Найти в Дзене
Фильманьяк

Аватар: Пламя и пепел (2025) - подводя итоги трилогии

После битвы на архипелаге тысячи островов у Джейка Салли новые проблемы. Затяжная командировка в клан Меткайина становится обременительной для его приёмного сына, Паука, который не приспособлен к атмосфере Пандоры. Салли вместе с семьёй вынужден покинуть убежище, оказываясь меж двух огней - полковник Куоритч всё ещё жаждет мести, а новым врагом оказывается враждебный клан Мангкван, который не в ладах с Эйвой. Насколько самобытным и потрясающим был первый «Аватар», настолько же позорным вышел его сиквел «Аватар: Путь воды», максимально дискредитировавший Джеймса Кэмерона. Конечно, это не первый раз, когда мэтр фантастических боевиков гоняет по второму кругу один и тот же сюжет, но на сей раз наглость обленившегося постановщика была неприятно зашкаливающей. Даже странно, что его не уничтожили критики, а зритель поддержал рублём - видимо, очарование кассы первой серии всё ещё делало свою магию. Изначально третья серия саги о Пандоре должна была поступить в прокат через два года после сик
Небольшая роль Дэвида Тьюлиса. Если не знать заранее - то актёра не узнать.
Небольшая роль Дэвида Тьюлиса. Если не знать заранее - то актёра не узнать.
После битвы на архипелаге тысячи островов у Джейка Салли новые проблемы. Затяжная командировка в клан Меткайина становится обременительной для его приёмного сына, Паука, который не приспособлен к атмосфере Пандоры. Салли вместе с семьёй вынужден покинуть убежище, оказываясь меж двух огней - полковник Куоритч всё ещё жаждет мести, а новым врагом оказывается враждебный клан Мангкван, который не в ладах с Эйвой.
Смотреть на то, как шипят друг на друга тсахик из разных кланов - одно удовольствие.
Смотреть на то, как шипят друг на друга тсахик из разных кланов - одно удовольствие.

Насколько самобытным и потрясающим был первый «Аватар», настолько же позорным вышел его сиквел «Аватар: Путь воды», максимально дискредитировавший Джеймса Кэмерона. Конечно, это не первый раз, когда мэтр фантастических боевиков гоняет по второму кругу один и тот же сюжет, но на сей раз наглость обленившегося постановщика была неприятно зашкаливающей. Даже странно, что его не уничтожили критики, а зритель поддержал рублём - видимо, очарование кассы первой серии всё ещё делало свою магию. Изначально третья серия саги о Пандоре должна была поступить в прокат через два года после сиквела, но в конечном счёте «Пламя и пепел» сдвинули ещё на год. Триквел уже начал своё триумфальное шествие по миру, но что-то подсказывает, что на сей раз чуда не случится. «Путь воды» изрядно выиграл от банального «ждали 13 лет». Триквелу такое не светит - кто обжёгся на прошлой части, тот понимает, что вешаться от скуки всё-таки лучше дома, чем в кинотеатре. И цифры премьерного уик-энда уже не оправдывают прогнозов. Да и сам Кэмерон, похоже, пребывает в сомнениях - наобещав целых 4 продолжения, теперь он готов остановиться и на двух, если это дело будет становиться нерентабельным. Да и вообще, складывается ощущение, что за последние 7 лет создатель Пандоры всё-таки подустал от собственного детища - и теперь уже готов передать бразды режиссуры над 4 и 5 серией кому-то ещё.

Эпизоды с Торуком были добавлены в сценарий уже после премьеры сиквела.
Эпизоды с Торуком были добавлены в сценарий уже после премьеры сиквела.

А как тут не умотаться? Анализ истории создания продолжения указывает, что оно далось ценой тяжких мучений, которые сопровождают творческий запор. Иначе как ещё объяснить, что Кэмерон никак не мог придумать историю почти десять лет, а потом вообще нанял толпу сценаристов ради того, чтобы на новый лад пересказывать сцены из первого фильма. Наверное, если бы не всякие новые технологические вызовы в виде съёмок захвата движения под водой, то интерес у старины Джеймса никогда бы не проснулся. Стоит так же отметить, что многие киноманы списали триквел со счетов, изначально зная о том, что он снимался вместе с предыдущей серией. Иначе говоря, не было ни единой предпосылки к тому, что «Пламя и пепел» будет лучше. Однако можно сказать, что всё-таки случилось чудо. Триквел получился определённо лучше, хотя и не сказать, чтобы намного. Во всяком случае, даже будучи длиннее своего предшественника, он не вызывает суицидальных мыслей, и смотрится практически без провисаний, лишь в моменты топорнейшей драмы рискуя вызвать зевоту.

На сей раз Саймон Франглен всё-таки постарался и написал свою музыку, а не делал бледные вариации на темы Джеймса Хорнера.
На сей раз Саймон Франглен всё-таки постарался и написал свою музыку, а не делал бледные вариации на темы Джеймса Хорнера.

И так, мы встречаем наших героев вскоре после их победы над китобоями в прошлой части. Нейтири скорбит о смерти первенца, в то время как Джейк скрипя зубами готовится к войне. ВНЕЗАПНО выясняется, что маски, в которых люди могут гулять по Пандоре - не вечные, и требуют подзарядки. Как удачно совпало, что у Нейтири проснулась ненависть ко всему человеческому, а у Паука теперь постоянно пиликает уведомление о севшем аккумуляторе. Поскольку ситуация не терпит отлагательства, вместо того, чтобы по старинке оседлать икранов и мчаться к решению проблемы, Джейк выбирает более долгий путь - путешествие в составе воздушного каравана здешних торгашей. Те опасаются налётчиков-грабителей из клана Мангкван, а потому берут семью Салли в качестве охраны. Смысла от этого - ноль, ибо патруль предпочитает нарезать круги вокруг флагманского корабля, вместо того, чтобы лететь авангардом впереди. Впрочем, ещё с первой серии мы знаем, что где Джеймс Кэмерон - там ни тактики, ни стратегии. Поэтому ни бывалый капрал, ни торгаши, которые должны быть на опыте, ни Мангкван логикой не пользуются. Последние вообще поступают как настоящие дикари, эффектно бросаясь всей толпой на абордаж. Хотя оказывается, что для того, чтобы отжать себе содержимое целого корабля вместе со всеми его обитателями, достаточно всего одного камикадзе.

Некоторые зрители приобрели билет только ради того, чтобы увидеть прикреплённый к релизу трейлер новых «Мстителей».
Некоторые зрители приобрели билет только ради того, чтобы увидеть прикреплённый к релизу трейлер новых «Мстителей».

Пепельный народ показывает, что ничто человеческое не чуждо На'ви, поэтому они развлекаются скальпированием и говорят на чистом английском. Потерянный младший сын Джейка тем временем продолжает демонстрировать чудеса тупости, и вместо того, чтобы прицельно снять лидера клана, а вместе с ним и кучно стоящую толпу приспешников, берёт и убегает прочь, чтобы позже потратить драгоценные патроны с куда меньшей эффективностью. Дальше опять происходят какие-то чудеса - Варанг решает выследить беглецов по воздуху, в чём не преуспевает, ибо те решили прикорнуть прямо под открытым небом. Попутно чудеса творит ещё и Кири, тоже снабжённая драмой отцов и детей - вот только отчего её родитель не хочет принять родную дочь, не объясняется. А между тем вездесущий полковник Куоритч планирует договорнячок с Варанг. Дуэт Уны Чаплин со Стивеном Лэнгом - лучшее, что есть в этом фильме. Её героиня забирает у Нейтири лавры самой сексуальной обитательницы Пандоры и с первых же мгновений очаровывает и самого полковника. А как тут не поддаться? Стильное украшение, напоминающее дилофозавра, очень феминистски выглядящий вход в покои вожака, ещё и весьма солидные навыки. Варанг шаманит так, как ни снилось ни одной тсахик, а ещё использует тсахейлу подобно лучшим злодеям-телепатам.

На роль Варанг рассматривали Эйсу Гонсалес.
На роль Варанг рассматривали Эйсу Гонсалес.

Впрочем и Куоритч, даже нюхнувши пандорского кокса, остаётся тёртым калачом, справедливо замечая, что первые пару дней диких животных необузданных сексов - это, конечно, весело, но потом бегай ищи плод нарушения субординации со своей подчинённой. Впрочем, Варанг - хорни, а само племя огня по духу очень близко полковнику, поэтому он не гнушается передислоцировать их прямо на территорию активно растущего Бриджхед-сити. Там всё равно в товарищах согласья нет - Селфридж только там и только за то, где деньги; генерал Ардмор вообще непонятно зачем в сюжете; и только Куоритч остаётся верен себе, желая вернуть сына и отомстить Джейку. Причём готов это сделать даже по закону, отдав того под трибунал. Но ВНЕЗАПНО у одного из учёных просыпается совесть, и он по случайному совпадению одновременно вместе с Нейтири решается освободить Джейка. Впрочем, учёных степеней у него явно не хватает для того, чтобы на бульдозере тупо протаранить все стены и весело уехать в джунгли (не поступил он как поросёнок Пётр!). И тем не менее, такое вставление палок себе в колёса вполне оправдано, чтобы хоть немного сделать вид, что побег из укреплённого стана врага - это вообще-то смертельно опасное дело. Поскольку военные вновь являют чудеса сообразительности, стреляя в отвал бульдозера. После этого Джейк встретит сопротивление в лице одного вертолёта на весь город. При этом всё это время Куоритч летит к нему на икране через весь город, но никак не долетит. А позже Джейк спокойно себе летит прочь без какой-либо погони на хвосте.

