Когда я читала про Диану, меня поразила очень краткая и очень емкая ее характеристика:
Диану любили в народе, но не любил никто, кто знал ее (кроме ее детей).
У Дианы от рождения было очень много благ: достаток, доступ к хорошему образованию и в высшее общество, красота и здоровье. Правда, ее родители развелись (как примерно у половины людей), но зато у нее были братья и сестра. Тем не менее психологические проблемы Дианы часто ищут где? - правильно, в детстве! Очень удобное место для таких поисков.
В юности Диана обожала слащавые женские романы. Училась она плохо, возможностью получить образование не воспользовалась. Вместо этого читала книжки Барбары Картленд. Мачехой Дианы была, кстати, дочь этой писательницы.
Что могла почерпнуть в этих книжонках юная девушка, живущая в романтическом древнем замке, не любящая напрягать руки работой, а мозги чем-нибудь полезным (математикой или иностранным языком, например)? Отцу ее воспитывать было некогда, мачеха, возможно, боялась это делать, дети ее не любили, вряд ли она ощущала себя вправе как-то влиять на них.
В 16 лет Диана впервые увидела Чарльза. При весьма неромантичных обстоятельствах - он встречался с ее старшей сестрой (хотя и недолго). Напичканная сюжетами, где приторная романтика сочится из каждой строчки, она влюбилась с первого взгляда.
Что может быть унылее и пошлее, чем тайная и безответная любовь юной девочки ко взрослому мужчине, который любит другую, тоже взрослую женщину?
И здесь я говорю о Камилле, с ней Чарльз встречался аж с начала 1970-х, а на Сару Спенсер переключился как на одну из потенциально подходящих невест. Сара не подошла, но зато подошла, чуть позже, уже не 16-, а 19-летняя Диана.
Такой вот брак. Ему 33, ей 19. Он выбрал подходящую для королевской семьи девушку, а она при этом была сильно влюблена, но еще сильнее хотела, чтобы обожали ее. Хуже начала не придумать.
От нее ждали исполнения определенных обязанностей и соответствия определенным требованиям, а у нее крышу срывало от любви и от желания романтики.
Диана быстро забеременела, вроде бы беременность должна женщину “заземлять”, делать более практичной и уравновешенной, но у нее с инстинктом самосохранения была какая-то беда. Уже в первые месяцы брака она стала наносить себе повреждения.
Несмотря на свою холодность к Диане, Чарльз чудищем, конечно, не был. Когда беременная жена из-за тебя бросается с лестницы, кого хочешь проймет до печенок. Только вот любви от этого больше не станет. Разве можно влюбиться в ту, которая тебя заставляет чувствовать себя последним негодяем?
Вот скажите, кто тут был жертвой? Человек, который всего лишь не мог выжать из себя побольше любви и не был романтиком (но был готов сохранять ровные отношения - пусть напоказ, но хоть так)? Или та, которая намеренно и напоказ пыталась изувечить и себя и еще не родившегося ребенка, не единолично своего, а общего с Чарльзом?
Диана быстро разлюбила принца, но все равно испытывала мрачную и злобную ревность. Винила в неудавшемся браке она всех вокруг, но только не себя. Главной мишенью для ненависти была, конечно, Камилла, но досталось и Тигги Легг-Бурк - няне детей.
Брак Дианы и Чарльза разрушился сначала фактически, а позже и официально. В народе Диану считали святой, Чарлза - подлецом, Камиллу - крокодилихой. Вообще мне кажется, народное обожание сыграло плохую роль в жизни Дианы. “Хвалу и клевету приемли равнодушно”. Прими, то есть. Но это надо быть душевно сильным и зрелым человеком, а она не была и равнодушно хвалу принимать не могла. Так и пошла в новую жизнь с этим ощущением - что это все кругом не такие, как надо. Так и продолжила - и метаться и томиться.
Продолжение следует. Про жизнь после развода и гибель.