В середине двадцатого столетия военная доктрина СССР испытывала серьёзные изменения, продиктованные стремительным развитием ракетных технологий. Эпоха, называемая историками периодом «ракетной эйфории», продиктована чаяниями высшего руководства страны заменить традиционные ствольные артсистемы на управляемое ракетное вооружение. В историческом контексте особое место занимают проекты специализированных ракетных танков — одним из наиболее интересных, технически насыщенных, но незаслуженно забытых проектов того времени является «Объект 772».
История создания
Разработки «Объекта 772» начались в 1959 году, когда советская оборонная промышленность получила правительственное задание на создание новых образцов бронетанковой техники, оснащенной управляемым ракетным оружием. Первоначальные исследования в этой области велись применительно к классу тяжелых танков. В конструкторском бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) под руководством выдающегося конструктора Павла Павловича Исакова велись работы над проектом «Объект 757» — тяжелой машиной, вооруженной ракетным комплексом «Рубин». Однако рубеж 1950–1960-х годов стал переломным для концепции тяжелых танков. Военное руководство страны пришло к выводу о нецелесообразности дальнейшего развития монструозных машин массой более пятидесяти тонн. В 1961 году все работы по теме тяжелых танков были свернуты, а сами конструкторские изыскания сместились в сторону создания основного боевого танка, сочетающего маневренность среднего танка с огневой мощью и защищенностью тяжелого. Примерно в тот же период, в 1959 году, в ЦКБ-14 началась разработка специального ракетного комплекса «Лотос» в ЦКБ-14. Изначально предназначенный для тяжелых носителей, этот комплекс потребовал новой платформы после закрытия проекта «Объект 757». В 1962 году конструкторское бюро ЧТЗ приступило к работам по ракетному танку на базе узлов и агрегатов новейшего среднего танка «Объект 432», и тогда же проект получил шифр «Объект 772». Главным конструктором направления оставался Павел Павлович Исаков.
Выбор базы «Объекта 432» был продиктован стремлением к унификации и желанием использовать передовые достижения харьковских инженеров в области ходовой части и двигателестроения. Однако машина строилась в условиях жёсткой конкуренции, что создавало ситуацию жесткой внутренней конкуренции. Инженеры ЧТЗ прорабатывали различные варианты монтирования ракетной пусковой установки комплекса «Лотос», рассматривая как открытое размещение направляющих, так и установку внутри полностью закрытой бронированной башни. Опыт испытаний и требования военных по защите от ядерного взрыва склонили чашу весов в пользу закрытой установки, которая, при установке комплекса ПАЗ, предоставит куда большую защиту для экипажа. Работы по «Объекту 772» продолжались до 1963 года. Испытания ракет «Лотос» проводили на территории Гороховецкого полигона с использованием специально оборудованного бронетранспортера. Несмотря на то, что ракета демонстрировала отличные боевые характеристики, проект танка «Объект 772» так и не вышел из стадии ОКР. Основной причиной прекращения проекта стало решение Министерства обороны сосредоточить силы на доводке конкурирующего проекта «Объект 775» и общая переоценка эффективности концепции «чистого» ракетного танка, не имеющего мощного ствольного вооружения.
Описание конструкции
Опытный танк «Объект 772» представлял собой среднюю по массе боевую машину, построенную по классической для советского танкостроения компоновочной схеме. Отделение управления находилось в носовой части корпуса, боевое отделение с вращающейся башней занимало среднюю часть машины, а МТО по традиции располагалось в корме. Экипаж танка состоял из четырех человек, двое из которых размещались непосредственно в башне. Габаритные характеристики машины определялись базой танка Т-64. Длина корпуса составляла шесть тысяч сто семнадцать миллиметров, ширина достигала трех тысяч четырехсот пятнадцати миллиметров. Одной из ключевых особенностей, влияющих на выживаемость на поле боя, была экстремально низкая высота танка — всего одна тысяча семьсот пятьдесят миллиметров по крыше башни. Это делало машину малозаметной целью, способной эффективно использовать складки местности. Боевая масса танка не превышала тридцати пяти тонн, что обеспечивало отличные показатели удельной мощности.
Бронированный корпус
Защищенность «Объекта 772» базировалась на передовых достижениях советской науки в области материаловедения и физики взрыва. Корпус танка представляет собой жесткую сварную конструкцию из катаных броневых листов. Ключевым элементом защиты была лобовая деталь корпуса, в которой применялась инновационная комбинированная броня, известная как «трехслойный пирог». Конструкция верхней лобовой детали заимствовалась у базового танка «Объект 432». Она состояла из внешнего стального листа толщиной восемьдесят миллиметров, выполненного из твёрдой броневой стали. За ним следовал слой стеклопластика толщиной сто сорок миллиметров. Этот материал играл роль наполнителя, предназначенного для нарушения стабильности кумулятивной струи и снижения уровня проникающей радиации. Замыкал конструкцию тыльный стальной лист толщиной двадцать миллиметров, который служил также конструктивной основой и защитой от осколков, образующихся при пробитии внешних слоев.
Угол наклона лобовой детали составлял шестьдесят восемь градусов от вертикали. Такое конструктивное решение не только увеличивало приведенную толщину брони, одновременно повышало вероятность рикошета кинетических боеприпасов. Общая стойкость лобовой брони против кумулятивных средств поражения оценивалась как эквивалент четырехсот пятидесяти миллиметров гомогенной стали, делая танк неуязвимым для большинства противотанковых средств того периода в лобовой проекции. Башня танка «Объект 772» была литой, с характерной приплюснутой формой, обеспечивающей минимальную площадь лобовой проекции. Толщина лобовой брони башни в наиболее ответственных секторах достигала четырехсот миллиметров. Конструкция башни предусматривала наличие специальных полостей, которые могли заполняться алюминиевыми вставками или ультрафарфором для повышения стойкости к попаданиям кумулятивных снарядов. Использование закрытой пусковой установки потребовало увеличения объема боевого отделения и усиления бронирования маски пусковой установки, что добавило к массе башни около четырехсот килограммов по сравнению с пушечным вариантом.
Вооружение
Главным калибром и основным аргументом «Объекта 772» на поле боя являлся ракетный комплекс «Лотос». Это оружие представляло собой технологичную систему, предназначенную для высокоточного поражения бронированных целей на значительных дистанциях. В отличие от многих аналогов, где ракеты запускались с открытых направляющих, на «Объекте 772» использовалась закрытая пусковая установка, обеспечивающая защиту ракеты от стрелкового оружия и осколков до снарядов момента выстрела. Боекомплект основного вооружения состоял из десяти управляемых ракет. Одна ракета находилась непосредственно в пусковой установке в готовности к немедленному открытию огня. Остальные девять ракет размещались в механизированной боеукладке внутри корпуса танка. Укладка была организована в виде двух вертикальных рядов. Для перезарядки использовался сложный электромеханический транспортер, который извлекал ракету из укладки и досылал её в пусковую установку. Перед выстрелом установка вместе с ракетой выдвигалась вперед, обеспечивая безопасный сход снаряда и запуск маршевого двигателя.
Тактико-технические характеристики ракеты «Лотос» были впечатляющими для начала 1960-х годов. Максимальная скорость полета ракеты достигала семисот метров в секунду, что существенно сокращало время полета до цели и снижало уязвимость ракеты от средств противодействия. Средняя скорость снаряда на траектории составляла около пятисот пятидесяти метров в секунду. Дальность стрельбы варьировалась от пятисот до четырех тысяч метров в дневное время. Ночью дальность ограничивалась возможностями прицельного комплекса и составляла около тысячи ста метров. Бронепробиваемость ракеты позволяла преодолевать 500 мм стальной брони при угле встречи 90° и 250 мм при угле встречи 60°. Ракета оснащалась стабилизаторами, которые в транспортном положении охватывали корпус, а после вылета раскрывались, достигая размаха в один метр.
Система заряжания обеспечивала цикл перезарядки длительностью пятнадцать секунд. Это позволяло вести огонь с темпом два-три выстрела в минуту. Хотя такая скорострельность уступала традиционным пушкам, она компенсировалась высокой вероятностью попадания первым выстрелом, которая оценивалась в шестьдесят процентов. Понимая уязвимость чисто ракетного танка в ближнем бою и при столкновении с пехотой, конструкторы оснастили «Объект 772» вспомогательным вооружением. В башне, спаренно с пусковой установкой, монтировалось 73-миллиметровое полуавтоматическое орудие (аналог орудия «Гром»). Боекомплект к этому орудию составлял сорок выстрелов актив-реактивного типа. Наличие пушки позволяло поражать легкобронированные цели, живую силу и полевые укрепления на дистанциях до тысячи метров, экономя дорогостоящие управляемые ракеты и перекрывая «мертвую зону» ракетного комплекса.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Подвижность «Объекта 772» обеспечивалась силовой установкой, полностью унифицированной с танком Т-64. Сердцем машины был турбопоршневой оппозитный дизельный двигатель 5ТДФ. Этот агрегат представлял вершину инженерной мысли того времени в области моторостроения. Рабочий объем двигателя составлял 13,6 литров. Благодаря применению эффективной «улитки» турбонаддува и прямоточной продувки, двигатель развивал мощность семьсот лошадиных сил при двух тысячах восьмистах оборотах в минуту. Это давало 35-тонному танку удельную мощность на уровне 20 лошадок на тонну, что было отличным показателем. Двигатель мог питаться любым топливом и работал на дизельном топливе различных марок (ДЛ, ДЗ, ДА), керосине ТС-1 или бензинах А-66, А-72. Трансмиссия опытного танка механическая, планетарного типа, и объединялась с двигателем в единый силовой блок, что упрощало ремонт и замену агрегата в полевых условиях. Две бортовые коробки переключения передач обеспечивали семь передач для движения вперед и одну передачу заднего хода. Управление осуществлялось с помощью системы гидравлических приводов, что значительно снижало физическую нагрузку на мехвода.
Ходовая часть «Объекта 772» состояла из шести сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией на каждый борт. Катки имели малый диаметр и изготавливались из стали с алюминиевыми вставками для снижения веса. Подвеска была индивидуальной, торсионной. На первых, вторых и шестых узлах подвески устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия. Гусеничный движитель на резинометаллический шарнир параллельного типа, что повышало износостойкость и ресурс гусеницы. Механизм натяжения гусениц был гидравлическим, управляемым с рабочего места водителя. Такая конструкция ходовой части обеспечивала мягкость хода, необходимую для точной стрельбы с ходу, и высокую проходимость. Удельное давление на грунт составляло всего ноль целых сорок пять сотых килограмма на квадратный сантиметр, что позволяло танку уверенно передвигаться по заболоченной местности и глубокому снегу. Максимальная скорость танка по шоссе достигала шестидесяти пяти километров в час, а запас хода по топливу составлял пятьсот километров. Машина была способна преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров при использовании оборудования для подводного вождения (ОПВТ).
Приборы наблюдения и связи
Эффективность применения ракетного вооружения «Объекта 772» напрямую зависела от качества прицельно-наблюдательного комплекса. Наведение ракетного комплекса «Лотос» осуществлялось в полуавтоматическом методу. Наводчику требовалось лишь удерживать прицельную марку на цели в течение всего времени полета ракеты. Система управления огнем автоматически отслеживала положение ракеты по инфракрасному трассеру в хвостовой части снаряда и вырабатывала корректирующие команды, которые передавались на борт ракеты по узконаправленному модулированному инфракрасному лучу. Для этой цели использовался перископический дневной прицел с высокой кратностью увеличения и стабилизированным полем зрения. Встроенный канал управления обеспечивал формирование информационного поля для ракеты. Для действий в ночных условиях танк оснащался активными инфракрасными приборами наблюдения. Инфракрасный прожектор «Луна», установленный на башне, обеспечивал подсветку целей в невидимом диапазоне. Дальность эффективного видения ночью составляла около одной тысячи ста метров, что накладывало определенные ограничения на ночное применение дальнобойных ракет. Командир танка располагал собственным комбинированным прибором наблюдения, позволявшим осуществлять поиск целей, целеуказание наводчику и контроль общей тактической обстановки. Прибор имел дневной и ночной каналы. Связь с подразделением осуществлялась с помощью УКВ-радиостанции (скорее всего, типа Р-123, штатной для танков того периода), обеспечивающей устойчивую связь на дистанциях до двадцати километров. Внутренняя связь между четырьмя членами экипажа обеспечивалась танковым переговорным устройством Р-124.
Электрооборудование
Бортовая электрическая сеть «Объекта 772» была выполнена по однопроводной схеме (за исключением цепей дежурного освещения, «сидевших» на отдельной линии). Номинальное напряжение в сети составляло 24 — 27 Вольт. Питание потребителей осуществлялось от стартер-генератора СГ-10, соединенного с двигателем, и четырех аккумуляторных батарей типа 12СТ-70. Стабилизатор вооружения, работающий в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной), использовал электрогидравлические приводы для фиксирования пусковой установки на цели при движении машины по неровной местности. Диапазон углов наводения по вертикали составлял от -5 до +15 градусов. Особо сложной была система автоматики заряжания. Она включала в себя электроприводы конвейера боеукладки, механизмы фиксации ракеты, приводы досылателя и механизмы открытия защитных шторок амбразуры. В режиме автоматического заряжания специальный электрический контур блокировал цепи стрельбы и переводил пусковую установку на фиксированный угол заряжания плюс одиннадцать градусов. Весь цикл работы автомата заряжания контролировался блоком релейной логики, обеспечивающим строгую последовательность операций и защиту от нештатных ситуаций.
Заключение
Опытный проект ракетного танка «Объект 772» остался в истории советского и отечественного танкостроения как яркий показатель инженерного поиска и одновременно технологической дерзости эпохи холодной войны. Эта машина объединила в себе передовые решения в области двигателестроения, защиты и ракетного вооружения, опередив время по многим параметрам. Использование базы Т-64 (Объект 432) с инновационным двигателем 5ТДФ и комбинированной броней позволило создать компактную, защищенную и мобильную платформу. Несмотря на то, что «Объект 772» не пошел в серийное производство, уступив место универсальным основным боевым танкам с пушечным вооружением, способным запускать ракеты через ствол (комплекс «Кобра» и последующие), опыт, полученный при его разработке, не пропал даром. Все наработки по автоматизированным боеукладкам, системам наведения и интеграции сложной электроники в танковое шасси были использованы при создании последующих поколений советской бронетехники. «Объект 772» показал принципиальную возможность создания эффективного ракетного танка в габаритах и весовой категории средней машины, опровергнув необходимость использования тяжелых шасси для размещения мощного ракетного вооружения. Он стал важным звеном в эволюционной цепи, которая привела к формированию современного облика российского танка — универсальной боевой машины, сочетающей мощную пушку, ракетное оружие и непробиваемую броню.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.