Сигурни процитировала свой знаменитый панчлайн из «Чужих», получается, почти 40 лет спустя.
Сигурни процитировала свой знаменитый панчлайн из «Чужих», получается, почти 40 лет спустя.

Забавно получается, что главный антагонист франшизы оказывается первым, кто сделал шаг к перемирию людей и На'ви. В то время как Джейк и Нейтири такие варианты вообще не рассматривают, постоянно находя проблему в лице Паука, ставшего вероятным будущим посредником между человечеством и гуманоидами. «Пламя и пепел» выстраивает всю драматургию вокруг горя, которое способно не только сплотить. Эмоциональные заскоки четы Салли, связанные со смертью Нетейяма, было бы интересно исследовать, если бы эта тема была в руках толковых сценаристов, имеющих представление о человеческой психологии. Но увы, это кино Джеймса Кэмерона, которому технологии интереснее людей. Отсюда и имеем столь дикий выбор - или быть сбагренным к бабушке, или быть убитым. Третий вариант - возможный союз брамтика и сводной сестры. Аксель Браун, твой выход.

Догадаться о судьбе этого персонажа можно примерно с первого же его появления.
Догадаться о судьбе этого персонажа можно примерно с первого же его появления.

Впрочем, вся эта драматургическая канитель вместе с вновь нагло повторяемыми из прошлой серии эпизодами в море, теряет своё значение, когда до финала остаётся полчаса. Впереди - грандиозная разборка с китобоями, главным олицетворением бессмысленной человеческой жестокости. По факту, эти захватывающие дух эпизоды - 100% калька из лучших батальных сцен первой и второй части. Калька вплоть до того, что опять в нужный момент все разбегаются, оставляя на сцене только главных персонажей истории. При этом по итогу совершенно непонятно, а чего ради была вся заморочка с сюжетной линией Кири, если в первой серии подобный результат достигался путём обычной вежливой просьбы? Из серии в серию долбить на тему единства как-то не комильфо. Будет забавно, если в итоге франшиза закончится на этом фильме, ведь он даже не делает никакого промежуточного финала. Со стороны людей - очередная неудачная охота за амритой, видимо, теперь вернутся к забытому анобтаниуму. Со стороны На'ви - победа, которую язык тянется назвать пирровой. Земляне не простят очередной угробленный флот во главе с высшим офицерским чином. Статус кво прежний. Это же касается и некоторых погибших (якобы) персонажей. В мире, где любое падение не смертельно благодаря лианам, листьям и воде, трудно поверить в гибель персонажа, пока нам крупным планом не покажут, как он испустил дух. Тем более, если верить дополнению From the Ashes для игры Avatar: Frontiers of Pandora, получается, что нас опять опять обманули.

Достал нож - режь. Достал хлеб - ешь.
Достал нож - режь. Достал хлеб - ешь.

Кэмерон по прежнему идеально выверяет движение камеры и столь же идеально чувствует динамику монтажа. Когда приходит время пускать в расход представителей RDA, на экране он - король, и ему нет равных в создании головокружительных захватывающих экшн-сцен. Но абсолютно всё остальное, что здесь есть - совершенно вторичный материал, нисколько не углубляющий мифологию оригинального фильма. Триквел хотя бы выглядит более честно по сравнению с предыдущей серией, где нас пытались водить за нос, якобы открывая новые горизонты через быт водного племени. «Пламя и пепел» пытается заигрывать с темой взаимоотношения человека и Бога, предлагая на сей раз взглянуть на тех, кто отрёкся - но весь потенциал Варанг и её племени быстро сводится к тому, что они становятся ещё одной кучей пушечного мяса. Против природы не попрёшь. Может быть, эту франшизу рано хоронить и устранение Кэмерона - это как раз тот шаг, который необходим, чтобы дать другому талантливому постановщику предложить свой взгляд на развитие конфликта. Поскольку сиквелы останутся в истории как пример абсолютно парадоксальной траты сотен миллионов долларов ради создания фильмов, автору которых сказать уже нечего.

Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!