Найти в Дзене
Плёнки и винил

«Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой-18

Оглавление

Разбираемся в символике «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17) мы добрались до момента, где Крис заболевает от всех переживаний и впадает в состояние бреда.

1. Внутренний космос

Момент съёмок: Хари и мама Криса являются ему в бреду в каюте космической станции.
Момент съёмок: Хари и мама Криса являются ему в бреду в каюте космической станции.

Следующие несколько минут фильма особенно трудны для анализа. События разворачиваются в сознании Криса, соединяя разные времена и места в силу прихотливых ассоциативных связей. Здесь мы погружаемся во внутренний космос героя, который интересовал режиссёра больше, чем космос внешний, и все образы и идеи фильма начинают собираться воедино. В первоначальной версии Крис впадал в свои тяжёлые сновидения после фразы Хари «это я во всём виновата», вновь актуализировавшей тему вины и совести. После этого (и в черновой, и в окончательной версиях картины, разве что в первой чуть дольше) происходило наложение образов: Хари превращалась в молодую мать Криса.

-2

2. Зеркальная комната

Не попавший в окончательный вариант фильма эпизод в зеркальной комнате является легендарным: много лет о нём ходили слухи. А когда у зрителей наконец появилась возможность увидеть его, он удивлял своей красотой и загадочностью, и сегодня по его поводу написано немало интерпретаций. Попробуем добавить ещё одну.

Сцена начиналась с того, что Хари вдевает нитку в иголку. Этот древний жест означает, что она сшивает, собирает расколотую личность Криса.
Сцена начиналась с того, что Хари вдевает нитку в иголку. Этот древний жест означает, что она сшивает, собирает расколотую личность Криса.
Одно время Тарковский интересовался творчеством писателя Германа Гессе, и в его бумагах остались ясно выраженные намерения экранизировать его романы. В одной из самых известных книг писателя «Степной волк» главный герой Гарри Галлер попадает в магический театр, а по сути, как и Крис, в глубины своего сознания. И первое, что он там видит, — необычное зеркало, показывающее не просто его лицо, но множество лиц и состояний. С этого для Гарри начинаются его изменения: с понимания, что в нём уживается множество личностей, как для любого святого путь к внутреннему развитию начинается с осознания своей тёмной, греховной стороны.

Горящая бумага и мелькнувший кадр из поездки по Токио в галлюцинациях Криса знаменуют прощание с чем-то из прошлого и движение вперёд.

Но из «Соляриса» всё, что было связано с зеркальной комнатой, исчезло: для режиссёра сцена была слишком красивой и величественной, а любая лишняя красивость и возвышенность были ему чужды.

Тарковский на съёмках эпизода.
Тарковский на съёмках эпизода.

Зеркальная комната исчезла из фильма не совсем. В прокатной версии, когда Крис просыпается, рядом с его постелью вместо белого интерьера каюты мелькает кусок зеркального пола и стены это и есть остаток выпавшего эпизода.

-6

3. Мама

Декорации меняются, и мы оказываемся в доме Криса. Он обнимает мать (через несколько минут экранного времени он в той же локации встанет на колени перед отцом), таким образом, примирившись со своими родителями, памятью о прошлом. В момент объятия он смотрит ей через плечо и видит ту самую металлическую медицинскую коробку, которую он с таким отчуждённым видом держал в руках в первые секунды фильма. Теперь в ней молодые ростки как знак ожившей, открытой для любви души Криса. На столе лежат яблоки, снова целые, а не надкушенные, как в начале, намекавшие там на первородный грех. Наше внимание задерживает на себе и старинный охотничий рог, висящий на стене — а это уже из картины Брейгеля «Охотники на снегу», такой важной для очеловечивания Хари. Скоро мы увидим в доме и саму эту картину, хотя её точно там не было в начале. Затем мать начисто отмывает грязь с рук Криса (а помните, как в начале фильма он сам пытался это сделать, но не смог завершить действие?), и он вдруг плачет, как ребёнок, слезами очищения. На этом видения заканчиваются.

В следующей части поговорим о том, как дальше развиваются отношения между учёными и Солярисом. Мы выходим на финишную прямую.

Предыдущие части: