Кто-то когда-то писал, что Москва город настолько уникальный и необыкновенный, что способна впитать в себя всё, растворить и преобразовать, делая частью себя. Принимая множество образцов западной архитектуры, которые первоначально могли казаться чуждыми ей, Москва превращает их в нечто свое, гармоничное, стоит пройти нескольким десятилетиям. А что уж говорить о веках истории.
Москва чрезвычайно эклектичный город, чем и прекрасна.
Вчера я показал яркий и праздничный особняк Эммы Максимовны Федотовой на Новом Арбате, который, когда строился, относился к улице под названием Большая Молчановка. В середине двадцатого века плотную застройку этого района существенно проредили, когда строили проспект Калинина. Район помолодел, появились современные высотные дома, но и часть исторических зданий все-таки сохранилась, получив теперь новые адреса.
Два из них, к примеру, стоят и по сей день по бокам от неоготического особняка Федотовых. Слева расположился доходный дом купца и кондитера Ивана Акинфиевича Леонова, возведенный в 1896 году.
Однако о его истории, к большому моему сожалению, практически ничего найти не удалось. А вот о соседе справа, украшенном символом медицины – сосудом Гигеи – известно гораздо больше.
Он моложе обоих своих архитектурных собратьев, выстроенный в 1914 году…
…По проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова
Рассматривая некоторые работы талантливого зодчего, его так и тянет назвать «королем фризов». Стоит лишь вспомнить знаменитейший «дом с писателями» в переулках Арбата и другие произведения, ссылки на которые я традиционно приведу в конце этой статьи.
И даже если дома его постройки не имели декоративного пояса-фриза, то лепным декором фасады своих работ мастер украшал непременно. Так вышло и здесь.
(7 фото)
Лепное изображение змеи, обвившей тонкую ножку чаши, не оставляет никаких сомнений, что дом этот имел прямое отношение к медицине. И правда, его заказчиком был известный в ту пору московский хирург и уролог, приват-доцент Московского университета Петр Дмитриевич Соловов.
На первом этаже доктор планировал разместить приемный покой, на третьем – палаты стационара, на самом верху – операционную с прозрачным световым потолком, а на втором готовился поселиться сам вместе со своей семьей.
Для клиники закупили самое современное, передовое медицинское оборудование. Петр Дмитриевич готовился к торжественному открытию своего детища, но началась Первая мировая война, и частная клиника превратилась в госпиталь для тяжелораненых бойцов, доставляемых с фронта.
Вместо квартиры на втором этаже доктор поселился в доходном доме Трындина на углу Арбата и Староконюшенного переулка. Вполне вероятно, давно будучи знакомым с домовладельцами – представителями купеческой династии, производителями оптики и медицинских инструментов.
Госпиталь в доме на тогдашней Большой Молчановке оставался до 1918 года.
А в 1923 году в здании открылся…
…Родильный дом № 7 имени Грауэрмана
Дом национализировали, надстроили двумя новыми этажами.
Однако сам Соловов продолжил работать и при новой власти, а в 1926 году сделался заведующим хирургическим отделением Боткинской больницы и преподавал в Центральном институте усовершенствования врачей.
Роддому присвоили имя знаменитого врача, акушера-гинеколога Григория Львовича Грауэрмана, выпускника Санкт-Петербургского университета и медицинского факультета Московского университета, трудившегося в Старо-Екатерининской больнице и преподававшего в фельдшерской школе, что была при ней образована.
Хотя пациентками здесь могли быть и простые роженицы, известен роддом имени Грауэрмана стал как весьма привилегированный, где трудились лучшие доктора.
(3 фото)
Из стен этого родильного дома вышло множество знаменитостей: писатель-фантаст Кир Булычев, артисты Андрей Александрович Миронов, Александр Анатольевича Ширвиндт, Вера Витальевна Глаголева, Александр Викторович Збруев, Михаил Михайлович Державин, писатель и драматург Григорий Израилевич Горин, режиссер Марк Анатольевич Захаров, поэт Булат Шалвович Окуджава. Список этот можно было бы продолжать очень долго.
Кстати сказать…
…Прославился дом и в кино
Именно сюда младший сержант Варя Синичкина и старший сержант Володя Шарапов привезли малыша-подкидыша в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Неоготический дом по соседству, что был вчерашним моим архитектурным героем, превратили в административное здание, присовокупив к роддому и соединив с ним крытой галереей-переходом на уровне второго этажа.
Роддом здесь существовал до 1991 года.
Затем дом превратили в офисный. Однако и по сей день на его первом этаже работает аптека, а в цоколе – медицинская лаборатория Гемотест.
А вот обещанные ссылки на несколько других ярких творений архитектора Николая Жерихова:
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!