В сети огромное количество статей, которые рассказывают про прогрев двигателя. А вот про прогрев автоматических трансмиссий материала очень мало. Да и вообще нужно ли прогревать «автомат», вариатор или робот. Я как человек, который ремонтировал «автоматы» несколько лет имею на это свое категоричное мнение
Начну с того что масла для коробок передач, также сертифицируются по стандарту SAE, однако сравнивать их с моторными маслами категорически не верно, у них свои допуски вязкости.
Так например для двигателя идут параметры 0W20, 5W30 – 5W40 и так далее, то для механических трансмиссий будут идти 75W90 или 80W85
Для АКПП, вариатора или робота масла вообще другие - с другими допусками вязкости, защиты, передачи крутящего момента, антиокислительным свойствам и так далее. Параметров у этих масел огромное количество.
Причем они намного технологичнее моторных смазок, хотя бы потому что ходят они минимум 60 000 км (а в некоторых автоматах и дольше), должны выдерживать высокую температуру в 150 градусов Цельсия (не разрушаясь). При этом они не только смазывают, они еще передают крутящий момент от двигателя колесам (то есть, по сути являются рабочим телом).
И да, для всех умников кто сейчас начнет писать - что это не масла, а ATF или CVT жидкость. Хочу ответить – это именно масла, только очень технологичные, сравнивать их с моторными не корректно.
Работа АКПП – вариатора
В этих трансмиссиях, как я уже упомянул сверху – масло является рабочим телом. От двигателя крутящий момент передается трансмиссии (а далее колесам) - через гидротрансформатор.
То есть, с двигателем нет жесткого зацепления. Да и само слово гидротрансформатор – если разобрать его смысл, это трансформация жидкости в кинетику
Если «на пальцах» рассказать принцип его работы, то: - внутри два турбинных колеса, одно прикреплено к двигателю, другое к самой коробке, между ними АТФ жидкость. Когда одно колесо начинает вращаться, создается поток жидкости, автоматически раскручивая другое колесо
Также в АКПП, да и в вариаторе тоже. Передачи смыкаются и размыкаются при помощи давления масла. Есть соленоиды, по сути это такие переключатели которые - то подают масло, то закрываются. Из-за этого происходит изменение конфигурации шестерен.
В вариаторах сейчас первых две передачи по сути как у АКПП (делается это для надежности), далее работают два конуса, между ними находится ремень. Эти конусы сходятся – расходятся от давления масла.
Вам нужно понимать, что масло в автоматах и вариаторах это реально очень важно.
Температурный порог
АКПП или вариатор идеально работают, когда масло внутри коробки находится в плюсовой зоне. При падении температуры, масло начинает густеть, при крайне низких температурах оно вообще может замерзнуть (про это чуть ниже)
И вот представьте агрегат - который заточен на масло практически во всем. В нем это масло начинает густеть
А это значит передача крутящего момента, становится другой. Прокачка потока масла через соленоиды ухудшается, фрикционные диски сжимаются неправильно, возможны проскальзывания. У вариатора может проскальзывать ремень
Многие производители автоматических трансмиссий имеют такой термин как «потеря текучести» масла
По сути, при такой температуре смазка вообще превратится в лед, или маслянистую кашу. Использовать автомобиль при таких температурах, категорически запрещено!
Конечно масла бывают разные, одни густеют при более низких температурах. Но средний показатель примерно -45, -50 градусов Цельсия. Многие масла уже нормально не текут, а превращаются в лед. Вот смотрим скрин одного производителя.
Скажите – «у нас в регионе максимум -30, -35 бывает -45 это жестко».
Соглашусь, однако текучесть масла падает уже при -15, -20 градусах Цельсия. А в -30, масло внутри вариатора или автомата достаточно густое.
Отсюда неадекватное поведение машины на холодную - пинки, толчки, АКПП может тупить и так далее. Просто смазка в коробке холодная и густая, отсюда и такая неадекватная работа.
Если вы хотите чтобы ваши автоматические трансмиссии работали долго, нужно в обязательном порядке их прогревать. Ведь любые пинки, это скорее всего проскальзывание фрикционных дисков, а это их преждевременный износ
Как прогревать АКПП или вариатор
Большого секрета тут нет.
- Первое - прогревать нужно двигатель, от него частично прогреется и АКПП, вариатор или робот.
Вот только за 2 минуты, если на улице - 25, - 35 градусов коробка до нормального состояния не прогреется
Вообще в идеале, если у вас есть «АВТОЗАПУСК», запустили мотор на 10 минут в мороз. Пусть она частично прогревается
АКПП или вариатор жестко прикручены к мотору, поэтому часть тепла передастся от двигателя. Также начинают крутиться турбинные колеса, они перемешивает масло, нагревая его. Правда нагрузки никакой нет, машина стоит в N-нейтрали, или P-паркинге.
- Второе - даже 10 минут на сильном морозе может быть не достаточно. Да масло разогрелось но не сильно, скажем прибавило +10 градусов что уже не плохо.
НО! Нужно добавить температуры. Для этого включаем режим D-драйв, выжали тормоз и стоим с этим режимом примерно 1 - 2 минуты
Коробка начинает работать под нагрузкой, одно турбинное колесо начинает сильно нагнетать давление на другое (а оно практически не вращается), из-за этого разогрев масла происходит еще быстрее.
Таким образом добавляется еще примерно +5, +10 градусов. В итоге, если на улице -25 градусов, то масло в коробке уже примерно - 5 градусов Цельсия. Оно уже жидкое и нормально прокачивается.
ВАЖНО! Сразу на холодной коробке включать D-драйв и стоять пару минут не нужно, масло густое и холодное это создаст большую нагрузку на АКПП. Нужно изначально погреть коробку на холостых 5 - 10 минут. Далее уже включать D-драйв
- Третье - после начинаем плавно двигаться. Примерно 3 - 5 километров едем плавно, не ускоряясь. Обороты двигателя не больше 2000 - 2500! Масло войдет уже в плюсовую зону, и выйдет на свои нормальные параметры
Если на улице не такой сильный мороз! Скажем -5, -10 градусов Цельсия масло в АКПП более - менее жидкое, сильно можно не греть, запустили мотор на 3 – 5 минут. Включили D-драйв на 30 - 60 секунд, ногу держим на тормозе. Далее начинаем плавно двигаться.
Без глобальных рывков и высоких оборотов, плавно едем 5 – 10 минут. От передачи крутящего момента, масло через это время станет уже +5, +10 и более градусов. А это уже нормальная температура
Пару слов, про робот
Роботов существует огромное количество:
Есть однодисковые – сейчас это вымирающий вид, однако их было сделано достаточно. Однодисковые - подразделяются на электрическое управление и гидравлическое (под управлением я имею в виду выбор и переключение передач, все это делают определенные актуаторы)
Есть двух дисковые роботы – они в свою очередь подразделяются на мокрое сцепление и сухое. Двухдисковые роботы сейчас это самый перспективный вид.
Самый проблемный робот – это однодисковый, с гидравлическим переключением. Такие очень часто ставили раньше на французов, итальянцев типа FIAT и так далее. У него замерзают эти актуаторы, точнее масло в них. И он нормально не работает. Греть эту машину обязательно - иначе просто можно никуда не уехать.
В двух дисковых роботах также есть соленоиды, для переключения передач. Также масло может густеть и плохо прокачиваться. Так что греть их также желательно.
Наверное самый не восприимчивый робот к морозам, это однодисковый с управлением электрическими актуаторами. Такой стоял на ЛАДА ВЕСТА. Когда просто на обычную механическую коробку прикрутили два актуатора
Вот только работает такой робот отвратительно (я ездил на таком автомобиле). Переключения и динамика оставляют желать лучшего. Зато можно специально не греть
На этом все, думаю мой материал вам помог. Так что ставим лайки и подписываемся на канал.
СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: