Один из самых интересных (лично для меня) сюжетных поворотов «Войны и мира» – это история Сони и Николая Ростова. Довольно часто бывает, что идеальные голубые героини довольно неприятны. Почему так бывает? Один из вариантов объяснения есть у Толстого.
И не только потому что на фоне «идеальной» Сони почти любой человек почувствует себя низким и недостойным, а это неприятно. Важно еще другое.
Соня это верная ждунья. Девушка, которая хранит верность, уже никому не нужную. Соня портит свою жизнь, вроде как по собственному решению, но получается упрек другим.
Кто не читал «Войну и мир» или не помнит, кратко обрисую. Соня – сирота и бедная родственница, которую воспитали в семье Ростовых. Она двоюродная сестра детей Ростовых. И с детства любит Николая, а он как бы любит ее. Но у нее детская влюбленность сохраняется на всю жизнь, а у него нет.
Соня благодарна за свое воспитание, зовет графиню мамой. Но что толку в словах, когда она нищая (нет приданого). А дела Ростовых сильно портятся в течение книги, потому что они много тратят, а старый граф много проигрывает. Они все еще считаются богатыми, потому что есть внешние атрибуты роскоши. Но уже остро нуждаются в том, чтобы дети сделали «хорошую партию».
Хорошая партия – то есть создать семью с богатым. Но важно то, что Ростовы знатная семья. Даже обеднев, Николай Ростов мог предоставить богатой невесте преимущества: родство и связи. Поэтому мама Николая справедливо считала, что ее сын женится на другой невесте, более выгодной, и брака сына с Соней не хотела.
Когда я читала книгу в детстве, мне в начале казалось, что Соня и Николай преодолеют все трудности и будут вместе (родство не было преградой, двоюродным жениться можно). Что любовь победит денежный вопрос.
Но Толстой хорошо объясняет, почему любовь не победила. Не так уж сильно Николай любил Соню, скорее просто по инерции считал ее хорошей. А потом она ему вовсе опротивела.
Особенно сильно он разозлился, когда она отказала Долохову. Долохов не был богат, но он был «хорошей партией» для бедной девушки. И графиня и Николай считали, что жениха получше Соне вообще на роду не написано!
Сейчас нет никаких «партий», важны только деньги, их отсутствие нЕчем компенсировать. Но история Сони, хоть и кажется архаичной, на самом деле очень современная. Сейчас поясню, почему.
Соня отказывает Долохову под предлогом, что любит Николая. Николай просит ее не отказывать, потому что он на ней не женится. Говорит это прямо, просит не ждать и не надеяться. Соня отвечает, что будет хранить ему верность для себя, независимо от того, женится он на ней или нет.
Меня поразило, что Николай после отказа Сони выйти за Долохова почувствовал к ней озлобление (именно такое слово использует Толстой). На что же он разозлился? На то, что она по-собачьи ждет его, а ему это не надо. Что она портит свою жизнь как будто из-за него, а он ничего не может с этим сделать. Ростов благородный человек, ему неприятно ощущать себя плохим.
В настоящее время такие истории происходят у девушек, которые влюбляются в женатых. И потом годами сидят, ждут, не выходят замуж или даже «хранят верность» мужчине, которому эта верность не нужна и который не хранит верность им.
К сожалению, я годами наблюдала это со стороны. Моя тогдашняя подруга несколько лет потратила на такие отношения. А потом пересилила себя и нашла свободного человека.
Только ее женатый не был таким благородным, как Николай Ростов. Николай хотел, чтобы Соня вышла замуж, чтобы ее женская жизнь сложилась согласно тому, как было принято в то время. А тот женатый вовсе не хотел, чтобы его девушка ускользала и строила свою жизнь. Ему-то было очень удобно. Жить с женой и иметь верную любящую подругу, которая всегда ждет.
А еще интересный момент с замужеством. Вроде бы: сейчас замуж выходить не обязательно. Хотя почему сейчас? Всегда были незамужние женщины. И ничего, жили. В той же «Войне и мире» старый князь думает про Марью, что «без мужа еще лучше живут, чем с мужем». Даже тогда без мужа, если быть при деньгах, можно было жить прекрасно. Особенно без плохого и гулящего мужа. А сейчас тем более.
Однако никто еще не отменил замужество, самореализацию женщины как жены и как матери. А детей лучше воспитывать в полной семье. Ничего из этого не отменили, несмотря ни на какое равноправие. С хорошим мужем по-прежнему лучше, чем без него.
Женщина, которая специально осталась одна ради любимого, вступившего в брак с другой. Хранящая «верность» тому, кому она не нужна. Жертвующая собой ради ничего. Что может быть неприятнее?
У Толстого, хоть Соня очень красивая девушка, к ней испытываешь целый набор неприятных чувств: она одновременно жалкая прилипала, но гордячка, она старается всем помочь, но упорно находится не на своем месте и делает не то. Она маячит среди всех людей словно какой-то нравственный ориентир (пример верности, благодарности, честности), но всем от нее неприятно. Потому что люди любят счастливых и успешных, а нравственные ориентиры обычно не нужны.
Противоположный пример из истории напрашивается. Похожая ситуация. Принц Чарльз в свое время не мог жениться на Камилле. Женился на Диане. И Камилла не стала губить свою жизнь, униженно сохраняя свое одиночество то ли в назидание окружающим, то ли из-за ложной гордости. Хотя это уже 70-е годы 20 века, Камилла была состоятельна и жила достаточно свободно. Могла бы жить-поживать незамужней.
Но нет, она не стала нависать над Чарльзом немым упреком и поджидать его. Вышла замуж. Брак у нее был не очень удачный, но тем не менее она состоялась как жена и стала матерью.
Что могло бы быть в романе Толстого, если бы Соня вышла за Долохова? Вряд ли Николай бросился бы о ней жалеть. Но он бы не считал себя подлецом, погубившим девушку. Скорее всего, он бы сохранил хорошее отношение к Соне. А там кто знает? Люди тогда чаще умирали молодыми. И Соня могла рано овдоветь, и Николай тоже. А дальше... Раз составив «партию», вторым браком можно уже было жениться по любви. Даже если бы овдовела только Соня (а у Долохова были задатки, чтобы помереть молодым), в статусе вдовы она уже не была бы такой жалкой.
Кстати, классическая критика этого романа обычно порицает Наташу Ростову за то, что она превратилась в самку. Но как по мне, лучше уж быть самкой с детьми, чем поникшей и кислой, но очень великодушной старой девой, как Соня.
Добровольно поставить крест на своей жизни – никакой доблести тут нет. Даже если это делается «для себя» (ну а для кого еще…).
Почитать еще: