Глава ✓311
Начало
Продолжение
Сегодня, 26 декабря по новому стилю 200 лет назад вышли на Сенатскую площадь 400 с лишним дворян и офицеров и три с половиной тысячи солдатских душ. Россия в тот день устояла, не свалившись в анархию и дворянский бунт. Помолимся за тех, кто был свидетелем Истории.
Предстоящее приключение взволновало душу маленького ребёнка необычайно.
Это же так необычно - в первый раз присутствовать на самом настоящем святочном гадании! Как здорово, что за ручку, от волнения вспотевшую, её уверенно держит маменька. Поглаживает успокаивающе похолодевшие пальчики, укутывает худенькие плечи в теплую цветастую шаль и такой спокойной уверенностью, веет от неё, но в тёмных углах, где шевелятся чёрные тени и размытыми жёлтыми пятнами плавают огоньки свечей, всё ещё таится страх.
Тихим шёпотом, а только так и можно говорить в самый жуткий час ночи, когда стрелки стремятся к полуночи, Маша велела дочке снять нательный крест и распустить волосы.
В длинных ночных рубашках, простоволосые, шлёпая босыми ногами по прохладным полам парадных зал и гулких коридоров они двигались вниз, в девичью, где в этот час собрались самые неугомонные девицы из господской челяди.
Распустив расплетённые густые каштановые, русые и огненно-рыжие косы по плечам, в холщовых рубахах с развязанными узлами на рукавах и горловинах, девушки кружком сидели на полу.
В центре импровизированный арены петух ярко-зелёным хвостом недоверчиво разглядывал миску с зерном, зеркальце, ножницы, кусок уголька, серебряную поварскую ложку, кусочек золотого галуна, сапожную щетку и кусок хлеба. Он так забавно склонял голову с острым красным гребешком, что Аннушка засмеялась.
- Тсссс, милая, не мешай. Видишь, судьба девушки решается: куда пойдёт петушок, там и счастье девицы спрятано. Щепочка - быть за плотогоном, черпак клюнет - выдадут замуж за повара или его помощника
- Смотри, матушка, петушок хлебушек клюёт.
- Ну, значит, за пекаря Глафиру отдадим. Твоя очередь была гадать?
- Нет, барыня, Ксенькина была пора.
- Ксении? Хороший выбор Петя-петушок сделал. Что, Ксения, обвенчаем тебя с Гаврилой-пирожником, али не хочешь? - и открыто, без смеха или издёвки смотре смотрела Машенька на девушку. - Как скажешь, так и поступим, давно пора Гавриле под венец. Он жених не зазорный, вдовец, деток всего двое да и те уже не мелкие, на посылках бегают.
- Как велите барыня, - Ксения тщательно прятала глаза от хозяйки, но было видно, что она довольна.
- А теперича я! - Глаша, подхватив недовольно кукарекнувшего петуха под тёплое пузо, выбежала из комнаты, а девушки убрали из разложенных на полу предметов кусочек хлеба, но положили медное колечко.
- А вот это уже интересно! Кто же это у нас такой? - лукавый взгляд Марьи Яковлевны встретил неожиданно зардевшуюся Глафиру. Но петух, не теряя времени, бодро рванул к миске с зерном и начал клевать, зато на Глаше лица не было, из зелёных глаз горохом сыпались слёзы, а рыжие кудри намокнув, прилипли к щекам.
- Не рыдай так, глядишь и не сбудется гадание. Петя уж небось проголодался, вот к зерну и кинулся. А я вот догадаться не могу, на кого ты гадала, Глашенька.
- На Петьку Кольцова, он у барина в камердинерах ходит.
- А как ещё можно гадать, Глаша? - любопытные сонные глазёнки шестилетнего ребенка намекали, что гадание с петухом это конечно, интересно, но не очень увлекательно.
- Ой, барышня, как только не гадают: в деревне за забор башмачок кидают - в каку сторону носком упадёт, туда и замуж идти. Снег полоть можно. Снег собирают в полу зипуна, приговаривают: "Полю, полю снежок, на собачий следок!" Снег перекидывают из полы зипуна через левое плечо со словами: "Наша клята, ваша свята, миленький, ау!" - на том дворе, куда замуж выдадут, обязательно собачка залает.
- А можно бумажку смять пальцами и поджечь, что на стене тени нарисуют, то и в году сбудется.
- А ещё под окнами слушали, кого первого по имени окликнут, так и мужа величать будут.
Неожиданно дверь скрипнула и в девичью вошла Петровна. Она уж было хотела разогнать девичий балаган, да увидала хозяйку, рукой махнула.
- Научили меня, когда спать ложиться, бросить пояс на трубу или на брус и сказать:
"Пояс, пояс, покажи мне колос с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться."
Всё сделала, как велено, и приснился мне сон: иду я по лугу и вижу пруд, на нем гуси, утки плавают и парень загоняет их белобрысый, а жених у меня в родной-то деревне был чернявый. А замуж вышла в другую деревню. Смотрю - пруд под окном и мужик мой, белобрысенький. Серафимом его звали. Как ангела. Да только тот ангел в дому совсем другим показался. Эх, девки, неспроста народом придумано: "бабы каются, девки собираются" да " Замуж - не напасть, кабы замужем не пропасть!". Пойдёмте, барыня, Анна Николаевна, вам уж почивать давно пора, а из гаданий-то страшнее и вернее нету коридора зеркального.
Сидишь этак перед зеркалом и зеркальцем меньшим отражение строишь так, чтоб коридор зеркальный получился. Вот по тому коридору к тебе суженый пойдёт, да нельзя ему позволить вплотную приблизиться - утащит душу нечистый в зеркала, поминай, как звали.
Продолжение следует ...
Ваши комментарии расширяют наш круг, а донаты на карту Сбера 2202 2069 0751 7861 помогают автору писать каждый день.