Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Шесть жен, одна корона и большая проблема с ногами: почему Генрих VIII не был Синей Бородой

Если спросить случайного прохожего на улице, что он знает о Генрихе VIII, мы услышим стандартный набор: толстый, рыжий, злой и казнил всех своих жен. В массовой культуре этот король превратился в карикатурного злодея, этакого средневекового маньяка с короной набекрень, который менял королев, как перчатки, и отправлял их на эшафот при первом признаке плохого настроения. Но история — дама капризная и любящая нюансы. Если мы отложим в сторону бульварные романы и посмотрим на сухие факты, перед нами предстанет совсем другой человек. Не просто «пожиратель женщин», а глубоко несчастный, больной и одержимый династическим долгом монарх, который отчаянно пытался спасти свою страну от новой гражданской войны. Давайте разберемся, почему из шести жен были лишены жизни только две (да, всего две!), чем на самом деле болел король и почему его личная жизнь была не мыльной оперой, а вопросом национальной безопасности. Прежде чем превратиться в тучного старика с портретов Гольбейна, Генрих был, пожалуй,
Оглавление

Если спросить случайного прохожего на улице, что он знает о Генрихе VIII, мы услышим стандартный набор: толстый, рыжий, злой и казнил всех своих жен. В массовой культуре этот король превратился в карикатурного злодея, этакого средневекового маньяка с короной набекрень, который менял королев, как перчатки, и отправлял их на эшафот при первом признаке плохого настроения.

Но история — дама капризная и любящая нюансы. Если мы отложим в сторону бульварные романы и посмотрим на сухие факты, перед нами предстанет совсем другой человек. Не просто «пожиратель женщин», а глубоко несчастный, больной и одержимый династическим долгом монарх, который отчаянно пытался спасти свою страну от новой гражданской войны.

Давайте разберемся, почему из шести жен были лишены жизни только две (да, всего две!), чем на самом деле болел король и почему его личная жизнь была не мыльной оперой, а вопросом национальной безопасности.

Золотой мальчик Ренессанса

Прежде чем превратиться в тучного старика с портретов Гольбейна, Генрих был, пожалуй, самым завидным женихом Европы. Когда он взошел на престол в 1509 году, ему было всего 17 лет. Высокий (под 190 см!), атлетичный, образованный. Он говорил на латыни и французском, писал музыку (песня «Pastime with Good Company» — его хит), прекрасно танцевал и мог уложить на лопатки любого борца.

Он был воплощением принца эпохи Возрождения. Католическая церковь его обожала: за памфлет против Лютера папа Лев X даже дал ему титул Fidei Defensor («Защитник веры»), который британские монархи носят до сих пор (ирония судьбы, учитывая дальнейшие события).

Но над этим золотым мальчиком висела тень. Тень его отца, Генриха VII, который захватил трон силой, закончив кровавую Войну Алой и Белой розы. Династия Тюдоров была молодой и шаткой. Любой серьезный кризис мог снова погрузить Англию в хаос. Генриху нужен был наследник. Сын. Железная гарантия стабильности. И именно этот поиск сына стал двигателем всей его трагической жизни.

Екатерина Арагонская: испанская проблема

Екатерина Арагонская. Дочь великих испанских монархов Фердинанда и Изабеллы. Она была вдовой старшего брата Генриха, Артура. Генрих женился на ней сразу после коронации. Это был брак по любви (по крайней мере, со стороны Генриха) и по расчету.

Они прожили вместе почти 24 года. Двадцать четыре! Это дольше, чем все остальные пять браков вместе взятые. Екатерина была верной, умной и стойкой. Она даже командовала обороной Англии от шотландцев, пока Генрих воевал во Франции.

Но была одна проблема. Биология. Екатерина беременела шесть раз. Но выжил только один ребенок — дочь Мария (будущая Кровавая Мэри). Сыновья уходили из жизни либо при рождении, либо через несколько недель. Для Генриха это была катастрофа. Он начал думать, что его брак проклят Богом (в Библии есть строчка про то, что нельзя жениться на жене брата).

Развод (или, точнее, аннулирование брака) с Екатериной стал началом Английской Реформации. Папа римский отказал, и Генрих решил проблему радикально: он просто уволил папу. Англия откололась от Рима не из-за теологии, а из-за вопроса наследования. Екатерина ушла из жизни по естественным причинам, в ссылке, но неприкосновенной.

Анна Болейн и «французский меч»

Анна Болейн. Женщина-ураган. Умная, амбициозная, с «французским шиком». Она мариновала короля шесть лет, не допуская до своего тела, пока он не надел ей кольцо на палец.

Именно ради нее Генрих перевернул Европу. Но как только Анна стала королевой, магия исчезла. Она родила дочь — Елизавету (великую, но все же дочь). Последующие беременности заканчивались неудачно. У Генриха случился флешбэк: опять нет сына. К тому же Анна обладала острым языком и взрывным характером, что короля, привыкшего к покорности, начало раздражать.

Ее падение было стремительным и жестоким. Обвинения в измене были сфабрикованы, но юридическая машина сработала четко. 19 мая 1536 года французский мастер (Генрих выписал специалиста из Кале, проявив странную милость) исполнил приговор мечом. Это была первая казнь.

«Любимая» Джейн

Джейн Сеймур. Тихая гавань после бури. Она была полной противоположностью Анны: спокойная, покорная, «готовая подчиняться и служить».

Она сделала то, чего не смогли другие: родила сына, Эдуарда. Генрих был на седьмом небе от счастья. Наконец-то! Династия спасена.

Но через две недели после родов Джейн угасла от родильной горячки. Генрих был раздавлен. Он носил траур дольше, чем по кому-либо другому, и завещал похоронить себя рядом с ней. Не потому, что любил ее больше всех (хотя, возможно, и так), а потому, что она дала ему сына.

«Фламандская кобыла»

Два года вдовства. Советники паникуют: одного сына мало, запасной не помешает. Канцлер Томас Кромвель находит невесту в Германии — Анну Клевскую. Генрих видит ее портрет кисти Ганса Гольбейна, влюбляется в картинку и подписывает контракт.

Реальность оказалась суровой. Когда Анна приехала, Генрих (который уже сам был не Аполлоном) нашел ее непривлекательной. «Она похожа на лошадь!» — якобы бушевал он. Брак не был консумирован.

Но Анна оказалась самой умной из всех. Она не стала спорить, не стала качать права. Когда Генрих предложил развод, она сказала: «Окей, Ваше Величество».

В награду она получила титул «любимой сестры короля», кучу замков, огромную пенсию и спокойную жизнь. Она пережила и Генриха, и всех его жен, наслаждаясь богатством и свободой. Жизнь и нервы были сохранены.

Роза без шипов (но с прошлым)

Екатерина Говард. Ей было около 17, ему — 49. Он называл ее «розой без шипов». Для стареющего, больного короля она была глотком юности. Он осыпал ее бриллиантами и землями.

Но юная королева совершила фатальную ошибку. Она не поняла, что замужем не просто за стариком, а за абсолютным монархом. У нее начался роман с придворным Томасом Калпепером. Плюс всплыло ее бурное прошлое до брака.

Измена королю — это государственная измена. 13 февраля 1542 года Екатерина Говард взошла на эшафот. Вторая (и последняя) казненная жена.

Сиделка с короной

Екатерина Парр. Дважды вдова, умная, начитанная протестантка. Она стала для Генриха не столько женой, сколько другом и сиделкой. Она примирила его с дочерьми, Марией и Елизаветой, вернув их в линию наследования.

Она пережила Генриха, вышла замуж по любви за Томаса Сеймура (дядю короля Эдуарда VI), но, по злой иронии судьбы, ушла из жизни при родах год спустя.

Медицинская карта монстра

Почему к концу жизни Генрих превратился в параноидального тирана весом в 140 кг (при талии 137 см)? Современные врачи, изучая его симптомы, выдвигают несколько версий. Во-первых, рассматривается серьезная турнирная травма. В 1536 году (год казни Анны Болейн) Генрих упал с лошади на турнире, и животное в доспехах придавило его. Он был без сознания два часа. Врачи считают, что он получил серьезное повреждение мозга, которое навсегда изменило его личность, сделав его вспыльчивым и подозрительным. Во-вторых, после той же травмы у него открылись хронические язвы на ногах, которые не заживали до самой смерти. Это была мучительная, постоянная боль, сопровождавшаяся воспалением и тяжелым запахом, порой лишавшая возможности ходить. Представьте, что у вас 10 лет болит зуб, только этот зуб — ваша нога; любой бы потерял самообладание. В-третьих, подозревается диабет 2-го типа, на который указывают ожирение, жажда и проблемы с конечностями. И наконец, существует теория о синдроме Маклеода — редком генетическом заболевании, которое могло бы объяснить и психические проблемы, и неудачи с наследниками у его жен.

Не Синяя Борода, а заложник короны

Генрих VIII не был маньяком, коллекционирующим трагедии. Он был продуктом своего времени — жесткого, прагматичного и помешанного на наследовании.

Из шести жен он приговорил к высшей мере двух. Двух! И обеих — по обвинению в измене, которое по законам того времени каралось именно так. С двумя развелся. Одна ушла сама. Одна пережила его.

Он казнил сотни людей — католиков, протестантов, министров, друзей (Томаса Мора, Томаса Кромвеля). Но в его логике это была защита государства.

Он ушел из жизни 28 января 1547 года, держа за руку архиепископа Кранмера. Его последними словами якобы были: «Монахи... монахи...».

Он оставил после себя флот (создатель Королевского флота!), независимую от Рима церковь и троих детей, каждый из которых посидел на троне.

Так что, когда в следующий раз услышите про Генриха-убийцу, вспомните: это был человек, который просто очень хотел сына, очень любил поесть и у которого очень, очень сильно болели ноги.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Также просим вас подписаться на другие наши каналы:

Майндхакер - психология для жизни: как противостоять манипуляциям, строить здоровые отношения и лучше понимать свои эмоции.

Вкус веков и дней - от древних рецептов до современных хитов. Мы не только расскажем, что ели великие завоеватели или пассажиры «Титаника», но и дадим подробные рецепты этих блюд, чтобы вы смогли приготовить их на своей кухне.

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера