Внимание! Текст пишется не в алфавитном порядке, а как в голову придёт, буквы могут повторяться.
Начало здесь:
Предупреждение: градус ымперства и предвзятости в данной публикации превышает уровень, безопасный для жизни безродных космополитов и москвофобов
Ц - циклопический.
- А давай поедем на ВДНХ, - внезапно предложил муж, пока ребёнок отсыпался после поезда.
- А давай!
Такси высадило нас наверное, метрах в пятиста от главного входа. Нам лень было ждать, пока пробка докатит машину со скоростью раненой улитки.
Мы вышли и огляделись. Впереди маячил силует Рабочего и Колхозницы.
Болтая о всяком мы неспешно подошли к главному входу. Я огляделась по сторонам, подняла голову и застыла...
"Огромное, какое же оно огромное" - первое, что пришло в голову.
Масштаб не просто впечатлял, он подавлял, расплющивал своей грандиозностью. Мы стали прямо под аркой.
- Поражает, - сказал муж. Он вообще равнодушен к архитектуре. Все эти стили, направления, символы ему до фиолетовой лампочки, но тут и он не смог удержаться от удивления.
- Ага, а представь себе, как себя чувствовали делегаты на открытии выставки... Вот ты, например, чабан или доярка, хлопкороб или шахтёр... И самым высоким зданием в твоей жизни были до этого сельская церковь, водонапорная башня или минарет...
- Думаю, что они были... Ммм... Слегка ошеломлены.
- Как мы сейчас.
- Не меньше.
Я никогда не была за границей. Про Парфенон и Баальбек только читала и смотрела. Но здесь, перед, так и хочется написать, вратами ВДНХ я так отчетливо почувствовала себя маленькой и незначительной песчинкой в жерновах истории. Мощь, устойчивость, бескомпромисная вера в свои силы - вот что читалось мною без слов в лепнине с колосьями.
- Я, кажется, поняла, что значит слово "циклопический". Знаешь, я думаю, что иностранные делегаты, впервые посетившие ВДНХ в день открытия, возможно только тогда и поняли окончательно, что СССР - это настоящая сила, с которой придётся считаться.
...........
Можно бесконечно писать о ВДНХ. Мы побывали здесь всего дважды. И мне не хватило. Вернувшись в этом году из Москвы я заявила: "Как хотите, но в следующую свою поездку мы селимся в районе ВДНХ. И я не вылезу оттуда, пока хотя бы просто не обойду территорию".
Без дураков. У меня есть мечта: отпуск на ВДНХ. Я хочу всё. Все экскурсии. Обойти все уголки....
"Б" - букварь. После ВДНХ место, куда поехать, выбирала уже я.
- Красная площадь.
- Ууу, зачем? Толпы, официоз и нечего смотреть.
- В смысле, нечего смотреть?
- Ну, всё ж по телеку уже показывали. Ну, храм, ну, мавзолей, ну Кремль. Что там смотреть-то?
....Я уже писала, что мой муж - бесчувственный чурбан, чуждый всему прекрасному? Ну, хорошо, почти всему.
Мы поехали. Ребёнку всё равно, лишь бы на метро. Он у нас фанат метро и железных дорог с тех самых пор, как полтора года назад впервые увидел поезд. Муж покорно согласился выгулять свою половину. Я же буксиром тащила их вперёд. Мы зашли со стороны Музея и ГУМа. Сначала протиснулись мимо выставки, где в маленьких бассейнах плавали огромные радужные рыбы. Мне стоило большого труда оторвать сына от них. Пообещав ему парк, я таки смогла посадить его на самокат и покатить в нужном направлении.
Муж не ошибся, вокруг ходили толпы - вечер субботы же. Ребёнок ёрзал на самокате, брусчатка мешала ровно ехать. Нас то и дело просили сфотографировать кого-то. В очередной раз щёлкнув камерой и отдавая телефон кому-то неизвестному, я наконец подняла голову и...
Вы знаете, что такое "синдром Стендаля"? Это когда от увиденного рукотворного произведениях искусства человек впадает в шок, ступор, замирает, не в силах вместить в себя всю бездну эмоций и впечатлений от увиденного.
Я стояла, на самом деле оглушённая. Пропали звуки, забыла, как дышать. Если бы я вдруг очутилась в параллельном мире, внутри фантастической книги или фильма просто сделав шаг вперёд, я бы наверное чувствовала себя примерно так же.
- Эй! Эй! Ты как? Эй? - Муж теребил меня за руку. - Ау? Сова, сова, я дупло! Приём! Приём!
Его голос доносился, как будто с другого берега широкой реки. Ответить надо. Что сказать? Как объяснить?
- Я в Букваре.
- Что?
- Смотри! Помнишь букварь? Там на форзаце было фото. Красная площадь. Я здесь, внутри фотографии. Ты понимаешь? Сердце страны. Я здесь. Здесь, в сердце.
Он огляделся, почесал затылок:
- А, что-то было такое.
- Стой и смотри!
Забили куранты.
Мы молчали. Потом просто пошли дальше в Зарядье.
Вечером я звонила папе. Подобные темы в семье я могу обсуждать, пожалуй только с ним - градус ымперства совпадает.
- Папа! Я сегодня побывала в букваре!
- А, на Красную площадь ездили? Мы с отцом в своё время искали этот ракурс.
- А мы сразу попали, случайно.
- Повезло. Как там?
- Здорово.
На полчаса разговора хватило впечатлений. Не то, что некоторые, которые мне вокруг Василия Блаженного только один круг дали навернуть.
.......................
И уже в этом году муж внезапно вспомнил тот раз. Он немного смущённо признался:
- А мне сначала смешно стало. Ты такая вся белая, стоишь, то ли падать собралась, то ли что. Про букварь чушь несёшь. А потом постоял, тут ещё часы эти... Пробрало, 40от подери... Есть в этом нечто. Как там говорят - эгрегор, коллективное бессознательное...
"З" - Зарядье.
"Нэ" - не впечатлило. То ли запас эмоций после Красной площади иссяк. То ли на фоне предыдущего дня в ВДНХ так получилось, но ничего сверхфантастического в Зарядье мы не увидели. Просто красивый ухоженый парк. Тоннели хороши, особенно тот, что со стеклянным полом над раскопом. Ну, и минутка страха лично для меня - смотровая площадка над рекой. Я боюсь высоты, если это открытое пространство. То есть, например, смотреть из окна высотки мне нормально, если не прямо вниз, а вдаль. Но вот стоять на незастеклённом балконе я уже могу с трудом - голова плывёт, сердце в пятках. Так что там уже я тянула за руку идти дальше.
"Р" -Река.
Река с большой буквы. Мы взяли часовую экскурсию на речном теплоходике. Я всё время двумя руками прижимала к себе сына, которому быстро стало скучно и очень хотелось исследовать всё вокруг.
Мимо проплывала история. Я пыталась представить себе берега Москва-реки, когда тут ещё плавали рыбацкие лодки, а бабы с мостков полоскали бельё. Получалось плохо. Да даже представить себе, что вот прямо тут в тридцатые годы устраивали спортивные заплывы уже выходило с трудом.
Река стала такой же современной, важной, представительской, как и сама Москва вокруг неё. А ведь некоторые филологи полагают, что той самой рекой Смородиной, через которую Калинов мост, была именно она.
"Приходи ко мне в Москов"....
Там, где я живу, прямо в черте города есть курганы, которым больше тысячи лет. Я катала младенца в коляске мимо скифских баб (и мужиков, фигуры есть обоего пола). И у нас в степи люди живут испокон века. Но в Москве концентрация истории в воздухе зашкаливает. Если бы был прибор, измеряющий плотность исторических событий, происходящих в данном месте за единицу времени, то боюсь, что в Москве он бы просто зашкалил...
.....Этой осенью с нами в Москву поехала бабушка. Моей свекрови шестьдесят пять. Она плоть от плоти Советского Союза: девочка из деревни, с родителями-совхозниками, получившая высшее педагогическое образование, пожившая и в Забайкалье, и в ГДР, искренне любящая свою Малую родину.
Конечно же, мы также поехали с ней на Красную площадь. И там она, в свойственной ей сдержанный манере, произнесла:
- А ведь чувствуется. Я стою здесь и физически ощущаю. Мощь страны. Какая страна! Какая сила. Как хорошо, что мы снова часть, снова вместе. Вот знаешь, мы там гуляли, тут. Я с вами много за два дня посмотрела. А пробрало именно здесь. Что-то в этом есть.
...Что-то есть. Есть у Москвы волшебная игла, которая кого-то нестерпимо колет, не давая осесть, прогоняя прочь. А кого-то она бережно пришивает к себе. Раз понравившись ей, забудь покой. Ты теперь на тонкой ниточке, которая будет снова и снова тянуть тебя туда, где Москва путает и снова распутывать свои клубки.
Предыдущая история: