Найти в Дзене
Плёнки и винил

Что общего у Тарковского и Брайана Ино? Подозрительно похожая загадочная зеркальная комната

Вы когда-нибудь замечали, что одна и та же идея совершенно независимо может возникнуть у разных людей в разное время? Мне это стало интересно, когда я увидел, как «зеркальные комнаты» появляются и в кино, и в современном искусстве, и на обложках музыкальных альбомов. Вроде бы случайность, но эффект от этих пространств одинаково завораживает. Начнём с классики Голливуда. В 1947 году Орсон Уэллс снял в нуаре «Леди из Шанхая» знаменитую сцену в зеркальном лабиринте. Герои отражаются во множестве зеркал, зритель теряет ориентацию, а напряжение сцены усиливается (здесь режиссёр доводит до гиперболы приём, использованный им ранее в знаменитом «Гражданине Кейне»). Будем считать этот эпизод предысторией. А вот начало истории. В 1966 году американский художник Лукас Самарас показал инсталляцию Mirrored Room. Полностью зеркальная комната множила посетителей и интерьер, превращая отражения в художественный объект. Самарас фотографировал людей внутри комнаты, экспериментируя с восприятием и визуа

Вы когда-нибудь замечали, что одна и та же идея совершенно независимо может возникнуть у разных людей в разное время? Мне это стало интересно, когда я увидел, как «зеркальные комнаты» появляются и в кино, и в современном искусстве, и на обложках музыкальных альбомов. Вроде бы случайность, но эффект от этих пространств одинаково завораживает.

Начнём с классики Голливуда. В 1947 году Орсон Уэллс снял в нуаре «Леди из Шанхая» знаменитую сцену в зеркальном лабиринте. Герои отражаются во множестве зеркал, зритель теряет ориентацию, а напряжение сцены усиливается (здесь режиссёр доводит до гиперболы приём, использованный им ранее в знаменитом «Гражданине Кейне»).

-2

Будем считать этот эпизод предысторией.

А вот начало истории. В 1966 году американский художник Лукас Самарас показал инсталляцию Mirrored Room. Полностью зеркальная комната множила посетителей и интерьер, превращая отражения в художественный объект. Самарас фотографировал людей внутри комнаты, экспериментируя с восприятием и визуальными искажениями.

-3

В 1972 году Андрей Тарковский снимал сцену в «Солярисе», которая не вошла в окончательный монтаж.

В ней пространство героев словно удваивается через зеркала, создавая ощущение бесконечности. Визуально эта сцена перекликается с Самарасом.

-4

В 1973 году появляется обложка альбома Роберта Фриппа и Брайана Ино No Pussyfooting. На ней повторяющиеся линии и отражения создают ощущение бесконечности очень похоже на зеркальную комнату Самараса.

Кадр создал лондонский фотограф Уилли Кристи: для съёмки в студии была специально построена небольшая комната с отражающими стенами и металлическим полом, куда посадили Фриппа и Ино.

-5

Все эти работы создавались независимо друг от друга, но зрительно создают похожие ощущения: пространство, которое множится, отражается и сбивает с толку.

А вы встречали где-нибудь похожие зеркальные комнаты в искусстве, музыке или кино? Или вам попадался свой постоянно встречающийся в разных произведениях образ? Делитесь в комментариях!

Плёнки и винил | Дзен