Как рассказать о городе, в котом ты суммарно провёл месяц? Как не перепутать туризм с эмиграцией?
Предыдущая история
Про Москву у меня есть очень мало фактов, ведь я её толком и не видела. Но могу поделиться ощущениями и сугубо бытовыми наблюдениями, сравнениями с жизнью в нашем краю.
Я живу в Луганске. Иногда выезжаю по делам в Большую Россию. Дальше очень личное и очень субъективное мнение о Москве. Если вас интересует тревел-стори, то это не здесь. Здесь просто поток сознания, размышления
Все города (а их не так и много - тех, где я бывала) для меня делятся на две группы: те, где я почувствовала то, что называют "дух города" и прониклась им. Если можно так сказать, кожей ощутила его поток, дыхание, вошла в ритм... Не знаю, как сказать точнее. В общем, это то чувство, когда ты легко вливаешься, уютно себя чувствуешь в любом переулке, находишь точки соприкосновения с жителями. И есть города, которые могут привлекать своими достопримечательностями, представлять какую-то ценность в других аспектах, но - не то. Вроде и красиво, и жить удобно, но... Всё не в ритм. Всё время на четверть такта отстаёшь или опережаешь. И жители - вроде бы хорошие люди попадаются, но тем не менее, присутствует ощущение, что всё как-то как с иностранцами, что ли.
Какой я представляла себе Москву? Да особо никак не представляла. Для меня она была старым гобеленом: что-то из "Доктора Живаго", что-то из исторических романов типа того же Архаровского цикла Трускиновской. Конечно же Гиляровский... В основном мне казалось, что я имею представление о старой Москве, той, которая была когда-то.
Пожалуй, самой сильной ассоциацией с современным городом была только песня "Город" Танцев Минус. И "Дозоры" Лукьяненко. У него Москва прорастает из каждой книги.
Так вот, перейдём уже к настоящему. Москва - это город, который я почувствовала, как свой. Может, дело было в том, что Ясенево - это очень зелёный жилой район, который напоминает Новые квартала Луганска, только, наверное, возведённые в четвёртую или пятую степень. И не было ощущения совершенно чуждой среды. А может, помогло то, что львиную долю времени я провела в неспешных прогулках с ребёнком по улицам и дворам.
У меня было время наблюдать: заходить в магазины, смотреть, что покупают другие, разглядывать людей на улицах, с какими лицами они ходят, сидеть на лавочках у детских площадок и болтать с мамами и бабушками (если, конечно, они говорили по русски). Я могла спокойно заблаговременно выходить из дома и ехать в метро с ребёнком не в час пик и рассматривать станции.
Я ходила по Садово-Кудринской, читая таблички на домах, ухитрилась заблудиться в районе Сухаревской станции. И в итоге побродила по восхитительным тенистым улочкам. Но опять же, у меня не было цейтнота. А сын в свои девять месяцев отлично спал в коляске, ел из баночек. В случае крайней необходимости всегда находился укромный уголок, где можно было накрыться платком и покормить грудью или сменить подгузник, не привлекая к себе внимания.
За три с половиной недели я пожила в Ясенево, немного в Коньково, обошла район между Баррикадной и Филатовской, то есть, как понимаете, это всё было в пределах МКАД, и пришла к мысли, что, пожалуй, могла бы здесь легко адаптироваться и жить. Нет, желания переехать не возникло, я трезво оцениваю свои возможности, но... Бездетным деятельным людям со специальностью, которая позволит не класть зубы на полку, Москва вполне по плечу, как мне кажется. А обрастать имуществом и семьёй нужно уже здесь, когда пустишь корни.
При этом Москва - это мегаполис, который засасывает. Это огромный магнит, который не хочет отпускать. Знаете, бывает такое состояние, когда ещё не спишь, но уже лежишь оцепенела, и мысли текут сами по себе, произвольно. Можно только наблюдать за ними со стороны. В эти моменты ощущаешь себя одновременно и изнутри, и со стороны.
В одну из ночей в Москве я долго засыпала и вошла в это состояние. Мне казалось, что я чувствую, как кто-то невидимый вышивает по мне призрачными нитками узоры. И каждая нитка - это пройденная улица. Если пройти их слишком много, я окажусь намертво пришита к Москве и не смогу жить вдали от неё. Совершенно не страшное и не неприятное ощущение. Просто констатация факта: такой древний и одновременно огромный город не может не стать сущностью, не приобрести собственное коллективное бессознательное. И это бессознательное или принимает тебя, или нет. Или хочет видеть тебя своей частью, или нет.
В начале этой истории я писала, что для меня города делятся на те, которые я чувствую, и те которые - нет. Только вот сейчас, дописав предыдущий абзац, я поняла, что скорее дело обстоит наоборот: города делятся на те, что хотят видеть меня своей частью, и те, что - нет.
Естесственно, мне было очень интересно мнение мужа относительно Москвы. Не в плане его ощущений. (За ненаучные мистические выбрыки у нас тоже отвечаю я). А в плане нормального человеческого мнения. В прошлом году мы приезжали ровно на два дня: утром прибыли, на следующий день вечером отправились обратно. Потому он успел только восхититься метро, поглазеть немного по сторонам и всё. Зато в этот раз, кстати, мотором той же поездки на ВДНХ, абсолютно спонтанной и незапланированной, был именно он. В воскресенье я забастовала потому, что ребёнку нужен был день, чтоб отойти от поездки и адаптироваться. И он отправился бродить сам. Вечером, когда мы неспешно гуляли вдоль улицы, по которой шёл сплошной поток машин, он вдруг не в тему совершенно, поперёк беседы сказал:
- Ты чувствуешь, как Москва живёт? Какая тут энергия. Я просто физически не могу сидеть на месте. Мне хочется куда-то идти, что-то делать. Мы сейчас слишком медленные, слишком... Отстающие. Посмотри на людей! Здесь всё по другому.
- Что, хочешь сюда переехать?
- Знаешь, в других условиях - да. Но сейчас... Я понимаю, что переехав, мы снимем угол где-то в Балашихе (там жил его друг, наверное именно поэтому назвал Балашиху), будем пахать от зари до зари, чтоб потом взять ипотеку. И ни фига не будет у нас времени на парки и музеи... Не говоря уже о ребёнке. Но помечтать хочется. Эх, было б мне тридцать...
- Я тоже об этом думала, что лет в двадцать пять у меня хватило бы энергии на жизнь здесь, но... В двадцать пять я была совершенно другим человеком. Между моими двадцатью и двадцатью пятью не один и не два, даже не десяток человек уехал в Киев, Москву, за рубеж. А я смотрела на них, как на экзотических жуков, настолько мне был чужд их образ мыслей, который толкал на глобальные перемены.
- Я сам в тридцать был не способен на переезд, хотя меня звали в Киев друзья...
- В общем, муж, вернёмся мы в свою провинцию...
- А в отпуск приедем сюда.
Да. Я пришла к выводу, что Москва - это просто суперский вариант провести отпуск для тех, кто не считает купание и лежание на топчане непременными атрибутами отдыха.
А небольшие зарисовки про город, про прогулки по его (её! Москва несомненно женщина) улицам, если интересно, я могу написать отдельно.
Продолжение истории: