Найти в Дзене
Марсель Македонский

Америка, Азия, Россия: Порочный круг или тренд на тренды

Тренды стабильно рулят в мировом кинематографе – таков путь. С 70-х до конца 90-х кино сходило с ума от восточных единоборств и прочих ниндзя. В один момент еще пришли киборги и поработили умы зрителей. Когда эти все немного отошли покурить, на первый план выдвинулись всяческие супергерои. Тренды в целом отмирали тихо, не вызывая сильной реакции у зрителя, но что касается затухания супергеройского кино, то мне кажется, что как минимум в душе́ многие аплодировали, а кто-то и свечку в церкви поставил. А что сегодня? Если говорить о западном кино, как о трендсеттере, то ситуацию с выбором тем для мейнстрима я бы назвал безвременьем. Да, фантастика определённо превалирует, так как за ней неизменно следуют спецэффекты, на которые зритель по инерции клюёт, выбирая свежую киношку в афише или в меню своего стрим-сервиса. Но в целом у меня создаётся впечатление, что и самые крупные кино-продюсеры сегодня сами не понимают, где пролегает та желанная широкая тропа зрительского интереса. Вот они и
Оглавление

Тренды стабильно рулят в мировом кинематографе – таков путь. С 70-х до конца 90-х кино сходило с ума от восточных единоборств и прочих ниндзя. В один момент еще пришли киборги и поработили умы зрителей. Когда эти все немного отошли покурить, на первый план выдвинулись всяческие супергерои. Тренды в целом отмирали тихо, не вызывая сильной реакции у зрителя, но что касается затухания супергеройского кино, то мне кажется, что как минимум в душе́ многие аплодировали, а кто-то и свечку в церкви поставил.

промо к "Мстителям"
промо к "Мстителям"

Америка

А что сегодня? Если говорить о западном кино, как о трендсеттере, то ситуацию с выбором тем для мейнстрима я бы назвал безвременьем. Да, фантастика определённо превалирует, так как за ней неизменно следуют спецэффекты, на которые зритель по инерции клюёт, выбирая свежую киношку в афише или в меню своего стрим-сервиса. Но в целом у меня создаётся впечатление, что и самые крупные кино-продюсеры сегодня сами не понимают, где пролегает та желанная широкая тропа зрительского интереса. Вот они и перебирают варианты с тем, что когда-то выстрелило, что-то комбинируют, пытаясь нащупать или угадать. Но пока это лишь разовые попадания в интерес зрителя, а не новый Клондайк, каким были боевики в 80-х. А чаще всего продюсерский взгляд падает на проторенный хайвей римейков и франшиз – сомнительная дорожка, как по мне. Дорожка в никуда, но деньги пока приносить способна.

У меня складывается впечатление, что зритель сегодня не просто созрел, а жаждет обычного не спецэфектного кино, которое покажет ему живых персонажей с живыми историями. Это поиск какого-то вайба, что-то такое из кино до 00-х. И большой успех подобных сериалов, которым постоянно продлевают сезоны, подтверждает моё предположение (как мне кажется). Однако, как показывает практика, снять простое, но настоящее кино в нашем пластиковом мире – задача нетривиальная. Посмотрите на замечательнейшую эпоху ромкомов 90х – середины 00-х. Почему сегодня достойных ромкомов в целом не выпускают? Думаю, дело не только в пресловутой повесточке, но и в утрате ощущений того самого живого вайба. Даже глупые американские комедии ещё 20 лет назад были классными и живыми, а сегодня тамошние киноделы и это повторить не могут.

Азия

Можно, конечно, поискать свежие идеи в азиатском кинематографе, который вроде как весьма оригинален. Но если присмотреться к нему, то несложно заметить что и азиаты очень многое заимствуют у Голливуда; перерабатывают это, а затем начиняют своей спецификой. Болливуд вообще копирует западные фильмы, как китайцы – технику и автомобили. Самое интересное кино, на мой взгляд, делают в Южной Корее (пусть с этим и не согласны в Корее Северной). Но опять же, там своя специфика, которую бесполезно пытаться переносить на западный киноязык. Но у азиатского кино определённо стоит поучиться западным киношникам в плане обновления визуала. Уж слишком шаблонную и предсказуемую картинку мы видим из фильма в фильм, а у азиатов она выглядит более свежей.

Единственное, что может реально тематически и сюжетно вдохновить западного киношника в азиатском кино, так это тамошние фильмы ужасов. Вполне реально пытаться осуществить этот перенос на западные рельсы. Но только здесь речь уже идёт о достаточно узком жанре, а не мейнстриме. Вот только режиссера нужно брать толкового – чтобы не было такого выражения лица, когда смотришь американское "Проклятие" после японского.

кадр из японского "Проклятия"
кадр из японского "Проклятия"

Надолго ли главный мировой трендсеттер Голливуд останется в состоянии перманентной перезагрузки, пока не ясно. И очевидно, что тонны толерантной приправы этой перезагрузке никак не помогают. Ситуация с тамошним кинобизнесом явно находится в подвешенном состоянии. Проблема эта системная и комплексная, выпуском одного патча её не решить.

Россия

А что у нас? Я соглашусь со мнением многих специалистов и актёров, что российские сериалы в целом показывают стабильный качественный рост и демонстрируют разнообразие тем. Наши сериалы интересны зрителю прежде всего тем, что они свои, российские, понятные. Наши киноделы создают сериалы для российского зрителя, без оглядки на возможные продажи показов и прав в другие страны. И это очень правильный подход. Российский зритель действительно подсел на новые российские сериалы. Подсел и ждёт новых сезонов и новых тем.

промо "Содержанок"
промо "Содержанок"

Наше мейнстрим-кино в целом в той же ситуации, что и мировое: есть удачные проекты, но очевидно, что продюсерская мысль топчется на месте. Вот нащупали наши продюсеры золотую жилу в виде экранизации сказок, культовых мультфильмов и ремейков советских сказок: поначалу получилось здорово, но увеличивающийся масштаб разработки этой жилы стал явно сказываться на качестве фильмов. Пока на фоне сценарного кризиса в Голливуде и почти полного ухода официального кинопроката западной продукции эти новые сказки действительно завлекают массового зрителя в живые кинотеатры. Но не стоит ли нам уже сейчас усиленно искать новые темы для сценариев? Вот и Сергей Лукьяненко недавно выказал озабоченность, что увлечение наших киноделов римейками через какое-то время может попросту обрушить рынок. И он же говорит, что необходимо больше работать над фильмами бытового плана. То есть даже писатель-фантаст выступает за выпуск простого кино.

Другая достаточно тупиковая тема – времена СССР и “лихие 90е”. Понятно, почему к этому времени так часто стали обращаться наши киношники. Это близкие и понятные нам темы, наша недавняя история. И обращаться в кинотворчестве к своей истории – это правильно. Но ситуация здесь весьма схожа с разработкой темы сказок: снимают слишком много и качество проседает.

кадр из "Слова пацана"
кадр из "Слова пацана"

Тем не менее, мне кажется, у российского кино сегодня больше шансов найти надёжную тропу к зрительскому интересу, чем у глобального западного кинематографа. И неглобальность вкупе с небольшими финансовыми возможностями (относительно Голливуда) в этом шансе только помогает. Киностудии – тот же бизнес, которому необходимо расти. Когда бизнес уже достиг больших масштабов, ему всё равно требуется расширение плюс поддержание достигнутых результатов, что с каждым годом труднее. А тут кинобизнес – творчество, как ни крути. Это на порядок сложнее, чем выпускать физический товар. Российскому кинематографу дай Бог в ближайшие годы просто нормально освоить отечественный рынок и закрепить свои позиции. Глобальная экспансия ему не грозит. Наверное, схожая ситуация и у тех же японцев с корейцами. И в этом я вижу большое преимущество перед Голливудом – больше шансов сконцентрироваться на качестве.

Лично я бы предложил тренд на разумное, доброе и созидательное кино, с основой из вечных ценностей. Если по-простому, то хотелось бы побольше спокойных и позитивных фильмов, оставляющих долгое и приятное послевкусие с побуждением поразмыслить. Но это зрителю просто пожелать видеть кино таким-то, а кинобизнес хочет и окупать свои фильмы и получать прибыль.

фото со съёмок "Последнего богатыря"
фото со съёмок "Последнего богатыря"

Поэтому на данном этапе сказочная тема – не самая плохая находка для нашего мейнстрима. И здесь вполне можно сказать большое спасибо ушедшему Диснею за мощный толчок в виде фильма “Последний богатырь”. Я расцениваю экранизацию наших сказок как отличный вариант захода в жанр фэнтези, так как без зацепок к мифам и сказкам у нас в этот жанр хорошо зайти не получается. А данный жанр весьма популярен в литературе по всему миру. Фэнтезийных фильмов и сериалов снято очень много, но успешных как и в любом другом жанре – лишь несколько процентов. В целом и наши кинопродюсеры понимают, что фэнтези и фантастика привлекают широкий спектр аудитории и имеют приличный маржинальный потенциал.

Мне даже кажется, что кино-тренды – это вообще не для нас. Дополню свою мысль насчёт плюсов маленьких масштабов нашего кинобизнеса. Счёт каждой копейки заставляет кинопроизводителей не только оптимизировать процесс, в т.ч. усмиряя хотелки звёзд и звёздочек, но и так же не даёт им засирбивать фильмы спецэффектами от и до. И это самое небезграничное финансирование (с упованием на ФК) вынуждает продюсеров очень тщательно выбирать сценарии. Отсюда мы получаем не только качество, но и разнообразие, а трендовые (сказочные) фильмы мы пока видим совсем немного и строго по сезонам.

В Советское время ходила весьма ёмкая, но (сорри) чёрная, шутка юмора: “На смерть Джона Леннона ответим смертью Иосифа Кобзона!” В завершение своей блуждающей мысли эту штуку я перефразирую: “На гендерное многообразие ответим многообразием тематическим!”.

Автор: Николай Семёнов
Редактор: Марсель Македонский

Другие публикации автора: