Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Ошибка на миллион: как какао-боб и косоглазый дизайнер подарили миру бутылку Coca-Cola

Представьте, что вы — самый крутой производитель лимонада в мире. Вашу газировку пьют все, от фермеров до сенаторов. Но есть одна засада. Как только вы отворачиваетесь, на рынке появляется армия клонов. Десятки контор разливают в точно такие же прямые бутылки какую-то сладкую бурду, лепят похожую этикетку и рубят бабло на вашем имени. Именно в такой ситуации оказалась компания Coca-Cola в начале XX века. Их юристы сбились с ног, подавая в суд на подражателей. И тогда кому-то в голову пришла гениальная мысль: «Нам нужна такая бутылка, чтобы ее можно было узнать на ощупь в полной темноте. Или даже по осколкам на полу!». В 1915 году они объявили конкурс среди стекольных компаний. Приз — огромный контракт. Началась битва века. Победить хотели все. Но больше всех — маленькая стекольная компания Root Glass Company из Индианы. Их команда дизайнеров, во главе с неким Эрлом Дином, заперлась в библиотеке и начала мозговой штурм. Задание было простым: дизайн должен быть связан с ингредиентами нап
Оглавление

Представьте, что вы — самый крутой производитель лимонада в мире. Вашу газировку пьют все, от фермеров до сенаторов. Но есть одна засада. Как только вы отворачиваетесь, на рынке появляется армия клонов. Десятки контор разливают в точно такие же прямые бутылки какую-то сладкую бурду, лепят похожую этикетку и рубят бабло на вашем имени.

Именно в такой ситуации оказалась компания Coca-Cola в начале XX века. Их юристы сбились с ног, подавая в суд на подражателей. И тогда кому-то в голову пришла гениальная мысль: «Нам нужна такая бутылка, чтобы ее можно было узнать на ощупь в полной темноте. Или даже по осколкам на полу!».

Источник: bottle.aw-passions.com
Источник: bottle.aw-passions.com

В 1915 году они объявили конкурс среди стекольных компаний. Приз — огромный контракт. Началась битва века.

Гениальная ошибка на букву «К»

Победить хотели все. Но больше всех — маленькая стекольная компания Root Glass Company из Индианы. Их команда дизайнеров, во главе с неким Эрлом Дином, заперлась в библиотеке и начала мозговой штурм.

Задание было простым: дизайн должен быть связан с ингредиентами напитка — листом коки или орехом кола.

Источник: en.wikipedia.org
Источник: en.wikipedia.org

Мужики взяли энциклопедию. Начали искать. И вот тут, то ли от спешки, то ли от жары, то ли потому что шрифт был мелкий, они... перепутали страницы. Вместо «Coca» и «Kola» они открыли статью на букву «С» — «Cacao». То есть «Какао».

На странице была иллюстрация: вытянутый, ребристый плод какао-боба. Не имеющий к Кока-Коле никакого отношения.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

— Эврика! — крикнул кто-то из них. — Смотрите, какая форма! Узнаваемая, рифленая, ее удобно держать в руке!

Они понятия не имели, что смотрят не на тот ингредиент. Нарисовали эскиз, сделали прототип и отправили на конкурс.

Представьте себе лицо руководства Coca-Cola, когда они увидели этот дизайн. Они, наверное, почесали репу и сказали: «Ребята, это, конечно, красиво, но при чем тут какао?». Но бутылка была настолько хороша, настолько уникальна и приятна на ощупь, что они махнули рукой на ботанику и сказали: «Берем!».

Наш бы уволил, а их — озолотил

И вот тут самое интересное. Представьте, что такая ситуация произошла у нас. Дизайнер перепутал свеклу с редиской и нарисовал логотип для завода по производству борща в форме редиски. Что бы с ним сделали? Правильно, уволили бы к чертовой матери, лишили премии и заставили переделывать по ГОСТу.

-5

А там... ошибка стала основой для глобального бренда. Компания Root Glass Company не только получила свой контракт, но и запатентовала дизайн, получая роялти с каждой произведенной бутылки. Ошибка одного дизайнера озолотила всю компанию.

Фишка: как бутылка «похудела»

Кстати, самая первая версия бутылки была немного не такой, какой мы ее знаем. Она была «пузатее», как маленький толстячок.

Источник: insider.com
Источник: insider.com

И когда ее попытались запустить на конвейер, выяснилось, что она слишком широкая и просто не пролезает в стандартное разливочное оборудование.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Дизайнерам пришлось срочно «худить» свое творение. Они сделали бутылку более стройной, вытянутой, но сохранили ту самую знаменитую ребристую «талию». Именно этот «похудевший» вариант и пошел в массовое производство в 1916 году.

Мораль

История этой бутылки — это гимн случайности. Команда дизайнеров, которая не знала, как выглядят ингредиенты продукта. Ошибка в энциклопедии. И руководство, у которого хватило смелости признать, что красивая ошибка лучше, чем скучное правильное решение.

Иногда самые гениальные идеи — это результат чистого везения и одной очень удачной оплошности. Главное — вовремя понять, что ты наткнулся на золото, даже если искал медь.

-8

А пока вы ждёте новую статью, вот пара лучших материалов, которые уже собрали множество комментариев: