оказалась на «Щелкунчике» в совершенно другом формате: без истерии, без перекупов и без ощущения, что ради билета нужно закладывать почку. Рассказываю честно, что из этого вышло — с плюсами, минусами и тем самым странным послевкусием. Мой «Щелкунчик» случился в Светлогорске, в Янтарь-холле. 15 декабря Московский госуда
Оглавление

Каждый декабрь история повторяется.

«Щелкунчик» в Большом театре снова становится главным театральным событием страны и одновременно главным источником раздражения. Очереди за билетами, сайты, падающие под наплывом желающих, перекупщики, цены, от которых хочется закрыть браузер и выдохнуть.

Кажется, что поход на «Щелкунчик» в Большой — это уже не про балет, а про квест с элементами выживания. Причём из года в год ничего не меняется: ажиотаж только растёт, а ощущение праздника где-то теряется по дороге.

И вот, прошлой зимой в январские праздники я поймала себя на мысли: а обязательно ли вообще идти именно в Большой, чтобы почувствовать тот самый «новогодний балет»?

Так я оказалась на «Щелкунчике» в совершенно другом формате: без истерии, без перекупов и без ощущения, что ради билета нужно закладывать почку.

Рассказываю честно, что из этого вышло — с плюсами, минусами и тем самым странным послевкусием.

Как всё прошло

Мой «Щелкунчик» случился в Светлогорске, в Янтарь-холле.

15 декабря Московский государственный академический театр танца «Гжель» показал балет в постановке заслуженного работника культуры РФ Екатерины Мироновой.

Билеты я купила примерно за неделю до спектакля. Места ещё были, хотя зал активно заполнялся. Цена — 2500 рублей. Без лотерей, аукционов и ощущения, что ты участвуешь в марафоне на выживание.

Сразу скажу важное: я не балетный критик. Я не буду рассуждать про па-де-де и технические нюансы. Я смотрела спектакль глазами обычного зрителя — так, как смотрит большинство людей, которые просто хотят красоты, атмосферы и праздника. Если где-то ошибусь — поправляйте, буду только рада диалогу.

Что оставило неприятный осадок

1. Безопасность «для галочки»

Первое, что неприятно удивило — досмотр на входе.

Уже у рамок мы вспомнили, что в кармане остались средства самообороны. Ожидали, что придётся возвращаться к машине, но нет — всё спокойно выложили, прошли рамку, сложили обратно и пошли дальше.

Во время антракта люди выходили курить, возвращались, рамки пищали, охрана почти не реагировала.

Аргумент простой: «Мы же видели, что вы выходили».

После трагедии в «Крокусе» хотелось бы другого уровня внимательности. По крайней мере, в регионе ощущение безопасности осталось скорее формальным.

2. Публика и атмосфера зала

Театр — это не только сцена, но и зрительный зал. И здесь впечатления были неоднозначные.

Дресс-код удивил. Многие выглядели так, будто зашли по пути из ПВЗ: джинсы, свитера, кроссовки. Женщин в вечерних платьях было немного, зато попадались образы, больше подходящие для ночного клуба, чем для балета.

Мы сидели в партере, обзор был отличный. Но сзади спорили, что это «вообще не балет», дети постоянно вертелись, люди опаздывали и протискивались к местам уже во время действия. Всё это слегка сбивало концентрацию.

3. Начало спектакля

Открывался балет народными танцами в исполнении детей. Лично для меня это выглядело как утренник — понимаю, что это вкусовщина, но именно этот момент вызвал внутреннее сопротивление.

А теперь — то, ради чего всё-таки стоило идти

1. Настоящее праздничное ощущение

Декорации были достаточно скромными: проекции, сани, коробки с подарками, снежки.

Но энергия труппы, костюмы, свет и хорошая акустика сделали своё дело. Чайковский звучал чисто, без шума и хрипов, а общее настроение действительно было новогодним.

2. Воздушность артистов

С третьего ряда было видно всё и при этом не было слышно ни топота, ни тяжести движений. Артисты буквально парили над сценой.

3. Костюмы

Особенно впечатлили снежинки — красиво, аккуратно, с ощущением стиля. Крысы тоже вышли достойными. Было понятно, что финансирование не космическое, но именно на костюмах явно не экономили.

4. Главное — сам балет

У меня есть простой критерий: если два часа пролетают незаметно — значит, спектакль удался. Если постоянно смотришь на часы — значит, нет.

Здесь два часа пролетели как полчаса. Я сидела, не отвлекаясь, и ловила себя на том, что просто смотрю и наслаждаюсь.

-2

Итог

Я не пожалела, что пошла на «Щелкунчик» не в Большой.

Да, были моменты, которые расстроили. Да, ощущение «идеального театрального вечера» слегка смазалось. Но сам балет оказался живым, красивым и по-настоящему праздничным.

И, пожалуй, главный вывод для себя я сформулировала так:
балет — это не только про громкое имя театра, но и про людей на сцене.

А вы были на «Щелкунчике» в этом сезоне? В Большом или в региональных театрах? Где впечатления оказались сильнее — от масштаба или от самого исполнения? Делитесь в комментариях, очень интересно сравнить ощущения.